Связь обучения с производством: проблемы и вопросы.
статья
Материал отражает личное отражение автора к практикоориентируемому обучению в СПО. Затрагиает его различные виды и дают им свою оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Система СПО сегодня не может и не должна развиваться как замкнутая система. Образовательное учреждение и работодатели являются звеньями одной и той же цепи. Именно работодатели должны формулировать требования к качеству подготовки профессиональных кадров, а колледж стараться удовлетворить эти требования.
Изменен сам подход к содержанию среднего профессионального образования (СПО) специалистов, сделав приоритетной связь образования с производством. Стоит отметить, что подобная практика давно является превалирующей в процессе профессионального обучения в большинстве развитых странах мира.
Какие же аспекты обучения студентов это затрагивает?
Больше всего, неудовольствие работодателей вызывает оторванность знаний, получаемых обучающимися в системе СПО, от реальной жизни, что проявляется в неумении выпускников применить профессиональные навыки на практике, в психологической неподготовленности к реальной деятельности, к руководству подчиненными, к нормам поведения на работе.
Возможным выходом из такой ситуации является увеличение сроков и углубление содержания практик (учебных и производственных), дуальное обучение, привлечение опытных специалистов-практиков к ведению занятий, большая адаптация преподаваемых дисциплин к реальной жизни.
Несмотря на то, что все эти моменты кажутся логичными, понятными и довольно простыми в реализации, на практике все выглядит гораздо сложнее.
Начнем с учебной практики, которая должна повышать качество оказания образовательной услуги, когда молодые специалисты успешно овладевают профессиональными навыками и компетенциями.
Несмотря на то, что у нашего учебного заведения существует учебная часть, оборудованная под гостиницу, этого явно недостаточно для проведения практикоориентированных занятий. Для того, чтобы реализовать примерную рабочую программу у колледжа должна быть закуплена профессиональная линия оборудования и программное обеспечение, которые не в состоянии обеспечить его бюджет.
Поэтому увеличение сроков проведения учебной практики зачастую себя не оправдывает из-за отсутствия необходимой материально-технической базы.
Производственная практика тоже далеко не всегда соответствует ожиданиям студентов и преподавателей. К этому приводит не согласованная совокупность педагогических и производственных условий, отсутствие эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся в процессе практики с учетом их индивидуальных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив. Как результат – затруднения при сдаче квалификационных экзаменов по профессиональным модулям.
Привлечение опытных специалистов-практиков к ведению аудиторных занятий в колледже тоже не обеспечивает стопроцентной гарантии качества обучения. Даже специалисты высокого уровня в таких условиях оказываются оторваны от материальной базы своих гостиниц, от необходимого оборудования и программного обеспечения. Поэтому их занятия для студентов носят теоретический, описательный характер. Конечно, всегда есть возможность ознакомить учащихся с документальной частью деятельности гостиниц, но эта сторона тоже имеет свои ограничения из-за правил конфиденциальности и соображений секретности.
Теперь логично было бы вернуться к дуальному обучению, которое позволяет исправить все эти недочеты.
Напомним, что дуальным называется вид профессионального обучения, при котором теоретическую часть подготовки студенты получают на базе образовательной организации, а практическую — у работодателя, т.е. на конкретном рабочем месте. При этом работодатель принимает активное участие в составлении и корректировке учебной программы. Это связано, прежде всего, с тем, что в целях реализации программы дуального обучения предполагается появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые содействовали бы подготовке специалистов в целях удовлетворения кадровых потребностей работодателя.
Результат подобного вида обучения определяется тем, насколько молодые специалисты овладели профессиональными компетенциями и элементами трудовых функций; способны выявлять связи между знаниями и реальными ситуациями; применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам.
Разумеется, в первую очередь, это зависит от профиля учебного заведения и конкретных специальностей, которые в нем преподают. Сегодня речь пойдет сразу о двух специальностях - 43.02.11 «Гостиничный сервис» и 43.02 14 « Гостиничное дело».
Вообще, в последние годы появилась печальная практика радикального изменения названия специальности выпускников каждые пять лет, впрочем, не только названия. Меняется и состав рабочих программ, и учебные планы, а, в определенном смысле, и суть обучения. Приведет ли к успеху объединение двух старых специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело» в новую под названием 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» остается под вопросом. Как в рамках новой учебной специальности будет осуществляться, например, практикооринтируемое обучение? Но это уже тема другой статьи.
Три года назад в нашем колледже был начат эксперимент по осуществлению дуального обучения для студентов второго курса специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» на базе пятизвездочных отелей Санкт-Петербурга.
