Внеклассное мероприятие «Женский портрет»
классный час
Кто из нас не останавливался хоть однажды перед женскими портретами и не подумал: «Кто она?» Многие поколения исследователей открыли имена красавиц, воспетых художниками, узнавали шаг за шагом факты их биографии.
Откроем завесу тайны, обязательной спутницы каждого портрета, и удовлетворим хотя бы отчасти свою жажду познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 617.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Женский портрет».
Цель:
Познакомить с женскими портретами, выполненными знаменитыми художниками;
Показать обаяние женской красоты;
Развивать чувство прекрасного, развитие кругозора обучающихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Подготовили: Озёрная Светлана Владимировна
Усынина Ольга Александровна
1 вед.
Кто из нас не останавливался хоть однажды перед женскими портретами и не подумал: «Кто она?» Многие поколения исследователей открыли имена красавиц, воспетых художниками, узнавали шаг за шагом факты их биографии.
Откроем завесу тайны, обязательной спутницы каждого портрета, и удовлетворим хотя бы отчасти свою жажду познания.
2вед.
В истории мирового искусства создано великое множество портретов. Мы попробуем познакомиться с женским портретом в историческом развитии. Фаюмский портрет, иконопись, парсуна…, первые ростки портрета. Вглядываясь в образы, запечатленные на фаюмских портретах, поражаешься глубине и пронзительности человеческого взгляда, обращенного к нам сквозь века… Портрет – это зеркало души, но оно может и льстить, и говорить правду, как бы открывая глаза на мир внутренних чувств.
1 вед.
Мы не знаем имени талантливого живописца, создавшего этот шедевр, неизвестна и точная дата написания «Владимирской» Богоматери. Летописные свидетельства позволяют предполагать, что в начале 12 века привезена драгоценная реликвия из далекой Византии в Вышгород под Киевом. Несколько десятилетий спустя Владимирский князь Андрей Боголюбский переносит ее в свою резиденцию на берега Клязьмы, а в конце 14 века она попала в Успенский собор Московского Кремля, где оставалась до 1918 года. Владимирская Богоматерь поражает глубиной психологической характеристики. Огромное дарование ее творца направлено на достижение одной цели: передать высокий смысл человеческого бытия, красоту жизни. Посмотрите внимательно в скорбные глаза «Владимирской» - и вы никогда не забудете их выражения. Они принадлежат не только изображенной византийским живописцем женщине, но всему миру. Во взгляде «Владимирской» как бы сконцентрированы представления средневекового человека о величии природы и земного бытия. Пользуясь скупой палитрой. Автор «Владимирской» умело сочетает тончайшие цветовые оттенки, достигая неповторимой живописной гармонии. Красочные плоскости точно пронизаны внутренним светом и дополняют одна другую, не нарушая колористического единства.
2 вед.
Один из самых прекрасных образов в мировом искусстве – образ Венеры. Создание картины «Рождение Венеры» потребовало от Сандро Боттичелли особых художественных средств, первое место среди которых занимает линия. Художественный язык картины сообщает ей возвышенный, сказочный характер. Чувственная физическая красота античного образа и возвышенная духовная красота образа христианского в неповторимых пропорциях были соединены Боттичелли в единый сплав нового понимания прекрасного. В облике Венеры он достиг той гармонии, которая и помогла ему создать один из самых прекрасных образов в мировом искусстве. Кто же была эта женщина? Не является ли она только мечтой художника? Такая женщина была и имя ее было Симонетта Веспуччи. Ей было 16 лет…
1 вед.
О как молодость прекрасна,
Но мгновенна. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!
И на завтра не надейся!
Лоренцо Великолепный.
Симонетта скончалась от чахотки в 17 лет, но Боттичелли любил ее и после смерти и хотел, чтобы милый облик был запечатлен на века. Такие женщины – легенды жили во все века и уходили молодыми.
2 вед.
Портрет Моны Лизы («Джоконда») кисти великого художника итальянского Возрождения Леонардо да Винчи – самое прославленное произведение мировой живописи. Уже четыре столетия человечество вглядывается в этот портрет, видя в нем не только прекрасную флорентийку, вдохновившую своей красотой и силой личности великого художника, но и отражение общечеловеческих мечтаний и страстей, человеческой истории. Джоконда прекрасный сфинкс, который таинственно улыбается с картины и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую мы еще не решили. Черный тон, который так любил Леонардо, возобладал в колорите Моны Лизы и придал ей восхитительную гармонию фиолетового, которая стала идеальным колоритом. Фигура, сидящая на скамье, среди фантастических скал удивительно мягка в светотеневой лепке и тонких переходах светотени (сфуматто).
