Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики, 2021
план-конспект занятия

Ланграф Екатерина Николаевна

Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитием жанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и мир»), социальный роман («Господа Головлевы», написанный М. Е. Салтыковым-Щедриным), политический роман (например, роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»), психологический роман (романы Ф. М. Достоевского). Роман является центральным эпическим жанром этой эпохи. Время поставило перед писателями важнейшую задачу, заключавшуюся в исследовании сложностей взаимодействия человека с окружающей жизнью. И именно роман стал жанром, который наиболее полно соответствовал этой задаче. Что касается поэзии, то в этот период она утратила свое господствующее значение, однако,  несмотря на это продолжала активно развиваться и готовить основу для новых открытий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века.

Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики

Содержание

  1. Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века
  2. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого
  3. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого
  4. Практическое задание

  1. Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века

Литература 19 века играла важную роль в общественной жизни. В этот период времени чтение являлось не формой проведения досуга или развлечением, а было способом познания действительности. А для писателя творчество было актом служения обществу, писатель верил в то, что художественное слово способно возвышать душу человека, образовывать ум и оказывать влияние на общественно-политическую обстановку.

19 век – это время расцвета российской критической мысли. Произведения лучших критиков той поры вошли в золотой фонд русской культуры. Критика в этот период стала особым видом литературы.

В 1840-х годах в обществе сформировалось два течения – западников и славянофилов. Западники считали, что реформы Петра I являются началом исторического развития России, а верный путь развития страны заключается в следовании европейским традициям. К западникам относились А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Затем среди западников формируется радикальное движение, которое основывалось на учении Сен-Симона и Фурье. В политический кружок, собиравшийся у М. В. Буташевича-Петрашевского, входили люди, которые были увлечены социалистическими идеями. Среди посетителей этого собрания были писатели Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков и другие.

С точки зрения социалистов-утопистов, главным социальным злом является неравенство, а выход заключается в перевоспитании правящего сословия. Радикально настроенные представители этого движения считали, что единственно возможным способом социального преобразования является революция. Основой программы реформ славянофилов стала идея независимого от западного пути развития страны. Достижения западной цивилизации славянофилами принимались только в той степени, в какой они не противоречили традициям русской культуры. Славянофилы считали, что западная цивилизация страдает от индивидуализма, безверия, разочаровано в духовных ценностях.

Разные взгляды на судьбу России между славянофилами и западниками отразилось и в русской литературе этого периода.

В это же время появилась целая плеяда писателей, которые творчески развивали достижения старшего современника. Они сплотились вокруг Белинского. Эта группа получила название натуральной школы. Основным объектом, который они изображали в своем творчестве, стали непривилегированные слои населения – крестьяне, дворники, нищие и т.д. Писатели натуральной школы не только отражали быт и нравы этих сословий, но и стремились показать всю Россию под социальным углом зрения.

Наиболее популярным жанром этого времени становится «физиологический очерк», где различные слои российского общества описывались с доскональностью, фактографической точностью и научной строгостью. Лучшие очерки были написаны И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем, В. И. Далем. Ко второй половине 19 века противостояние славянофилов и западников практически исчерпало себя. Но единого мнения на главные вопросы жизни российского общества по-прежнему не было. Меняющаяся историческая обстановка привела к формированию новых сил – разночинцев, которые были выходцами из самых разных слоев населения. В литературе и критике развиваются революционно-демократические идеи, которые были заложены В. И. Белинским,  представители этого направления в центр своего творчества ставили наиболее острые социально-политические вопросы.

