Статья "Воспитывающая среда и творчество педагога".
статья
В данной статье рассматриваются событийная и информационно-культурная воспитывающая среда учащихся, факторы влияния интернета и масс -медиа на воспитанников. А так же важное значение творческой личности педагога-воспитателя, какими умениями он должен обладать и формы воспитательного процесса формирования творческой личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_vospityvayushchaya_sreda_i_tvorchestvo_pedagoga.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитывающая среда и творчество педагога.
Статья
В данной статье хочется остановиться на таких факторах воспитывающей среды, как событийная и информационно-культурная среда.
Если речь идет о воспитывающей среде, то следует сразу отметить, что, в первую очередь, эту среду формирует педагог: учитель, воспитатель, то есть тот, кто непосредственно общается с детьми, ставя перед собой цель вырастить своего воспитанника полезным обществу человеком, патриотом своей Родины, вооружить его знаниями, умениями и навыками, развить его способности и таланты. Педагог должен создать условия для всестороннего развития личности ребенка, опираясь на свои знания, опыт, профессионализм. Воспитателю необходимо вести за собой своих воспитанников, пользоваться у ребят уважением, авторитетом.
Однако в современных условиях достичь этого не так уж и просто. Нет готовых рецептов, методик, помогающих в работе с ребенком в условиях формирующегося на наших глазах информационного общества. Даже в законе о патриотическом воспитании нет, например, речи о медиамире, Интернете. Госдума, то есть «старики», не понимают роли Интернета в формировании мировоззрения у подрастающего поколения, а между тем многое из того, что делают люди, складывается изначально в их головах. И мы знаем, где сегодня головы молодежи, где молодые люди черпают информацию и где происходит их общение друг с другом.
По мнению ученых, модель мира, окружающей среды складывается в голове человека в результате наложения 1) области напрасных ожиданий, 2) области адекватного поведения и 3) области постоянных проблем. Последняя сопровождает нас всю жизнь. В эту область включаются: знакомство с природой и с социальной средой, куда входит культура, то есть все, что выработано человечеством, а также входит техническая безопасность деятельности при работе с тем или иным природным материалом (опыт). Но с недавнего времени мы столкнулись еще с одной средой - виртуальной, о которой ничего не знаем. Ее нужно изучать!
Обращаясь к истории, мы видим, что до начала эпохи индустриализации, мировой научно-технической революции, до начала массового производства не было необходимости в образовании широких масс населения. Эпоха индустриализации, капиталистический способ производства, потребовали образования для всех, так как важнейшую роль играл именно производитель товаров. Действовала формула Т-Д-Т.
Но жизнь не стоит на месте, и вслед за эпохой индустриализации сформировалось постиндустриальное общество, возникшее после Второй мировой войны. Постиндустриальное общество принимает на вооружение новую формулу: Д-Д. Возникает власть денег. Главные люди – финансисты, а не производители товаров и услуг. Производитель не владеет рынком, не контролирует его.
Внимание к образованию широкой массы населения ослабевает.
Но сейчас в мире на наших глазах формируется новое, информационное общество. Власть массмедиа. Властителем дум становится Интернет, который работает агрессивно, ввинчиваясь в головы людей и перекручивая мозги. Не последнее место в этом процессе перекручивания мозгов занимают компьютерные игры, которыми с некоторых пор увлекаются наши дети.
Интернет, который, на первый взгляд, кажется олицетворением свободы, на самом деле является рабством! Что хотят хозяева Интернет - сетей, то и будет в наших головах и головах наших детей. Интернет, компьютерные технологии – это технологии управления чем угодно и, прежде всего, человеком.
Приведу только две цитаты в подтверждение данной мысли: «Компьютерные игры и социальные сети – времяпрепровождение, ведущее к физической, умственной и духовной деградации личности.» (Стивен Хокинг)
«Самое надежное и самое простейшее средство сделать из ребенка дурака или сделать человека дебилом – завлечь его в социальные сети и приучить к интернет-играм». (Михаил Швыдкой).
То есть информационному обществу образованные массы населения вообще не нужны. С таким положением вещей нельзя согласиться, но бороться с данной тенденцией очень трудно.
Нужно учитывать, что существует целая армия социальных инженеров, которые и создают киберпространство.
Известно, что в настоящий момент несколько ведущих стран мира объявили России информационную войну, и мы ее пока проигрываем. Доля российских аналитических интеллектуальных центров в мире составляет всего лишь 2,5%, в то время как в Америке – 28%, в Европе – 25% от общего количества таких центров.
В информационной войне гибнет прежде всего молодежь, т.к. старшее поколение уже невозможно запрограммировать: мы умеем анализировать информацию. И, кроме того, крепок наш культурный код, российский, русский, где главная ценность – родная земля, Родина-мать, общее благо, общее дело, общая беда и общая победа. Это гораздо сильнее индивидуализма западного толка.
Для того чтобы увести наших детей в лагерь иных, чуждых нам идей, у молодежи пытаются сформировать клиповое сознание, стереть границу между добром и злом, уничтожить понятие о социальной ответственности. Идет загрузка субличностей, виртуальных героев. Яркий пример - Навальный, деструктивный герой, демонстрирующий деструктивную модель поведения. Возникает реальная опасность втягивания еще незрелых молодых людей в политику. Последствия могут быть печальными.
