Доклад на тему: «Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме»
методическая разработка

Демкович Яна Сергеевна

В своём выступлении я рассказываю об ВВПОД "ЮНАРМИЯ" как о способе эффективного воспитания обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsvoet.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 ГУСЕВА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА

Доклад

 «Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме»

                                                                                                   

Доклад подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ № 15 им. В. В. Гусева                                                                                                      Демкович Я. С.

                                                                                                     

Хадыженск

2024

Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме

«Правда в том, что воспитывать детей, насколько это возможно, всегда сложно – действительно, это самое трудное, что когда-либо делал любой из нас».

Лора Маркхэм

Свое выступление хотелось бы начать с цитаты одного из зарубежных практикующих психологов, доктора психологических наук по клинической психологии, Лоры Маркхэм: «Правда в том, что воспитывать детей, насколько это возможно, всегда сложно – действительно, это самое трудное, что когда-либо делал любой из нас» (слайд 1)

В своем столь небольшом педагогическом опыте я тоже столкнулась с этой проблемой, которая в самом деле вызвала у меня огромные трудности, так как мой классный коллектив состоит из детей активных, смышленых, инициативных, но у некоторых из них серьезные проблемы с поведением. Я стала думать над тем, как эту отрицательную энергию направить в положительное русло. Я обращалась к трудам А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского и ко многим другим отечественным и современным педагогам. Некоторые из практик мне действительно помогали, но эффект был недолгим.

И тут нам выпала возможность вступить во Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Таким образом, осенью 2023 года был создан отряд юнармейцев «Непобедимые». Хочу отметить, что у нас в школе уже был создан один отряд юнармейцев под названием «Патриот», куратором которого является Нерсесян М. Е., этот отряд по сей день является примером более молодому поколению юнармейцев.

Честно говоря, пятиклассники сначала не совсем понимали и не осознавали серьезность того, для чего им нужно носить красные береты и поло с символикой орла и пятиконечной звезды серебристого цвета. Я поняла, что мне предстоит проделать большую работу, чтобы донести до детей факт того, что на них выпала большая честь быть членом юнармейского отряда.

На первых этапах при взаимодействии обучаемых в коллективе возникли трудности, но под влиянием различных факторов, таких как личный пример педагога, совместное участие в военно-спортивных играх и т. д., у детей постепенно начало формироваться психологическое общественное мнение, настроение, привычки. Все это способствовало росту активности всех его членов. Поэтому важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка и создавать условия для проявления ими своих способностей в интересах группы, отряда. Педагогу необходимо владеть основными методами воспитания юнармейцев. Сейчас я расскажу о наиболее эффективных методах в воспитании юнармейцев, которые я использовала:

1. Метод убеждения. Заключается в активном воздействии на ум, чувства и волю юнармейца. Его цель — помочь человеку осмыслить, понять суть идей и требований и в соответствии с ними решать практические задачи. В работе с юнармейцами этот метод играет особую роль. Педагог обязан всячески помогать детям, проявляя терпение к совершаемым ими ошибкам, корректируя и направляя их поведение в верное русло. Педагог убеждает ребят словом делом и примером (принцип «Делай как я!»). При этом необходимо иметь в виду, что убеждение ребенка возможно лишь в случае собственного глубокого убеждения в пропагандируемых идеях и мыслях. То есть дети нуждаются в реальном примере, их нужно вдохновить. Примером может послужить ранее упомянутый мной отряд «Патриот» (слайд 3 «Мастер- класс по сборке автомата»). Очень хорошо, что в школе действует 2 юнармейских отряда и мои дети часто говорят мне, что хотят быть похожими на этот отряд. Они с восхищением смотрят на их умение маршировать, чётко выполнять команды командира. Я в свою очередь объясняю им, что они тоже могут достигнуть такого результата, если будут стараться и не сдаваться на пути к своей цели.

2. Метод упражнения. Основная цель — сформировать у детей положительные привычки, которые играют важную роль в деятельности человека. Так, например, привычка дисциплинированного поведения, выдержка, стойкость, умение преодолевать возникающие трудности и т. п. имеют существенное значение для успешного выполнения сложных задач.

Для выработки и развития у юнармейца положительных привычек, навыков, необходимы повторяющиеся действия, осуществляемые в определенных условиях: выполнение строевых приемов, команд, военно-спортивные соревнования и т. д. Покажу на конкретных примерах:

(слайды 4-10) военно-спортивный конкурс «Юный командир», 31 октября 2023г.

(слайд 11) 2 место в конкурсе "России славные сыны, на Вас равняться мы должны!