Особенности литературы и поэзии второй половины 19 века

 Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитием жанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и мир»), социальный роман («Господа Головлевы», написанный М. Е. Салтыковым-Щедриным), политический роман (например, роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»), психологический роман (романы Ф. М. Достоевского). Роман является центральным эпическим жанром этой эпохи. Время поставило перед писателями важнейшую задачу, заключавшуюся в исследовании сложностей взаимодействия человека с окружающей жизнью. И именно роман стал жанром, который наиболее полно соответствовал этой задаче. Что касается поэзии, то в этот период она утратила свое господствующее значение, однако,  несмотря на это продолжала активно развиваться и готовить основу для новых открытий. В 1850-е годы наблюдается хоть и короткий, но достаточно яркий период расцвета. Лирика чистого искусства, представителями которой были А. А. Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, получила широкое признание и известность. Характерное для литературы в целом внимание к истории, фольклору, народному быту нашло свое отражение и в поэзии. Основные моменты российской истории нашли политическое осмысление в творчестве Л. А. Мея, А. Н. Майкова, А. К. Толстого. В конце 19 века наиболее заметным явлением становится творческая деятельность крестьянских поэтов, таких как И. З. Суриков, С. Д. Дрожжин, Л. Н. Трефолева, которые продолжили традиции Некрасова и Кольцова.

Для поэзии второй половины 19 века с одной стороны характерным является развитие и обогащение традиций романтизма, а с другой – большое влияние русской прозы, романов Достоевского и Толстого, с их тонким, глубоким психологическим анализом характера человека.

 Вторая половина 19 века характеризуется становлением самобытной национальной литературы. Общий характер произведений поэтов этого периода развития русской литературы заключается в следующем:

  • внимание к крестьянскому и купеческому быту
  • интерес к народному языку
  • внимание к отечественной истории утверждение идеала добра, красоты и любви
  • «проповедование» любви как высшего назначения человека
  • развитие гражданской поэзии.

Творчество каждого поэта не укладывалось в рамки прямолинейных схем. Например, А.К. Толстой, который относил себя к поэтам «чистого» искусства, в сатирических произведениях и в эпиграммах остро высказывался о проблемах современной ему жизни, а Н.А. Некрасов в своих произведениях тонко отражал внутренние движения души, почитавшиеся сторонниками «чистого» искусства одним из самых важных предметов поэзии.

Русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это – «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. 

Поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века. 

  1. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого

Алексей Константинович Толстой – выдающийся русский классик. Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию. Занимался он и переводами чужих творений. Особенно известен он как сатирик.

Алексей Константинович Толстой появился на свет 24 августа 1817 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к знатному роду дворян.

Отец – Константин Петрович Толстой. Он имел титул графа, был братом художника Ф.П. Толстого.

Мать – Анна Алексеевна Перовская. Внебрачная дочь графа Разумовского.

Брак родителей скорее после рождения ребенка распался. Поэтому детские года Алексей провел в Украине в Черниговской губернии.

Сразу после рождения сына, Анна ушла от мужа. Отца маленькому Алеше заменил дядя по материнской линии, известный литератор Алексей Алексеевич Перовский (наст. имя Антон Погорельский). Именно он привил племяннику любовь к книгам и литературе, поощряя творческие порывы мальчика.
Юные годы писатель провел в Черниговской губернии, а именно в селе Погорельцы. Оно потом не раз появлялось в произведениях Толстого, при упоминании детства. Перовский привозит сестру и племянника в Санкт-Петербург. В северной столице будущий драматург встречается с Пушкиным, Жуковским и другими писателями того времени, с которыми его дядя имеет дружеские связи. Алексей проявляет интерес к литературе, пробираясь на встречи известных поэтов и литераторов, прислушиваясь к разговорам взрослых. Чуть позже Толстой знакомится с будущим российским императором Александром II. Мальчики находят общий язык и становятся добрыми приятелями, сохранив дружеские отношения на всю жизнь.
 

В 1827 году дядя устраивает семье поездку в Германию, где Алексей Толстой знакомится с Гёте и даже получает в подарок от великого писателя, который потом хранит долгие годы, как ценный трофей. В 1831 году Перовский показывает мальчику Италию, эта страна настолько очаровывает Толстого, что он называет ее "потерянным раем” и долгое время грустит, приехав на Родину.


