Методическая разработка открытого урока на тему «Проецирование плоскости» (2023 г)
методическая разработка
Открытый урок по дисциплине ОП 01 Инженерная графика на тему «Проецирование плоскости» для специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, объясняет достаточно сложную для восприятия тему. Был проведен с применением макетов плоскостей, подготовленной презентации и индивидуальных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 214 КБ |
презентация к уроку | 2.39 МБ |
задания для студентов | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП 1. Инженерная графика
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
на тему: Проецирование плоскости.
Выполнила: Ершова Т.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ»
Курск - 2023
Содержание:
- Деятельностная карта учебного занятия.
- Организационная структура учебного занятия.
- Ход урока.
Деятельностная карта учебного занятия.
Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Учебная группа: 2-5
Учебная дисциплина: ОП.01 Инженерная графика
Тема учебного занятия: «Проецирование плоскости»
Вид учебного занятия: практическое занятие.
Средства обучения:
аудиовизуальные (презентация Power Point.),
демонстрационные (макеты проецирующих плоскостей),
технические (персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран),
дидактические материалы (методическая разработка урока, карточки с заданием, раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы в аудитории,),
контрольные материалы (электронный дидактический материал (см. презентацию), в который включены модули, обеспечивающие обратную связь с обучающимися)
Методы деятельности обучающихся: проблемно-поисковый.
Методическая цель занятия: активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе решения проблемных задач; соблюдение принципов здоровьесбережения в процессе обучения.
Краткая аннотация занятия: выполнение практической работы «Проецирование плоскости» способствует более осмысленному изучению учебного материала, превращению фрагментарных знаний студента в системные, позволяет овладеть умением выполнять изображения плоскости на комплексном чертеже; различать плоскости общего и частного положения
Цели:
образовательные:
- конкретизировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах
- сформировать основы инженерного интеллекта будущего специалиста на базе развития пространственного и логического мышления.
развивающие:
- развивать аналитические способности обучающихся, умение установить причинно-следственные связи,
- вырабатывать умения планирования способов достижения целей,
- формировать коммуникативные навыки.
воспитательные:
- вырабатывать инициативу, самостоятельность и ответственность,
- формировать целостное представление о профессиональной деятельности,
- воспитать творческий подход к работе.
Прогнозируемые результаты:
- на занятии студенты усвоят знания: о способах графического представления пространственных образов;
- на занятии студенты усвоят умение: выполнять изображения проекций плоской фигуры на комплексном чертеже;
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Вести техническую документацию ремонтных работ.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Технологии обучения: технология моделирующего обучения, проблемного обучения, здоровьесберегащая технология.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
вербальные: беседа (проблемная, подготовительная, аналитическая, рефлексивный диалог);
наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
практические: выполнение чертежа;
Методы контроля: самоконтроль, устный контроль.
Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 600 от 25 августа 2021 г
- Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Инженерная графика
Образовательные ресурсы:
Основная литература:
- Инженерная графика, машиностроительное черчение: учебник/ А.А. Чекмарев. - М.: ИНФРА - М, 2020. – 396 с.
Дополнительная литература:
- Боголюбов С.К. Инженерная графика М. , Высшая школа, 2006 г
Научно-методические ресурсы:
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. Полат Е.с., Бухаркина М.Ю. – М.:Издательский центр «Академия»,2017,368 с
- Чернякова, Т.В. Некоторые аспекты преподавания раздела «Трехмер-
ное моделирование» [Текст] / Т.В.Чернякова /Екатериненбург, 2019 г. 58 с.