1 вед.
В1642 году процветающий голландский живописец Рембрандт Харменс ван Рейн лишился своей любимой жены Саскии, дочери бургомистра, женитьба на которой в свое время доставила ему самую избранную клиентуру. В 1630 годы портрет в творчестве художника превращается в самостоятельный жанр. Рембрандт обладал независимыми взглядами на жизнь. Отношения с родителями жены так и не сложились, прекратились заказы, наступила нищета. И если бы не участие в его судьбе простой доброй женщины, служанки его дома, Хендрикье Стоффельс, вряд ли он смог плодотворно трудиться. В портрете Хендрикье найдена особая гармония ритма, что в сочетании с естественностью позы и глубокой психологической наполненностью образа делает его одним из шедевров Рембрандта. Художник строит композицию в пространстве, вычленяя объем фигуры из темного фона. В облике женщины чувствуется спокойная примиренность с жизнью.
2 вед.
Россия XVIIIвека рвалась вперед. Ей некогда было ждать, когда уйдет старое. А оно мешало тайно и явно. Мешали неповоротливые бояре, получающие чины по наследству, отлынивали от государственной службы боярские да княжеские недоросли. Искать людей сметливых, расторопных, преданных! Не на титулы смотреть, а на дела. Огромная страна старалась успеть все разом. Она строила, торговала, не отгораживалась от Европы, а звала ее к себе учить наукам, ремеслам, художествам. Трещали старые государственные порядки, расшатывались домостроевские устои в семье. Дочерей теперь учили грамоте и танцам. Женщина чиста, светла, равна мужчине умом и сердцем. Появились они и на полотнах живописцев. Художники много писали на заказ по требованию двора. Едва родившись, светская литература заговорила о женщине.
1 вед.
Бывали неожиданные всплески , портреты-откровения, где художники раскрывали душу женщины до потаенных глубин. Дмитрий Григорьевич Левицкий в 1775-1776 годах написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены в занятия искусством и наукой.
2 вед.
Живопись России XVIII оставила память и о женщине из народа. Кто она, эта женщина, одетая в праздничный сарафан и шитый золотом кокошник, изображенная на «Портрете неизвестной в русском костюме»? Аргунов разглядел в ней истинное благородство, идущее из народных истоков, ясный ум, врожденное чувство собственного достоинства. Алексей Петрович Антропов так и не преодолел некоторую иконописную плоскостность изображения. В его работах зритель не ощущает пространства. На «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой» , женщины пожилой и грубоватой, зрителя останавливает внимательный, умный взгляд. Художник не стремился приукрасить образ, грузную старческую фигуру не пытался сделать грациознее. Он тщательно выписывал детали. Портрет самой знаменитой женщины России Екатерины Романовны Дашковой, президента Академии наук, написал Дмитрий Левицкий. Почти все свои звания она получила самостоятельно.
1 вед.
Н.А. Заболоцкий свое стихотворение «Портрет» посвятил известному полотну Ф. Рокотова. Сын крепостного, окончивший Академию художеств, Рокотов был выдающимся живописцем. На бледном молодом лице выделяются глаза. Ее взор такой же искренний, как у ребенка. Но в то же время душа этой женщины остается загадочной и таинственной. Покров тайны, окружающей Струйскую, усиливается неопределенным, расплывчатым пространством и освещением. Лицо графини выражает одухотворенность и теплоту. Вниманием к внутреннему миру героев Рокотов предвосхищает искусство XIX столетия.
2 вед.
Портрет М. и. Лопухиной Владимир Лукич Боровиковский создал в 1797 году. Родом он был из Миргорода, занимался иконописью, в Академии не учился, но пользовался советами своего земляка Дмитрия Григорьевича Левицкого. Боровиковский предпочитал писать камерные портреты. В творчестве Боровиковского отразились черты модного в конце XVIII века сентиментализма. Лопухина изображена в мечтательной позе. Уединение героини и окружающий ее пейзаж создают впечатление естественности. Обобщенный образ природы, легкая грусть девушки – не печаль, а мечтательное состояние души. Боровиковский создал глубоко поэтичный образ юной красавицы, в котором сочетаются изысканность и простота, прямодушие и лукавство, чувство собственного достоинства и кокетство. Художник строит портрет на ритмах повторов линий в серебристо-голубоватом колорите. Через сто лет Я. Полонский напишет стихотворение «К портрету Лопухиной».