Образование

Образование драматург получает дома, а в 1834 году поступает в Московский архив министерства иностранных дел. Служба отнимает немного времени у юноши, зато развивает его интерес к истории. Молодой человек активно занимается творчеством, попутно изучая и литературу. Он активно пишет собственные стихотворения, размышляя на различные темы. В дальнейшем его произведения оценят Жуковский и Пушкин. После завершения обучения, Толстой получает место в Германии и некоторое время живет там, попутно путешествуя по Италии и Франции.
Но Алексей недолго оказывается заграницей, в 1839 он получает звание коллежского секретаря и распределение в Санкт-Петербург в отделение императорской канцелярии. Амбициозный мужчина успешно продвигается по карьерной лестнице вверх, получая новые звания. В эти годы Толстой много путешествует, ведет активную социальную жизнь, посещает званые вечера и знакомится с женщинами.

В 1850 году писатель знакомится с Софьей Миллер и влюбляется, однако официально женится на ней только спустя тринадцать лет в 1863 году. После отставки в 1861 году Толстой живет в усадьбе под Санкт-Петербургом и в селе Красный Рог.

В 1875 году Алексей, принимающий морфий, как лекарство от головных болей, переборщил с дозировкой. Именно большая доза препарата и стала причиной смерти писателя, слывшего в народе одним из самых сильных людей того времени.

Творчество

Первые произведения ("Семья вурдалака” и  "Встреча через триста лет”) Толстого были на французском языке, написанные во время проживания в Германии. Позже они были доступны и для русской аудитории. Первая книга выходит в свет в 1841 году и имеет название "Упырь”, при ее написании писатель обращается к воспоминаниям, в особенности к времени, проведенному в обществе будущего наследника престола.

Во время службы с 1842 по 1846 Толстой ищет себя в поэзии, выпуская стихотворение "Серебрянка” в газете, а также пробует собственные силы в прозе, пишет очерки. В 1847 году Алексей Константинович начинает создавать русские баллады, даже планирует написать роман о княжеской жизни.
После официальной отставки все больше углубляется в литературу, становясь автором сатирических произведений, исторического романа "Князь Серебряный”, драматургической трилогии "Смерть Иоанна Грозного” и психологической новеллы в стихотворной форме "Средь шумного бала, случайно...”.

За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.

Творческое наследие Алексея Толстого разнообразно: баллады, сатирические стихотворения, романы, драматические произведения, лирические произведения. В соавторстве с братьями Жемчужниковыми он создал образ Козьмы Пруткова.

Лирика Алексея Константиновича Толстого тяготеет к народному стилю. В то время он был чуть ли не единственным поэтом, кто использовал в своем творчестве русский былинный эпос и исторические сюжеты, которые умело обрабатывал.

Литературный дебют Толстого как писателя состоялся в 1841 году, когда вышла повесть «Упырь».

В возрасте 37 лет он начал публиковать свои стихотворения, которые писал с детства. За свою жизнь успел выдать только один сборник поэзии.

Главные произведения

Одним из главных прозаических произведений Толстого стал роман «Князь Серебряный». Автор издал его в 1862 году. Роман наполнен «вальтерскоттовским» историческим духом и рассказывает об эпохе террора простого населения, когда правил Иван Грозный. Его высоко оценили читатели-современники. И в наше время он очень интересен.

Принесли славу автору и пьесы. «Царь Борис» — третья часть известной трилогии – повествует о трагедии власти, самодержавия.

Последние годы

         В конце жизни писатель жил уединенно в собственной усадьбе Красный Рог. Физически он уже был слаб: его мучила астма и сильные головные боли. Для того, чтобы облегчить страдания, он стал принимать морфий. Однажды писатель превысил дозировку. Его не стало в 1875 году.