В начале эксперимента среди студентов был проведении опрос, в результате которого было выявлено, что всего лишь треть студентов курса заинтересованы в освоении выбранной профессии и планирует работать по специальности, а конкретное место работы и будущую должность представляют себе всего лишь 1,5% учащихся.
В целях реализации программы дуального обучения были задействованы 18 студентов и четыре гостиницы, которые предоставили для обучения свои площадки и персонал.
К сожалению, обеими сторонами не был учтен ряд обстоятельств, воспрепятствовавших успешному проведению обучения.
1) Самым главным из них было то, что гостиница является, в первую очередь, коммерческим предприятием, и никогда не пожертвует комфортом гостей даже ради проведения учебных мероприятий.
2) Сотрудники, занятые своими прямыми профессиональными обязанностями, не всегда в состоянии выделить необходимое количество сил и времени для обучения студентов.
3) Студенты, обучающиеся в гостинице, не успевают за своей группой в освоении теоретических знаний в колледже
4) И, наконец, экзаменационная сессия в колледже совпадает по времени с периодом «высокого» сезона в гостинице, т.е. с моментом наибольшей загрузки, когда весь персонал максимально нацелен на обслуживание прибывших гостей.
В результате трехлетнего эксперимента для подведения итогов был повторен опрос среди студентов уже четвертого курса.
Вопреки ожиданиям, количество студентов, заинтересованных в освоении выбранной профессии и планирующих работать по специальности, повысилось, но повысилось весьма незначительно. Однако заметно вырос процент учащихся, определившихся с конкретным местом будущей работы и даже будущей должности. Нетрудно догадаться, что этим местом работы оказались те самые гостиницы, в которых проводились занятия.
Соответственно, повысилась и мотивация студентов в связи с тем, что появилась осмысленность обучения, студенты стали способны выявлять связи между теоретическими знаниями и реальными ситуациями, применять усвоенные теоретические знания адекватно решаемым профессиональным проблемам.
Конечно, главной целью реализации программы практиориентированного обучения в системе СПО выступает повышение эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями, разработка взаимовыгодных программ сотрудничества и заключению соответствующих договоров.
Подводя итог, можно сказать, что для повышения эффективности взаимодействия образовательного учреждения СПО и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров, необходимо осуществить перевод партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных процессов, содействующих, по мере возможности, овладению обучающимися комплексом профессиональных навыков и компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.
Список литературы:
- Концепция обеспечения качества образования в РосНОУ [Электронный ресурс]: http://www.rosnou.ru/pub/00_Nataly/Important/ Ka4estvo/Norm_baza /Kontseptsiya_obespech__ kach_.doc.
- Болотов В.А., Круглов В.И., Шаулин В.Н., Трифонова О.Д., Соловьев Б.Б. «Развитие системы оценки качества образования». [Электронный ресурс]: http://s_1.chu.edu54.ru/doc/Sbornik_materialov_po_itogam_ sovehhanija_
- Проблемы участия работодателей в процедуре оценки качества образования Космынин А.В., Смирнов А.В.
- Круглов В.И. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков, С.А. Степанов // Аккредитация в образовании 2006, № 7 с. 21
- Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт постороения). / Е. В. Оганесян. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Марухина О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002. N 4. С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Приоритетными в образовательном процессе должны стать те формы и методические средства воспитания, которые помогают молодым людям научиться решать значимые для них личные и общественные проблемы....
Доклад на тему: "Проблема связей между поколениями: что сохраняется, а что утрачивается?"
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало сво...
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Математика СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 210705 СРЕДСТВА СВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Пояснительная записка.Критерии оценки Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестациипо дисциплине ЕН.01.Математикав форме зачёта....
Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема на уроках математики
«Межпредметные связи как социально-педагогическаяпроблема на уроках математики »учителя математики ГБОУ ЦО №133Аксеновой Елены Михайловны План. 1.Межпредметная связь и её значение.2.Со...
Дифференцированное обучение как межпредметная проблема
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача учебного учреждения, где осуществляется постоянный поиск наиболее совершенных путей преподавания пр...
ФГОС 2022 СГ.05. Основы бережливого производства, лекция, перечень вопросов
Основные источники:Вумек, Дж. Бережливое производство : Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж. Вумек, Д. Джонс. Пер. с англ. - 12-е изд. - Москва : Альпина Па...
Проблемы связи обучения с производством.
Материал отражает личное отражение автора к практикоориентируемому обучению в СПО. Затрагивает его различные виды и дает им свою оценку....