Организационная структура учебного занятия
Наименование этапов учебного занятия/регламент | Учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе | Используемые методы и приёмы | Виды деятельности студентов | Виды деятельности преподавателя | |
Мотивационно-целевой этап учебного занятия | 1. Мотивирование на учебную деятельность (2 мин) | Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную и творческую работу. | Подготовительная беседа. | Настраиваются на продуктивную мыслительную и практическую деятельность | Приветствует обучающихся. |
2. Объяснение темы занятия и ее значение в общем курсе дисциплины. (3 мин) | Объяснение темы занятия: создание условий для развития у обучающихся интереса к професиионально-ориентированной деятельности. | Подготовительная беседа. | Анализируют предложенные объекты изучения, прогнозируют свои действия | Организует подготовительную беседу. Обосновывает профессиональную значимость занятия | |
3. Целеполагание (2 мин) | Развитие умения выделять предмет действия, цель, средства, умения ставить задачу, строить модель деятельности по её решению. | Аналитическая беседа | Участвуют в формулировании целей занятия. | Организует деловое общение, способствующее целеполаганию. | |
4. Актуализация опорных знаний (13 мин) | Повторение и систематизация изученного материала, необходимого для практической деятельности на занятии. Определение границ знания и незнания. | Аналитическая беседа. | Концентрируют внимание на ранее изученном материале. | Организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполаганию. Взаимодействует с группой во фронтальном режиме. | |
Операционно-содержательный этап | 5. Объяснение нового материала (10 мин) | Открытие нового знания. Овладение учащимися алгоритмом выполнения работы | Объяснение с демонстрацией презентации и использованием макета из 3-х проецирующих плоскостей. | Анализируют объяснение, участвуют в решении поставленных задач. Объединяют ранее разрозненные понятия в целое | Вводит новое знания через проблемность задачи. Объясняет методику выполнения практического задания. Создает условия для развития творческого мышления |
6. Применение знаний, умений, навыков и опыта в выполнении практического задания. (5 мин) | Формирование умений и навыков: выполнение изображения следов плоскости общего положения и треугольника, лежащего в ней | Проблемно-поисковый метод | В устных ответах воспроизводят полученные знания, По названию плоскости, располагают ее на макете, находят следы плоскости, выполняют комплексный плоскости с самопроверкой. | Организует решение практического задания. по алгоритму. Консультирует. | |
7. Объяснение нового материала (15 мин) | Открытие нового знания. Овладение учащимися алгоритмом выполнения работы | Объяснение с демонстрацией презентации и использованием макета из 3-х проецирующих плоскостей. | Анализируют объяснение, участвуют в решении поставленных задач. Систематизируют полученную информацию | Развивает пространственное мышление. Объясняет методику выполнения практического задания. | |
8. Применение знаний, умений, навыков и опыта в выполнении практического задания. (10 мин) | Формирование умений и навыков: выполнение изображения следов плоскостей уровня проецирующей и треугольника, лежащего в них | Проблемно-поисковый метод | В устных ответах воспроизводят полученные знания, По названию плоскости, располагают ее на макете, находят следы плоскости, выполняют комплексный плоскости с самопроверкой. | Организует решение практического задания по алгоритму. Консультирует. | |
Рефлексивно-оценочный этап | 9. Систематизация знаний (15 мин) | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности | Решают графические задачи. | Организует воспроизведение полученных знаний, решение графических задач. Разбирает допущенные ошибки и выявляет их причины |
10. Рефлексия. Подведение итогов практического занятия. (3 мин) | Развитие навыков контроля и оценки процесса и результатов деятельности | Рефлексивный диалог | Оценивают свою деятельность на занятии | Организует рефлексивный диалог. Подводит итоги занятия. Выставляет отметки. | |
11. Объяснение домашнего задания. (2 мин) | Ознакомление с домашним заданием, детализация информации по его выполнению | Сообщение | Записывают задание, задают вопросы (при необходимости) | Инструктирует по выполнению домашнего задания |
Ход открытого урока
Слайд 1 Проецирование плоскости.
Откройте тетради и запишите тему.
Наша тема – часть большого раздела, который называется Начертательная геометрия.
Кто скажет, что же изучает это раздел? (как объемную фигуру изобразить на плоской поверхности, те на чертеже).
Начертательная геометрия не используется напрямую в вашей будущей профессии, но она формирует у вас пространственное мышление, без которого невозможно ни прочитать, ни выполнить чертежи.
Для того, чтобы подобраться к плоскости, мы сейчас вспомним некоторые основные понятия, на которые я буду опираться при объяснении нового материала.
Макет 1. Посмотрите на этом макете мы видим 3 взаимно перпендикулярные плоскости и точку, которая находится между ними.