 Интересные факты из жизни писателя

  • Первые сочинения написаны Толстым на французском языке.
  • Алексей Константинович Толстой и Лев Николаевич Толстой – троюродные братья.
  • Толстой пользовался славой проказника и затейника.
  • В конце жизни Толстой страдал от болезней нервов, терпел сильные головные боли.

  1. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого

Основные мотивы ранней лирики (1840-е гг.) А.К. Толстого — это раздумья об увядании жизни старого, родовитого дворянства («Ты помнишь ли, Мария...», «Шумит на дворе непогода.»«, «Пустой дом»), жалобы об утрате былой счастливой жизни («Благовест», «Ой, стоги стоги...») и обращение к историческому прошлому Украины и России с его героическими деяниями (первая редакция «Колокольчиков», «Ты знаешь край, где все обильем дышит...»).

Лирике А.К. Толстой почти всецело отдался в предреформенное десятилетие. С 1851 по 1859 г. он написал более восьмидесяти стихотворений, а затем долгие годы практически не обращался к этому литературному роду и лишь в первой половине 1870-х годов написал еще несколько стихотворений.

Элегии А.К. Толстого отличаются глубиной содержания и совершенством художественной формы. Вслед за Лермонтовым и Тютчевым А.К. Толстой противопоставляет глубокую и чистую любовь как огромную нравственную ценность «тщеславию» и «ничтожной суете» той жизни, которую он вел до встречи с любимой женщиной, и всему «миру лжи» светского общества, который окружал его и в дальнейшем. Лучшие из таких стихотворений — «Я вас узнал, святые убежденья...», «Мне в душу, полную ничтожной суеты...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный..»

Эти же мотивы нашли развитие в стихотворении «Пусть тот, чья честь не без укора...», где выражен основной моральный принцип поэта — принцип нравственной стойкости и независимости. Лирический герой А.К. Толстого не страшится мнения людей, не боится их хулы, не льстит «неправому пристрастью», не таит своих убеждений» ни пред какой земною властью»

Ни пред венчанными царями,
Ни пред судилищем молвы
Он не торгуется словами,
Не клонит рабски головы
.

Такой нравственный идеал отразился и в поэме «Иоанн Дамаскин», и в балладах, и в замечательном по своей выразительной лаконичности стихотворении «Коль любить, так без рассудку...», и в поздней лирике.

Когда-то 15-летним юношей в одном из первых своих стихотворений А.К. Толстой пророчески написал:

Я верю в чистую любовь
И в душ соединенъе;
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бъенъе
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.

Так, собственно, и случилось... Этой светлой мечте суждено было воплотиться и в судьбе, и в поэзии А.К. Толстого: всю жизнь он любил Софью Андреевну Миллер. Поэт не преувеличивал, когда писал:

Мою любовь, огромную, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Широко известна романтическая история знакомства Алексея Константиновича и Софьи Андреевны зимой 1850-1851 г. на бале-маскараде в Большом театре.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Полное неувядающей прелести стихотворение «Средь шумного бала» сегодня трудно читать: чтобы осознать текст, приходится «сопротивляться» музыке П.И. Чайковского. В центре стихотворения — самоанализ лирического героя, который пытается понять, что совершается в его душе после недавней встречи с необычной женщиной, чьи очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

А.К. Толстой сумел передать самую атмосферу нежной влюбленности, едва уловимого интереса, который внезапно проявляют друг к другу только вчера познакомившиеся люди.

Софье Андреевне было двадцать пять лет. Умная, образованная, далеко не красавица, но при этом необыкновенно женственная, она не могла не понравиться тому, кого прельщала прежде всего красота души и ума.

Софья Андреевна стала не только вдохновительницей лирики А.К. Толстого, но и помощницей, советчицей, первым критиком. При ее содействии возникали многие толстовские шедевры — и поэтические, и драматические. «Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование», — писал А.К. Толстой жене.

