Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся
учебно-методический материал
Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.
Г. Галилей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyyavleniyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Разработчик программы
Оробей Оксана Николаевна
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши подростки живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача учебных заведений, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями обучающихся, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.
Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся на уроках истории, а также во внеурочное время
Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. Выявление способных обучающихся.
2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в колледже.
4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам гуманитарного цикла.
Методические принципы:
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя.
5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.
6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Педагогические методики:
1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж. Брунера.
Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Теста креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)
Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
различные варианты метода наблюдения за обучающимися, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:
1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Показатели результативности:
способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
- Факультативные занятия.
- Кружки по интересам.
- Конкурсы, соревнования, выставки
- Участие в олимпиадах.
- Проведение предметных дней или недель.
- Работа по индивидуальным планам.
- Занятия в профильных группах.
- Практическая работа.
- Экскурсия.
- Игра.
- Конференция.
- Проектная деятельность.
- Консультация.
Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.
Основные этапы реализации программы
1 этап
- Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических условий реализации программы.
- Создание банка данных по способностям студентов.
- Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
- Диагностика склонностей обучающихся.
- Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
- Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
- Проведение выставок художественного творчества.
- Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
- Анализ и корректировка программы.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития обучающихся
Ожидаемые результаты программы
- создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
- повышение качества образования и воспитания;
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня владения обще предметными навыками;
- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
- повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
- повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
Основные задачи этапов отбора | Основные методы отбора | |
1. | Предварительный этап выявления способностей |
3.Анкетирование, опросник |
2. | Углубленная проверка выявленных способностей |
Олимпиады, конкурсы |
3. | Систематическое изучение каждого обучающегося |
Олимпиады, конкурсы |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся
Наименование | Дата проведения | Ответственные | |
1. | Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование): -методика Дж.Брунера; Диагностика «Мои предпочтения и интересы». Диагностика мышления. Диагностика коллектива Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.) Диагностика уровня воспитанности Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов «Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер) | Сентябрь, октябрь ежегодно | Классный руководитель, преподаватель истории |
2. | Классификация способных обучающихся. | Сентябрь 2022 г. | Классный руководитель, преподаватель истории |
3. | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь 2022 г. | Классный руководитель, преподаватель истории |
4. | Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по истории. | Сентябрь- октябрь каждого года | Преподаватель истории |
5. | Предметные недели. Тематические классные часы. | Согласно плана работы колледжа | Классный руководитель, преподаватель истории |
6. | Привлечение способных обучающихся к работе в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах. | в течение года | Классный руководитель, преподаватель истории |
7. | Привлечение к написанию проектов по истории. | в течение года | преподаватель истории |
8. | Защита проектов по истории. | май каждого года | преподаватель истории |
9. | Поощрение победителей олимпиад грамотами. | по итогам | Администрация колледжа |
10. | Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету. | Июнь, ежегодно | Администрация колледжа |
Библиографический список
- Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском классе предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...
Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...
ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...
Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1. Определить социально-...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно орг...