Каким образом построить 3 проекции этой точки? (нужно провести перпендикуляры на каждую из плоскостей проекций)
Как же называются эти проекции? (а΄-горизонтальная, а΄΄-фронтальная, а΄΄΄- профильная).
Этот объемный макет превращаем в комплексный чертеж, т.е. все плоскости совмещаем в одной – фронтальной. Макет 2. При этом смотрите – сама точка пропала, но остались 3 ее проекции.
По трем проекциям точки мы всегда можем определить расположение самой точки .
Кто из вас вспомнит: как может располагаться точка? ( в пространстве, на одной из плоскостей проекций H, V,W, на одной из осей OX, OY, OZ)
Слайд 2. Прошу вас вспомнить, как строить точку по заданным координатам. Если есть точка и заданы ее координатам, то сначала откладываем координату по оси OX. Проводим вертикальную линию: вниз откладываем координату по оси OY. Затем вверх откладываем координату по оси OZ. Получили 2 проекции точки а΄ и а΄΄. Чтобы построить 3-ю проекцию а΄΄΄мы воспользуемся волшебной линией под 45 градусов.
Слайд 3. Сейчас вы построите в своих тетрадях 3 проекции точки по заданным координатам, Определите ее положение самой точки в пространстве и покажете ее на своих уголках. Работать будем по вариантам.
Открыть на слайде ответы
Теперь вспомним про прямую. Она может быть задана 2-мя точками. При проецировании одного отрезка мы получаем 3 его проекции. Чертить не будем, просто скажете мне, глядя на проекции – как проходит отрезок в действительности.
Кто из вас вспомнит: как может располагаться отрезок? ( в пространстве, может быть перпендикулярен или параллелен одной из плоскостей проекций)
Слайд 4. Поочередно открывать на слайде ответы.
А теперь переходим собственно к плоскости. Давайте вспомним геометрию: каким образом можно задать плоскость?
Например – какое минимальное количество точек нужно, чтобы задать плоскость?
Три - верно. А еще?...
Давайте запишем в тетради: плоскость может быть задана:
- тремя точками
- точкой и прямой,
- двумя прямыми,
- плоской фигурой,
- следами.
Слайд 5. Посмотрите, первые задания понятны. А вот понятие след, мы встречаем впервые.
Давайте запишем: След – это линия пересечения плоскости с плоскостью проекций.
Макет 2. Желтый лист. Посмотрите желтая плоскость идет под наклоном ко всем плоскостям проекций. Линия, которая получается при пересечении – и есть след. Их в нашем случае 3. Обозначаются РН – горизонтальный след, РV – фронтальный след,
РW –профильный след.(МЕЛОМ) Превращаем объемный уголок в комплексный чертеж – плоскость исчезла, остались только ее следы.
По этим следам мы можем определить, какая плоскость перед нами.
Слайд 6. Посмотрите, на слайде показаны наши действия с макетом. Плоскость на рисунке называется плоскостью общего положения.
Давайте посмотрим на эту схему. Кроме плоскости общего положения бывают и другие особые плоскости, которые мы сегодня будем изучать.
Слайд 7.
Запишем определение : 1. Плоскость общего положения наклонена ко всем плоскостям проекций.
А теперь представьте, что в этой плоскости начертили треугольник, какие мы получим проекции на всех плоскостях?
Возьмите треугольник, расположите его под углом ко всем плоскостям, какие проекции получим? Правильно –три треугольника.
ОТКРЫТЬ рисунок.
Перенесите в тетрадь средний чертеж, а треугольники без построения, рисунком.
Слайд 8.
Продолжаем писать в тетради: 2. Плоскость уровня – расположена параллельно одной из плоскостей проекций.
Ниже разновидность а) Горизонтальная плоскость уровня Р//Н. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно горизонтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его горизонтально, что вы увидите на плоскостях: (на горизонтальной треугольник, на двух остальных отрезки).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
Опять пишем б) Фронтальная плоскость уровня Р//V. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его параллельно фронтальной, что вы увидите на плоскостях: (на фронтальной треугольник, на двух остальных отрезки).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
Слайд 9.
Опять пишем в) Профильная плоскость уровня Р//W. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно профильной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его параллельно профильной, что вы увидите на плоскостях:( на профильной фронтальной треугольник, на двух остальных отрезки).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
Запишем определение: 3. Проецирующая плоскость проходит перпендикулярно одной из плоскостей проекций.
