Методическая разработка мероприятия на тему: «Секреты психического здоровья. Стресс – одна из причин развития различных заболеваний»
методическая разработка
Методическая разработка для преподавателей разработана с целью повышения интереса молодежи к вопросу своего психического здоровья. Мероприятие знакомит студентов со стрессом, с признаками проявления стресса, углубляет и расширяет знания учащихся по данной проблеме.
Материал электронной презентации рекомендуется применять в качестве наглядного информационного пособия на кураторских, классных часах, уроках здоровья с участием волонтеров-медиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_stressu.docx | 342.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия на тему:
«Секреты психического здоровья. Стресс – одна из причин развития различных заболеваний»
Автор: Ахметшина Оксана Вениаминовна – педагог-психолог, руководитель волонтерского движения «Волонтеры-медики МК ПГУПС».
Методическая разработка для преподавателей разработана с целью повышения интереса молодежи к вопросу своего психического здоровья. Мероприятие знакомит студентов со стрессом, с признаками проявления стресса, углубляет и расширяет знания учащихся по данной проблеме.
Материал электронной презентации рекомендуется применять в качестве наглядного информационного пособия на кураторских, классных часах, уроках здоровья с участием волонтеров-медиков.
Введение.
Современная жизнь изобилует стрессами. Дословный перевод термина «стресс» (от stress англ.) – давление, нажим, напряжение. Преимущественно до возникновения концепции стресса данный термин использовался в технических науках для описания физического воздействия. Понятие «стресс» уже прочно вошло в жизнь людей. Обычно стресс воспринимается как негативное, отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-то неприятная ситуация. Но это лишь один из видов стресса. Также выделяют и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями.
Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в учебе, и в семье, а нарушения, вызванные ими, могут привести к развитию различных заболеваний.
Цель:
Познакомить студентов с методами профилактики стресса, рекомендациями как укрепить и сохранить психическое здоровье.
Задачи:
1. Дать представление о стрессе, его симптомах, видах, методах профилактики, определить уровень стрессоустойчивости у студентов-медиков.
#1055;редставить электронный наглядный информационный источник для обучающихся, включающий практические рекомендации по сохранению психического здоровья.
3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
листы бумаги, ручки, компьютер, проектор, тесты, электронные презентации, буклеты.
Ход мероприятия:
#1054;рганизационный момент. Вступительное слово педагога-психолога.
Часто мы слышим утверждение, что все болезни появляются из-за стрессов. Можно определить стресс, как состояние повышенного физического или психического напряжения, которое возникает под влиянием различных факторов. Перенапряжение принимает вид пускового механизма. Сильный эмоциональный всплеск может привести к сбоям в работе иммунной системы, органов ЖКТ, а также ухудшить общее состояние. Под воздействием негативных эмоций человек начинает страдать, стареть и гаснуть на глазах. Беспрерывное нахождение в состоянии нервного напряжения вызывает выработку гормонов надпочечников. Они значительно увеличивают уровень сахара в крови и угнетающе действуют на защитные функции организма. Если собрать все эти процессы вместе, то нарушения, вызванные ими, могут привести к развитию различных заболеваний, в том числе и онкологических.
Стресс может быть полезным и вредным. Эустресс — это «положительный» стресс, который: всегда краткосрочен; мотивирует и повышает работоспособность; относительно легко переносится как физически, так и психологически; завершается расслаблением и положительными эмоциями.
Дистресс деструктивен, и особенности у него совсем другие: как хроническая, так и острая форма течения; подавленность, снижение производительности труда; утрата способности к адаптации к окружающему миру; физиологическое недомогание на фоне негативных эмоций; развитие соматических и психических заболеваний.
В зависимости от длительности воздействия выделяют кратковременный и хронический стресс. Если из первого в некоторых случаях даже возможно извлечь для себя пользу, так как увеличивается количество энергии, возрастает физическая сила и концентрация, человек становится азартным и активным, то длительные и регулярные воздействия стрессовых факторов человек переносит гораздо хуже.
Состояние стресса делится на 3 этапа
Стадия мобилизации: происходит всплеск энергии, сердце начинает биться чаще, дыхание становится поверхностным, артериальное давление повышается, усиленно выделяется адреналин и другой «гормон стресса» — кортизол. Это в некотором смысле «первобытная» реакция, которая готовит организм к выполнению команды «бей или беги».
Стадия сопротивления: первый шок проходит, выработка гормонов несколько снижается (но все еще выше нормы), однако организм продолжает пребывать в состоянии повышенной готовности.