К основным направлениям формирования у юнармейца положительных навыков относятся:

— постоянное сочетание упражнения с разъяснением его назначения. Педагогу необходимо заботиться о том, чтобы его учащиеся осмысленно выполняли каждое упражнение, все необходимые приемы и действия. Если нарушить это сочетание, то упражнение может превратиться в муштру, механическое выполнение тех или иных действий; то есть ребёнку нужно объяснить, с какой целью он это делает (формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственность за будущее России, уважение к гос. символике, историческим символам и памятникам Отечества).

(слайд 12) Также не менее важным мне кажется участие в таких акциях, как «Посылка солдату», «Письмо солдату», где юнармейцы, да и вообще все ребята чувствуют свой вклад в победу своей Родины, проявляют поддержку и чувство милосердия, сострадания.

— всесторонний учет особенностей и возможностей ребят. Нужно постоянно опираться на личное мнение юнармейцев, тактично и терпеливо искоренять у ребят плохие привычки.

3. Метод поощрения. Применяется для закрепления положительных привычек и лучших качеств учащихся. Поощрение — тонкое и сильное средство воспитания. Оно окрыляет ребенка, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства (слайд 13 на церемонии награждения за активное участие в общественной жизни отряда были награждены командир и заместитель отряда «Непобедимые»). Поощрение положительно влияет также на весь коллектив юнармейцев, вызывает стремление лучше заниматься, но поощрение должно быть обоснованным и целесообразным. Ничто так отрицательно не воздействует на ребенка, как неоправданное поощрение, переоценка заслуг юнармейца (в этом на практике мне приходилось убеждаться не раз, особенно тогда, когда осуществлялось поощрение юнармейца за выполнение элементарных обязанностей).

Опыт показывает, что лучше всего применять поощрение за успешные действия за участие в различных соревнованиях. Значение поощрения повышается, если оно бывает своевременным и гласным, реализуется в короткий срок, обязательно заносится в портфолио юнармейца. У каждого ребёнка есть индивидуальная книжка юнармейца, которую я активно заполняю и вношу каждую заслугу.

4. Метод принуждения применяется к отдельным юнармейцам, чьи негативные поступки становятся примером для других членов отряда, в результате чего и остальные юнармейцы начинают нарушать дисциплину на занятиях.

Принуждение — широкое понятие и не может быть сведено лишь к наказанию. Оно включает следующие формы и средства воздействия: предупреждение, запрещение, порицание со стороны коллектива товарищей. У меня есть несколько учеников, с которым я использовала данный метод воспитания за нарушение дисциплины и пренебрежительное отношение к юнармейской форме. Я объяснила им в присутствии всего класса, что такое поведение не соответствует статусу юнармейца и они могут быть отстранены от общественной жизни отряда, впоследствии их вообще могут исключить из членов юнармейского отряда. И тех, кто будет вести себя по подобию, тоже ждет такая участь. На большинство класса это оказало существенное влияние.

 «Разумная система взысканий, — писал А. С. Макаренко, — не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Применяя взыскание, педагогу следует помнить о том, что требование должно быть твердым и решительным; четким и определенным; кратким и немногословным; оно должно быть справедливым, исполнимым, последовательным, настойчивым и выражаться в сдержанной форме. Руководитель (педагог, командир отряда и т. д.) не должен кого-либо оскорблять».

Технике применения метода принуждения я постоянно учусь самосовершенствоваться. Я поняла, что в данном процессе все имеет значение: и форма обращения к юнармейцу, и тон, и позы, и многое другое. А самое главное — глубокая вера в необходимость требования и вытекающие из этого настойчивость, воля, решимость.

Таким образом, я считаю, что участие движение «ЮНАРМИЯ» является одним из эффективнейших способов воспитания детей, оно способствует социализации детей, воспитанию юношей и девушек в духе любви к малой и великой Родине, понимания своей ответственности за её безопасность и процветание, формирует такие важные личностные качества: дисциплина, коллективизм, взаимовыручка, ответственность на порученное дело, упорство в достижении цели. Да, для детей это, в известной степени, игра, приключение. Но в этой игре формируется личность будущего гражданина России — её труженика и защитника.

Решение: продолжить применять вышеперечисленные методики воспитания, способствующие сплочению детского коллектива, воспитанию в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, верности, достоинства, любви к своей Родине. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по современному детскому танцу

краткое описание современного танца для детей...

"Современный детский сад"

Моей дочери 8 лет, она учится во 2 классе. Совместно с ней мы приготовили мини проект-"Моя кошка". Получилась интересная и поучительная работа....

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

методическая разработка на тему "Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты современных инновационных технологий"

Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учите...

Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...

Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г....