С просветительской целью молодые ученые Санкт-Петербурга создали несколько аналитических фильмов, которые следует взять на вооружение педагогам: «Территория безопасности», «Отцы и дети», «Общественная грамотность в киберсреде», «Алгоритм победы». Они есть в Интернете.
Что же мы, люди, работающие с молодежью, должны делать уже сейчас, когда еще не выработаны какие-то методически выверенные рекомендации сверху? Ответ таков: необходимо вовлекать наших воспитанников в живую, интересную, творческую работу, будить в них творческую жилку, способствовать становлению творческой личности ученика. Но и сами педагоги при этом должны быть людьми творческими.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Процесс творчества всегда интересен и взрослым, и детям.
Педагогическое творчество – активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.
Подлинное творчество, как отмечают многие педагоги, проявляется тогда, когда с помощью микро средств достигаются макро результаты. Как отдельные мазки в живописи создают картину, так незначительные, казалось бы, частности в воспитании (жесты, взгляды, слова, даже молчание) творят атмосферу, воздействующую на ребенка.
Анализ современной педагогической теории и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений.
На основе опроса различных групп педагогов, воспитателей и руководителей общеобразовательных учреждений определены повторяющиеся в практике умения, которыми стремится овладеть педагог, воспитатель. Эти умения во многом характеризуют любую творческую деятельность:
* умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
* умение анализировать соотношение "цель — средство — результат" применительно к выбору ситуации;
*умение организовать жизнь детей;
* умение требовать и доверять;
* умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
* умение играть с детьми;
* умение оценивать ситуацию с различных сторон;
* умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
* умение в случайном факте увидеть существенное;
* умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;
* умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.
В искусстве воспитания, как и в любом искусстве, индивидуальность творящей личности решает очень многое. Педагоги, воспитатели отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на который накладывает отпечаток их индивидуальность.
Общеизвестно: нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом. Творческий педагог должен выявить его. Такой учитель, воспитатель, должен, прежде всего, быть нацелен на формирование творческой личности школьника, обладать педагогическим тактом, способностью к эмпатии, уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора.
Необходима сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов.
Очень точно это подметил В.А. Сухомлинский: "Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего педагога — нет талантливых учеников...".
Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач. И если у ученого и у писателя между стадиями творческого процесса может быть значительный промежуток времени, то в педагогическом творчестве такого запаса времени нет, так как оперативный и систематический характер педагогического творчества требует, по словам А.С. Макаренко, "немедленного анализа и немедленного действия", действия по ситуации.
Другой важнейшей характеристикой творческой воспитательной деятельности является то, что она осуществляется постоянно, изо дня в день, а результаты ее сказываются не сразу. Поэтому существенной профессиональной особенностью творчества воспитателя является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств учеников по первичным результатам воздействия, предвидеть на основе восприятия частичных результатов своей деятельности ее перспективный, целостный результат.
Творческий воспитатель - это тот, который будет интересен коллегам и ученикам. Воспитатели нашего отдела сами являются людьми творческими, и в этом залог успеха нашей деятельности.
Нами освоены самые разнообразные формы работы с учащимися. Например, проведение различных конкурсов (чтецов, рисунков, коллажей, плакатов и др.), проведение развивающих игр; участие в акциях («Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», в мероприятиях, проводимых городом в Дни прорыва и полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).
Мы участвуем в районных и в городских творческих мероприятиях. Неоднократно наши ребята побеждали в районном конкурсе чтецов «Прекрасны вы, поля земли родной…», успешным было их участие и в литературном интернет-флешмобе «Муза блокады» в январе текущего года.
Интересной является и такая сложная форма работы, как литературно-музыкальный тематический вечер. Вечера проводятся сравнительно редко. Чаще воспитатели приглашают своих подопечных в музыкальные гостиные, где наши воспитанники знакомятся с классической музыкой.
Если воспитатель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
И если будут получены положительные результаты, то в них и проявится успех воспитателя и его профессиональная победа в этот сложный период жизни.
Список литературы.
1. //Педагогика и психология. М.М. Поташник. Как развивать
педагогическое творчество. М., 1987г.
2. Введение в педагогическую деятельность. А.С. Роботова и др. М.,
2000 г.
3. //Воспитание школьников. 2001 г. - №7.
4. //Педагогика. 1999 г. - № 1.
5. Учитель: мастерство и вдохновение. А.В. Мудрик. М.,1999 г.
6. Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 1-3.
7. Материалы VIII патриотического форума, организованного Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества
Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...
Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества
Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье раскрывается проект формирования творческой образовательной среды колледжа через создание Клуба инженерно-технического творчества....
Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
Круглый стол среди студентов и педагогов колледжа
Цель. Повышение мотивации студентов колледжа к здоровому образу жизни.Задачи.1. Углубить знания студентов о влиянии курения на организм человека.2. Предупредить об административной ответственност...
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся пре...
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....