Стадия истощения: если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.
Длительное состояние стресса может вызвать срыв адаптационных механизмов и развитие хронических патологий — гипертонии, ишемической болезни сердца, состоянию иммунодефицита, а также спровоцировать депрессию и другие проблемы со здоровьем.
Стресс бывает 3 видов и каждый из них оказывает различное влияние на самочувствие человека:
- психологический или эмоциональный – возникает из-за сильных положительных или отрицательных эмоций;
- физиологический, связанный с воздействием таких внешних факторов, как жажда, голод, боль, жара;
- кратковременный, выражающийся в кратковременной естественной реакции на внешнее раздражение; хронический, из которого невозможно выйти без дополнительных усилий.
Признаки состояния стресса у различных людей имеют много общего, это:
-вегетососудистые симптомы: головная боль, дрожь, потливость, холодные конечности, утомляемость;
-тахикардия и боли в груди;
-напряжение мышц, бруксизм;
-расстройства ЖКТ: колики, диарея, запор, тошнота;
-нарушения пищевого поведения, приводящие к прибавке или потере веса;
-простудные и инфекционные заболевания, возникающие в связи со снижением иммунитета;
-эмоциональные проблемы — чувство подавленности, тревоги, замкнутость, невозможность расслабиться, пессимизм, снижение либидо;
-когнитивные нарушения — забывчивость, низкая концентрация внимания;
-проблемы со сном.
Первое время эти симптомы могут появляться изолированно. Однако длительное состояние стресса легко может усугубить многие проблемы со здоровьем или стать причиной развития новых, среди которых:
-гипертоническая болезнь, аритмия, инфаркт миокарда (в особой группе риска находятся люди с уже имеющимися перечисленными заболеваниями, поскольку стресс, как показывают исследования, значительно ухудшает их течение);
-приобретенный иммунодефицит — повышенная активность гормонов стресса, которые выделяются корой надпочечников, угнетает работу клеток иммунной системы;
-синдром раздраженного кишечника, язвенный колит, гастрит;
-псориаз, акне, алопеция (выпадение волос);
-метаболический синдром — длительный гормональный дисбаланс может достигать таких масштабов, что вес невозможно самостоятельно контролировать даже с помощью диет;
-депрессии, неврозы, когнитивные и поведенческие нарушения — гормоны активности подавляют стволовые клетки в гиппокампе, происходит нарушение связей между нейронами, а также процесса образования новых нервных клеток и работы нервных цепей;
-алкогольная и наркотическая зависимость. Существует связь между состоянием постоянного стресса и злоупотреблением психоактивными веществами.
Психологический дискомфорт из-за межличностных отношений и психотравмирующих событий приводит к развитию соматических заболеваний. И наоборот: тяжелые болезни внутренних органов оказывают негативное влияние на психику и провоцируют стресс.
2. Выступление команды волонтеров - медиков о стрессе как одной из причин развития онкологических заболеваний. Методы профилактики стресса. ( Презентация)
Одна из теорий возникновения рака состоит в том, что клетки, провоцирующие развитие опухолей, вырабатываются в нашем организме постоянно, но до определенного момента иммунная система с ними успешно справляется. Однако в состоянии стресса, когда иммунная система ослаблена, болезнь получает шансы на развитие. Причем это может быть как психоэмоциональный, так и физический стресс. Множественные исследования показывают, что связь между стрессом и раком является несомненной. У людей склонных к развитию рака повышен уровень гормона стресса в организме, что умножает риск появления метастаз и запуск развития опухоли. Исследования показали, что гормоны стресса, такие как кортизол могут негативно повлиять на ЦОГ- 2 — фермент, лежащий в основе воспаления и являющийся предшественником некоторых видов рака и ряда других заболеваний. Означает ли это, что все, кто переживает трудные эмоциональные моменты, обязательно заболеют раком? Разумеется, нет. Речь лишь о том, что в последовательности событий, которые привели к болезни, некоторые элементы могут иметь не физический характер (вредные привычки, факторы среды), но и эмоциональный. Психологи часто называют рак «болезнью неотредактированных обид». Имеется в виду, что негативные переживания, не имея выхода, могут в какой-то момент вызвать телесную реакцию – рост опухоли. Поэтому так важен вопрос профилактики хронического стресса и методы борьбы с ним.
