Анализ литературных произведений начальной школы.
материал
Анализ басни «Ворона и лисица» (И.А. Крылов)
Анализ сказки «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы).
Анализ рассказа «Торопливый ножик» (Евгений Пермяк).
Анализ стихотворения «Мама! глянь-ка из окошка…» (Афанасий Фет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._analiz_basni.docx | 15.79 КБ |
6._analiz_skazki.docx | 14.06 КБ |
7._analiz_rasskaza.docx | 15.25 КБ |
8._analiz_stiha.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Крылов «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру, ¦
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, |
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ||
***
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
На ель Ворона взгромоздясь, ¦
Позавтракать уж было собралась, /
Да позадумалась, а сыр во рту держала. ||
На ту беду Лиса близёхонько бежала, ¦
Вдруг сырный дух Лису остановил: |
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил. |
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; |
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит. |
И говорит так сладко, чуть дыша: |
«Голубушка, ¦ как хороша! |
Ну что за шейка, что за глазки! |
Рассказывать, ¦ так право сказки! |
Какие пёрушки! какой носок! |
И, верно, ангельский быть должен голосок! |
Спой, светик, ¦ не стыдись!|Что, ежели, сестрица, ¦
При красоте такой и петь ты мастерица, |
Ведь ты б у нас была царь-птица!» ||
Вещуньина с похвал вскружилась голова, ¦
От радости в зобу дыханье спёрло, - |
И на приветливы Лисицыны слова ¦
Ворона каркнула во всё воронье горло: |
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ||
Анализ басни
Басня «Ворона и лисица» была написана И.А.Крыловым не позднее 1807 года и впервые была опубликована в 1808 году, в журнале «Драматический вестник».
Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра.
Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.
У Крылова персонажи басни прописаны ярко и реалистично, у каждого из них есть свой характер. Лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося убеждению, и через это попадающего часто на обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.
В басне «Ворона и лисица» Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!»
Басня написана прозой.
Наиболее запоминающейся фразой, я считаю:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
В басне используются средства художественной выразительности: аллегория, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Мораль басни заключается в первых трех строках, по другому ее можно понять как то, что не стоит поддаваться лести людей, которые таким обманным путем хотят принести пользу только себе.
Пословицы, которые ближе всего к морали данной басни:
- Речи сахарные, а за пазухой камешек.
- С похвал вскружилась голова.
В этой басне мне показалось смешным то, как ворона поддается на льстивую похвалу лисы. Поучительным в этой басни является момент, когда сыр выпадает из клюва вороны.
Эта басня говорит о том, что люди не привыкли чего-то добиваться своим трудом, а лишь лестью и хитростью, а другие наивно верят. И такие люди есть всегда, как бы мы этого не хотели. Поэтому эта басня будет всегда актуальна.
Предварительный просмотр:
«Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы)
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
- А ну, скажи, как ты хвастался?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит:
- Смотри, больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.
А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
- Ну, – говорит ему ворона, – ты молодец: не хвастун, а храбрец!
Анализ
Сказка «Заяц-хвастун» является народной в обработке О.Капицы.
Эта сказка относится к сказкам про животных.
Тематика данной сказки хвастовство и его последствия.
Основная идея произведения заключается в том, что нельзя хвастаться, а все свои слова необходимо доказывать поступками.
Заголовок сказки связан с темой и идеей, так как в нем сразу говорится о ком, и о чем будет сказываться в произведении.
Эта сказка рассказывает о зайце, который в зимнее время должен был воровать снопы у крестьянина.
Вот однажды он залез на гумно и встретил своих собратьев, и начал им хвастаться о том, какой он смелый и сильный. После чего остальные косоглазые встретили тетушку-ворону, рассказали ей о хвастовстве зайца.
Встретив зайца-хвастуна, ворона потрепала его, чтобы он больше не хвастался.
В итоге заяц спас ворону от собак, которые пытались наброситься на нее.
Сказка состоит из зачина, основной части и концовки. Зачин этой сказки происходит до того момента как заяц начинает хвастаться, после начинается основная часть, которая заканчивается, когда рассказывается о собаках, набросившихся на ворону, и затем следует концовка.
Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, так как дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.
Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.
В этой сказке используются такие художественные средства выразительности как: сказочные формулы, эпитеты, олицетворение, гипербола.
Сказки близкие по сюжету: К.Паустовский «Заячьи лапы», Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», А.Толстой «Заяц-хваста». Эти сказки в чем-то близки по замыслу и характеру главного героя.