1 вед.
О! Женщина! Богиня красоты!
Её все почитают, восхищаясь!
И ищут те прекрасные черты,
В которых дар природы, раскрываясь,
Под зорким оком высшего Творца
Пленяет разум и бросает в бездну,
Чтобы мужчинам покорить сердца.
И спорить с этим, верьте, бесполезно!
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, которое поставило их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений, принципы классицизма, художники открыли неповторимость окружающего мира.
2 вед.
Карл Павлович Брюллов учился живописи с раннего детства : сначала дома – несколько поколений семьи Брюлло (Брылло – так звучала эта французская фамилия) были художниками. У героинь брюлловских картин правильные черты и безупречный овал лица. Эти полотна словно излучают тепло южного солнца их золотистый колорит покорил публику. Великий Карл сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. «Всадница» - первая картина-портрет, на которой изображены воспитанницы графини Ю. П. Самойловой. Здесь показаны герои в движении. Оно подчиняет главному персонажу других действующих лиц и предметы, объединяя их в гармоничную композицию. Темой портрета-композиции становится «человек в связи с целым миром».
1 вед.
Кто эта женщина? Загадка…
Народ гадает до сих пор…
В ней не найдёшь ты недостатка,
Как ни был бы придирчив взор.
Когда-то ведь была простою
Она служанкой у господ.
Но граф, пленившись красотою,
Её вознёс до сих высот.
Теперь она горда, надменна.
С картины смотрит свысока,
В блестящий бархат облаченна
И в соболиные меха,
Ресницы чёрными стрелами
Бросают трепетную тень,
Своими дивными очами
Она пленяет по сей день.
Не миновала славы громкой,
Смотря с картины свысока,
На краткий миг… И на века…
В художественной жизни России 70-80-х годов Иван Николаевич Крамской сыграл очень важную роль. Он помог сплотиться художникам, организовавшим Товарищество передвижных выставок, считавших академические правила устаревшими. Молодой женщине в мехах и бархате, едущей по Невскому проспекту, приписывали обличительный смысл. Но в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму.
2 вед.
Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов наиболее полно из всех русских художников XIX – XX в.в. усвоили принципы импрессионизма – радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкую игру света и цвета. Коровин учился в училище живописи. Ваяния и зодчества. Ему были чужды основные принципы русского реализма – повышенное внимание к сюжету, содержанию в ущерб живописным поискам. В «Портрете хористки» мастер пытается передать ее обаяние при помощи игры света. В творчестве Валентина Серова прослеживаются отголоски многих живописных традиций от реализма до импрессионизма. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Свежесть красок, ощущение полноты жизни, увлечение импрессионизмом чувствуется в этих произведениях.
1 вед.
Женщины воспеты не одним поколением поэтов всех времён и народов. Никто и никогда не мог пройти мимо красоты, кротости, нежности, верности и любви Женщины. Не мог не писать о них такой большой поэт, как Есенин. В своих стихах, посвящённым женщинам, прошедшим через его жизнь, он преклоняется перед женской красотой, умом, верностью…
2 вед.
Натан Исаевич Альтман (1889-1970) по своей творческой манере был очень близок объединению «Бубновый валет», но в него не входил. Художественный облик «Бубнового валета» определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля Сезанна. Помимо этого они интересовались поисками Анри Матисса и его друзей кубистов. Натан Альтман предложил свой вариант кубизма, придав ему некую холодную классичность, в основе которой – четкий и совершенный рисунок. Этот портрет знаменитой поэтессы – одно из наиболее ярких произведений XX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологический портрет личности.
Тема: «Социально-психологический портрет личности». Цель: изучить свои доминирующие черты характера, типологических особенностей личности и наличие профессиональных особенностей...
Творческий портрет Роберта Шумана
Презентация "Творческий портрет Роберта Шумана" в формате PDF. В приложении - Р. Шуман. Грезы (Traumerei) (фрагмент) из цикла "Детские сцены" (хор г. Волгограда)...
Петр Ильич Чайковский. Творческий портрет композитора
Петр Ильич Чайковский. Творческий портрет композитора. Презентация....
Художественный портрет графическими материалами
Поэтапность выполнения портрета головы человека в фас, в профиль, 3/4. Выполненые углем, сангиной, пастелью....
"Портреты великих русских писателей".
Презентация может быть использована на уроках литературы для учащихся любого возраста....
Портреты ученых
портреты цченых которые внесли вклад в развитие науки...
Портреты информатиков
Портреты людей, которые внесли свой вклад в развитие информатики...