По мнению психиатров, человеческое тело является неким кондиционером и способно справиться со стрессом от шести недель до трех месяцев (в зависимости от человека). К симптомам стресса относятся: тревожность, подавленное настроение, желание спрятаться под одеяло, бессонница, ЖКТ расстройства, боли в животе, потеря контроля мочевого пузыря, потеря или повышение аппетита, психосоматические симптомы, такие как экзема, сердцебиение, головные боли, чрезмерная жажда, потливость рук. Если данные физические симптомы длятся дольше, чем несколько недель, то важно начать вносить глубокие коррективы в свою жизнь. Снизить интенсивность воздействия негативных эмоций на свой организм способен каждый человек. Сильный стресс предотвратить сложно. Он может быть вызван как обычными переживаниями, так и внезапными серьезными жизненными проблемами. В любом случае, необходимо стараться справляться с ним и не допускать длительной эмоциональной перегрузки.
Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления.
Какие же методы профилактики стресса существуют?
1. Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.
2. Полноценный сон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у студентов и школьников во время сдачи экзаменов.
3. Правильное питание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым.
4. Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.
5. Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация.
6. Водные процедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.
3. Проведение тестирования.
Метод исследования – тестирование на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона и тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. (Приложение №1, №2). Комментарии по проведенному тестированию.
#1042;ыступление педагога-психолога. Экспресс-памятка как быстро справиться со стрессом (Приложение №3)
Рекомендации о том, как сохранить и укрепить психическое здоровье на долгие годы. (Презентация по теме, приложение №4).
Как сохранить и укрепить психическое здоровье
- #1055;режде всего, соблюдайте всем известные советы по поддержанию общего здоровья:
- правильно чередовать работу и отдых, физическую и умственную нагрузку
- поддерживать здоровый сон, здоровое питание
- заниматься физкультурой, спортом, активным хобби (танцы, турпоходы и др.) Физическая активность тесно связана с психическим здоровьем. Упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию в организме биологически активных веществ, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики.
- избегать вредных привычек.
- 2. Меняйте мышление с негативного на позитивное. Прекратите ежедневно накачивать себя отрицательной информацией, критиковать существующие порядки, неугодных соседей, сослуживцев. Научитесь замечать и радоваться самым простым вещам: долгожданному отпуску, хорошей погоде, неожиданной удаче.
- 3. Наслаждайтесь прекрасным!
Способность ценить прекрасное называют эстетическим чувством. Умение замечать и понимать красоту помогает нам сохранить все то удивительное, что есть в нашем мире.
- 4. Старайтесь поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с людьми. Эмоциональная связь очень важна, мы нуждаемся в таких взаимоотношениях, которые могли бы послужить нам поддержкой и опорой в трудные времена.
- Вот несколько советов по сохранению хороших отношений: учитесь прощать, будьте снисходительны и честны, будьте собой, в меру сочетайте время, проводимое в обществе и наедине с собой, отвечайте за свои поступки, действуйте с учетом ценностей, чувств и пожеланий других людей.
- 5. Принимайте себя такими, какие Вы есть. Отсутствие любви к себе выражается в виде чувства вины, стыда и депрессии. Слишком часто мы живем ненастоящей жизнью, стремимся получить признание и одобрение от других людей, забывая о своих желаниях. Принимая себя, человек учится принимать других. Научитесь себя хвалить!
- 6. Научитесь управлять своими эмоциями и гневом. Старайтесь регулировать поведение изнутри, а не ждите похвалы или оценки со стороны окружающих. Выбирайте и создавайте собственное окружение, которое отвечает вашим психологическим установкам и потребностям.
- 7. Ставьте перед собой реальные цели. Тогда ежедневная деятельность будет проходить с уверенностью в наличии цели и смысла жизни. Замените прогнозирование на планирование!
- 8. Стремитесь к самосовершенствованию, реализации себя. Важный аспект — открытость новому опыту. Не останавливайтесь на достигнутом! Формируйте у себя информационную доминанту! Развивайте свои таланты и интересы. У скучающих и несчастных людей редко бывает много интересов в жизни.
- 9. Запомните – если вы не в силах что-то изменить, не следует из-за этого переживать, ваше утерянное здоровье и нервы не помогут разрешить ситуацию. Важно научиться принятию себя, других людей и окружающего мира. Замените требование на принятие!
- 10. Помогайте другим. Все мы в своей жизни сталкиваемся с проблемами. Когда мы протягиваем руку помощи тем, кто попал в беду, мы не только становимся сильнее обстоятельств, но еще испытываем чувство собственной значимости.
- 11. Не бойтесь изменений, будьте гибкими. Если обладать психологической гибкостью и готовностью изменить неэффективную манеру поведения, то легче подстраиваться под ту или иную ситуацию и успешнее с ней справляться.