Предварительный просмотр:
Евгений Пермяк «Торопливый ножик»
Строгал Митя палочку, ¦ строгал да бросил. | Косая палочка получилась. | Неровная.| Некрасивая.|
— Как же это так?|| — спрашивает Митю отец.|
— Ножик плохой, ¦— отвечает Митя, ¦— косо строгает.|
— Да нет, ¦— говорит отец, ¦— ножик хороший.| Он только торопливый.| Его нужно терпению выучить.|
— А как? ||— спрашивает Митя.|
— А вот так, ¦— сказал отец.|
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, ¦полегонечку, ¦ осторожно.|
Понял Митя, ¦как нужно ножик терпению учить, ¦и тоже стал строгать потихонечку, ¦ полегонечку, ¦осторожно.|
Долго торопливый ножик не хотел слушаться.| Торопился:| то вкривь, ¦ то вкось норовил вильнуть, ¦да не вышло. | Заставил его Митя терпеливым быть. |
Хорошо стал строгать ножик.| Ровно.| Красиво.| Послушно.||
Анализ:
Произведение Евгения Пермяка «Торопливый ножик» написано в жанре рассказа.
Этот рассказ так называется, потому что мальчик не замечал того, что он сам торопится, и сказал папе, что это ножик так торопится.
Повествование ведется от лица мальчика Мити, потому что он является главным героем этого рассказа.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что для выполнения какого-либо дела необходимо терпение, и тогда все будет получаться.
Главный герой рассказа Евгения Пермяка «Торопливый ножик» — мальчик Митя. Он строгал ножом палочку, но палочка у него получалась неровная, и Митя бросил это занятие.
Когда папа спросил Митю, почему у него ничего не вышло, Митя обвинил в неудаче ножик. Он сказал, что этот ножик плохой. Но папа не согласился с сыном. Он сказал, что ножик хороший, только он торопливый, и надо этот ножик приучать работать помедленней.
Папа взял ножик в руки и стал показывать, как им надо работать – медленно и аккуратно. Митя понял, как надо ножик учить терпению и сам стал снова строгать палочку. Но теперь он делал это так, как показал папа. Ножик время от времени начинал торопиться, но Митя всякий раз заставлял его работать, как надо.
И, в результате, ножик действительно стал строгать ровно, а палочка получилась красивой.
Этот рассказ можно мысленно поделить на 6 частей.
- Митя строгает палочку
- Митя бросил строгать
- Папа рассказывает о терпении
- Папа показывает как строгать
- Митя учит ножик терпению
- Нож становится терпеливым
Авторская позиция, по-моему, мнению, заключается в папе, он не стал ругать сына за то, что он перестал стругать или за то, что стругал неровно, а подошел и помог сыну стать терпеливым к выполнению дела.
Предварительный просмотр:
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка…
Мама! ¦ глянь-ка из окошка — |
Знать, ¦вчера недаром кошка
Умывала нос: |
Грязи нет, ¦ весь двор одело, ¦
Посветлело, ¦побелело — |
Видно, ¦есть мороз. | Не колючий, ¦светло-синий
По ветвям развешан иней — |
Погляди хоть ты! |
Словно кто-то тороватый
Свежей, ¦ белой, ¦пухлой ватой
Все убрал кусты. | Уж теперь не будет спору: ¦
За салазки, ¦ да и в гору
Весело бежать! |
Правда, ¦ мама? | Не откажешь, ¦
А сама, ¦ наверно, ¦скажешь: |
«Ну, ¦ скорей гулять!» ||
9 декабря 1887
Анализ:
Стихотворение Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка» было написано в 1887 году. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта и резко выделяется из тематики стихотворений, написанных им в этот период.
По жанру это пейзажная и бытовая лирика.
Стихотворение написано в форме монолога-обращения, словно бы от лица мальчика, которому до ужаса надоела осенняя грязь, и который с нетерпением ждал снега, чтобы покататься на салазках. И когда снег выпал, мальчик не может сдержать нетерпения, он рвется на улицу, чтобы играть и кататься с такими же как и он мальчишками.
Тема стихотворения – описание прихода зимы, столь долгожданной для обычного сельского мальчишки. Идея – продемонстрировать, сколько волшебства таит в себе зима.
Стихотворение учит любить природу, любить любое время года. Учит тому, что каждое время года прекрасно по-своему, и в каждое время года есть свои дела и свои игры.
Основными образами являются мальчик и его мама. Мальчик предстает перед нами как обычный веселый мальчишка, а его мама любящая и заботливая.
В стихотворении используются следующие средства выразительности:
Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
Метафоры: двор одело, по ветвям развешан.
Сравнения: словно ватой.
Олицетворения: кто-то убрал кусты.
Перифраз: кто-то тороватый.
Стихотворный размер хорей, рифма смешанная.
Хоть это стихотворение было написано уже давно, но оно до сих пор является актуальным, потому что дети также как и этот мальчишка всегда радуются приходу зимы, им нравятся зимние забавы.
К этому стихотворению можно подобрать такие пословицы:
- Снег глубок - год хорош.
- Снежком все прикроет.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Зима пришла и мороз принесла.
- Во всякой избушке свои игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы анализа литературных произведений
Материал содержит схемы анализа литературных произведений различных жанров. Материал может быть полезен как учащимся, так и учителям для организации работы с художественным текстом, проведения проверо...
Анализ литературных источников по проблеме оценивания результатов обучения в начальной школе
В статье представлен анализ литературных источников по вопросам организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в начальной школе....
Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе
Программа "МАЯК" ...
Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе
Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...
Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...
Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...