Ниже разновидность а) Горизонтально проецирующая плоскость Р┴Н. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к горизонтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите егоперпендикулярно Н, что вы увидите на плоскостях: (на горизонтальной отрезок, на двух остальных треугольники).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
Слайд 10.
Опять пишем б) Фронтально проецирующая плоскость Р┴ V. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его перпендикулярно V, что вы увидите на плоскостях: (на фронтальной отрезок, на двух остальных треугольники).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
И последняя плоскость в) Профильно проецирующая плоскость Р┴ W. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите следы в своих осях.
ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его перпендикулярно V, что вы увидите на плоскостях: (на профильной отрезок, на двух остальных треугольники).
ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.
Слайд 11.
И последнее задание. Я раздам вам каждому задание, где будет 3 точки. Нужно построить оси, на них построить проекции точек, по ним получить 3 проекции треугольника и написать его расположение в пространстве.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как построить три проекции точки А(х,у, z ) по её координатам?
Задание : построить по три проекции точки по заданным координатам, определить положение Точки в пространстве А(30,20,40) В(20,10,0) С(30,0,0)
Задание: по трем проекциям отрезка определить его положение в пространстве. Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Плоскость общего положения – наклонена ко всем плоскостям проекций
Горизонтальная (Р//Н) и фронтальная (Р// V ) плоскости уровня
Профильная (Р// W ) плоскость уровня. Горизонтально проецирующая плоскость (Р ┴ H) .
Фронтально проецирующая плоскость (Р ┴ V) Профильно проецирующая плоскость (Р ┴ W) .
Задание: построить 3 точки по координатам А(х, y , z) , В(х, y , z) , С(х, y , z) ; найти три проекции треугольника, определить его положение в пространстве.
Проверь себя сам
Домашнее задание Списать из учебника координаты точек по своему варианту Стр. 58, стр 59. Построить 3 точки по координатам А(х, y , z) , В(х, y , z) , С(х, y , z) ;найти три проекции треугольника, определить его положение в пространстве.
Предварительный просмотр:
ВАР.1 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(40,10,20) В(10,10,20) С(10,25,20) |
ВАР.2 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(25,10,45) В(25,10,15) С(25,40,20) | ВАР.3 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(40,10,20) В(10,10,20) С(10,25,15) |
ВАР.4 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(40,20,45) В(40,20,10) С(10,20,20) | ВАР.5 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(40,20,45) В(40,20,10) С(10,20,10) | ВАР.6 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(25,10,45) В(25,10,15) С(25,40,15) |
ВАР.7 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(35,10,40) В(35,10,10) С(10,30,35) | ВАР.8 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(40,20,35) В(25,40,20) С(15,10,10) | ВАР.9 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(20,10,10) В(45,25,20) С(35,40,30) |
ВАР.10 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(50,35,15) В(15,10,35) С(10,20,10) | ВАР.11 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(35,20,10) В(50,10,35) С(10,25,20) | ВАР.12 На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника. Определить положение треугольника в пространстве. А(35,20,10) В(55,10, 35) С(10,25,20) |
ответы:
Вариант 1 | ∆ // H |
Вариант 2 | ∆ // W |
Вариант 3 | ∆ ┴ W |
Вариант 4 | ∆ // V |
Вариант 5 | ∆ ┴ W |
Вариант 6 | ∆ // W |
Вариант 7 | ∆ ┴ H |
Вариант 8 | ∆ ┴V |
Вариант 9 | ∆ ┴ W |
Вариант 10 | В пространстве |
Вариант 11 | В пространстве |
Вариант 12 | В пространстве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...
Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения по профессиональному модулю ПМ....
Методическая разработка открытого урока на тему: "Дифференциальные и интегральные исчисления"
Цели урока, этапы урока....
Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"
Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...
Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"
Цели урока:обучающая:§ контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧 знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс инженерных сооружений на а...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».
· Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;· Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...
Методическая разработка открытого урока по теме "Способы проецирования"
Материал содержит: План проведения учебного занятия, рабочую тетрадь и презентацию урока...