- #1057;тремитесь к свободе и самоопределению. Для психологического здоровья крайне необходима определенная степень контроля над теми решениями, которые способны повлиять на нашу жизнь.
- 13. Верьте и надейтесь. В час испытаний, когда нам кажется, что поблекли все краски мира, на помощь приходит надежда, оптимизм и вера в то, что рано или поздно мы достигнем цели, к которой идем.
- 14. Чаще улыбайтесь!
4. Заключение.
Стресс — это силы, которые нам даёт природа, чтобы мы смогли адаптироваться к новым обстоятельствам. Но силы можно потратить на нервы, а можно на конструктивное действие. Сосредоточьтесь на позитивном и не забывайте улыбаться!
Очень важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Легче предотвратить любое заболевание, нежели вести длительную борьбу с ним, поэтому рекомендуем прислушаться к данным рекомендациям!
Информационные источники:
- Тестирование на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона :15/
- Тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова.
- Елена Тарасевич Стресс и болезни. Как волнение и тревога влияют на наш организм?
- Ученые рассказали о влиянии стресса на появление рака
- Андрей Курпатов
5 спасительных шагов. От депрессии к радости
- Андрей Курпатов Как избавиться от тревоги и страхов
Приложение №1
Тестирование на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
Инструкция.Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.
- Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
- Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
- Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
Интерпретация результатов теста.Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по таблице, приведенной ниже на основании количества баллов, набранных испытуемым и его возраста.
Таблица Оценка стрессоустойчивости
Оценка стрессоустойчивости | Воз | раст | ||
18-29 | 30-44 | 45-54 | 55-64 | |
Отлично | 0,5 | 2,0 | 1,8 | 1,3 |
Хорошо | 6,8 | 6,0 | 5,7 | 5,2 |
Удовлетворительно | 14,2 | 13,0 | 12,6 | 11,9 |
Плохо | 24,2 | 2,3 | 22,6 | 21,9 |
Очень плохо | 34,2 | 33,0 | 23,3 | 31,8 |
Приложение №2
Тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова.
Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).
Утверждения | редко | иногда | часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю, настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
Утверждения | редко | иногда | часто |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки. | 1 | 2 | 3 |
Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое было набрано, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивост и |
51 -54 | 1 - очень низкий |
53-50 | 2 - низкий |
49-46 | 3 - ниже среднего |
45-42 | 4 - чуть ниже среднего |
41 -38 | 5 - средний |
37-34 | 6 - чуть выше среднего |
33-30 | 7 - выше среднего |
29-26 | 8 - высокий |
18-22 | 9 - очень высокий |
Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Приложение №3
Экспресс-памятка о том, как быстро помочь себе справиться со стрессом:
Во-первых, надо признать и принять свои эмоциональные состояния — будь то горе, гнев, страх или тревога. Осознавайте свои чувства и говорите: «Да, я встревожен. Да, переживаю и злюсь. Но это просто чувства, естественные для ситуации стресса. От чувств и эмоций ещё никто не умирал».
Во-вторых, нужно научиться планировать то, что зависит исключительно от нас. Причин, по которым мы можем сейчас тревожиться, очень много, но вот толку от этого — мало. Один только вред. Повторяйте как мантру: «Про проблемы я буду думать по мере их поступления, а сейчас займусь тем-то и тем-то».
В-третьих, постарайтесь сосредоточиться на своих обязательствах перед близкими, на рабочих моментах, на любых рутинных делах. Чем больше вы будете заняты делом, тем меньше вас будут одолевать страх и тревожные мысли. Говорите себе так: «Все проблемы мира мне всё равно не решить, но есть то, что я могу сделать, чтобы кому-то — пусть даже и мне самому — просто стало легче».
⠀Этих установок достаточно, чтобы собрать себя в кучку и делать то, что должно, а не паниковать почём зря.
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария конференции, посвященной Дню психического здоровья "Странные люди"
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»
Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по теме: «Алкоголь и здоровье»
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по теме: «Алкоголь и здоровье»...
Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови
Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности 34.02.01 Се...
Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ
Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка для студента Тема « Школа здоровья» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.03. Сестринское дело в системе пер
laquo;Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее»...
Методическая разработка мероприятия на тему: «Цифровая гигиена»
Методическая разработка для преподавателей разработана с целью повышения интереса молодежи к вопросу цифровой гигиены. Мероприятие знакомит студентов с правилами цифровой гигиены, с признаками проявле...