Любовные стихотворения А.К. Толстого читаются как лирический дневник, повествующий об истории его чувства. Образ любимой женщины в них конкретен и индивидуален; он проникнут чистотой нравственного чувства и подлинной человечностью; отчетливо звучит у А.К. Толстого мотив облагораживающего воздействия любви.

Как здесь хорошо и приятно,
Как запах дерев я люблю!
Орешника лист ароматный
Тебе я в тени настелю.
Я там, у подножья аула,
Тебе шелковицы, нарву,
А лошадь и бурого мула
Мы пустим в густую траву.
Ты здесь у фонтана приляжешь,
Пока не минуется зной,
Ты мне улыбнешься и скажешь,
Что ты не устала со мной.

Все детали этого стихотворения, все его образы возникают как бы случайно, незаметно и создают атмосферу нежности и света, которая фокусируется в конце, как будто бы в незначащей фразе. Но в ней так органично и полно проявляется и герой — его любовь, забота, внимание, и героиня — ее нежность, женственность и даже судьба, и еще нечто, третье, главное — высокая поэзия и радость одухотворенной человеческой любви. А.К. Толстой создает атмосферу причастности к возвышенному представлению о смысле и ценности человеческих чувств и стремлений.

В лирических стихотворениях А.К. Толстой иногда почти дословно повторяет мысли, выраженные им в письмах к Софье Андреевне.

В интимной лирике А.К. Толстого запечатлены все оттенки истинной любви — и понимание, и сострадание, и жалость, и нежность, и стремление защитить любимую, стать ей опорой.

Толстовской героине постоянно сопутствовали «тоска», «робость», «неведомые муки», «сомнения и заботы». Чувство вины, с юности завладевшее Софьей Андреевной, которая стала невольной виновницей гибели брата, вступившегося за ее честь, не утихало с годами.

Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжелый:
Стряхнуть тоску не можешь ты,
И жизнь тебя погнула долу;
Ты как лощинка в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает;
И как с вершин беокит в нее
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твое
Стекает горе отовсюду!

Высокую ценность своей любви поэт осознавал не только в свете нравственного идеала независимости и свободы; он связывал ее и со своим романтическим идеалом, со своим религиозно-философским мировоззрением. А.К. Толстой был убежден в существовании духовного мира за пределами земного бытия и, чувствуя возвышенность своих любовных переживаний, осознавал их как проявление этого духовного мира, как свою связь с ним.

Особо выделяются по разработанности мотивов философской романтики стихотворения «Меня, во мраке и пыли...» и «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», где поэт говорит о существовании незримого мира таинственной жизни природы, одухотворенного любовью и открывающегося только тому, кто сам любит. Однако на земле любовь «раздроблена», а само земное существование — лишь «отблеск вечной красоты».

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще, неволя недолга —
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

  1. Практическое задание
  1. Стр. 8-26 (читать), конспект лекции
  2. Выучить стихотворение А.А.Фета или Ф.И.Тютчева (на выбор, не менее 12 строк)
  3. Ответьте на вопросы:
  • Как создаётся таинственный образ любимой женщины в стихотворении Толстого «Средь шумного бала…»?
  • Как удаётся поэту передать сам процесс зарождения чувства?
  • Какое произведение Пушкина приходит вам на память при чтении этих стихов Толстого?
  • Покажите преемственную связь между ними.
  • Почему П.И.Чайковский положил эти стихи на музыку?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".

Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...

Поэзия второй половины 20 века

Работа предназначена для проведения урока по теме:"Поэзия второй половины 20 века", а также для проведения внеклассного мероприятия по современной поэзии.Цель:познакомиться с творчеством поэтов  ...

Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь

Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя....

Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....

7.09.20. Задание по литературе для группы 1МНЭ02 по теме "Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры"

7.09.20. Задание по литературе    по теме "Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры"предназначено для группы 1МНЭ02 в рамках дистанционного обучения....

14.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС02 по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"

14.09.2020. Задание по литературе   по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"предназначено для группы 1БС02   в рамках дистанционного обучения...

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...