Педагогика Я . Коменского в цифровую эпоху
статья

Педагогика Я.А. Коменского в цифровую эпоху Согласно «Великой дидактике» выдающегося чешского педагога-гуманиста, писателя, религиозного и общественного деятеля XVII века, Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), разработавшего единую школьную систему, «золотым правилом» образования является принцип наглядности. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания и создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность. Я. А. Коменский отмечал что, «если мы намерены насаждать в учащихся истинные достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Он утверждал, что средства наглядности – это фундамент познания, основа повышения результативности обучения, поэтому в процессе обучения, прежде всего, следует опираться на зрительные органы. Остальные же органы чувств в процессе восприятия данных являются дополнительными. Роль наглядности, особенно в обучении детей младшего школьного возраста, переоценить невозможно, она определяется тем, что служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретённых знаний, оказывается приёмом развития памяти путём её опоры на различные органы ощущений и впечатлительность, соответствует склонности мыслить формами, красками, звуками, ощущениями. Сформировать у детей верные представления об окружающей действительности, развивать мышление и речь не представляется возможным без применения наглядности в обучении. Органы зрения, слуха, обоняния преподносят ребенку хаотичную информацию об окружающем мире, а наглядное обучение способствует тому, чтобы упорядочить эту информацию, распределить предметы и явления, тем самым сложить в уме детей понятия. Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. Чтобы в нашу цифровую эпоху уроки увлекали детей и приносили им максимальную пользу используются различные методы, эффективно способствующие этому: словесный метод (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (наблюдение за предметами, явлениями, наглядные пособия); практический (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Особое внимание уделяется наглядному методу обучения, который условно можно разделить на две группы: метод демонстраций, обычно связанный с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и тому подобное, и метод иллюстраций, предполагающий показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и прочее. На основе изложенного можно сделать вывод, что успех работы учителя в современных условиях цифровой эпохи заключается в умении сочетать теоретические знания с различными способами их трансляции. Однако средства наглядности позволяют достичь более высоких результатов в процессе обучения дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры безопасности молодёжи как современное направление в педагогике

Научное издание. Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Выпуск 5: сборник научных статей; Воронежский государственный университет. -Воронеж, 201...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Методическая разработка конспекта урока по ОП.01 Педагогика. Тема Педагогика как наука

Методическая разработка учебного занятия по теме: "Педагогика как наука" предназначена для обучающихся 2 курса специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореог...

Доклад на тему: " Великая дидактика" Я.А. Коменского - первое научное обоснование педагогической теории"

Биография и философские воззрения Я.А. Коменского1.1     Жизнь и деятельность Я.А. Каменского1.2     Философские основы педагогической системы Коменского2....

Доклад (Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского)

Доклад (Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского)...

Статья "Педагогика Я.А. Коменского в цифровую эпоху"

Педагогика Я.А. Коменского в цифровую эпоху Согласно «Великой дидактике» выдающегося чешского педагога-гуманиста, писателя, религиозного и общественного деятеля XVII века, Яна Амоса Коменского (1592-...