Профилактика насилия и экстремизма среди обучающихся (материал для руководителей учебных групп)
статья

Кротова Елена Юрьевна

Информация для руководителей учебных групп по мерам профилактики насилия и экстремизма среди обучающихся. Основные понятия: Экстремизм, неформальная группа, асоциальные и антисоциальные группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_ekstremizma_v_molodezhnoy_srede.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика насилия и экстремизма среди обучающихся ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж» (материал для руководителей учебных групп)

Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей. Наблюдается напряженность в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.

В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности молодежи

Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию насилия и экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.

Таким образом, и в нашем образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма.

Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».

Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям.

Уголовный кодекс Российской Федерации.под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В настоящее время достаточно развита система нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма. Представлена на слайде.

Существует несколько видов экстремизма

· Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

· Националистический экстремизм – радикальные действия в отношении представителей иной народности, национальности;

· Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религии;

· Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

· Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды.

 · Антиглобалистский экстремизм – непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий.

· Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести».

Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.

Существует ряд причин для возникновения экстремизма и экстремистских движений, группировок в молодежной среде:

  • резкое падения жизненного уровня;
  • ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи;
  • серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество;
  • отсутствие авторитетных массовых положительных общественных молодежных организаций.

Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды.

Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).

Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». 

Ты  похожий на нас – ты привлекательнее и безопаснее. Я с тобой в группе – я уверен и чувствую свою значимость.

Вторая причина заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты …».

Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.

Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени.

В современном мире существуют несколько видов фобий:

Ксенофобия как психологическая основа страха перед чужой культурой является центральным психологическим механизмом формирования и проявления интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина межнациональных конфликтов и войн, так как она всегда порождает жесткую ответную реакцию. Ксенофобия также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движения.

Этнофобия (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, цыганофобия и др.).

Религиозные фобии – по отношению к различным социальным группам (например, мигрантофобия).

Поэтому одной из наиважнейших задач по преодолению у подрастающего поколения психологического барьера «свой-чужой» является задача формирования их социально-психологической устойчивости.

Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.

Отмечается резкая активизация их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления: убийства иностранных студентов, мигрантов, дерзкие, демонстративные административные правонарушения, а также переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.

Это важно тем, что, по прогнозам специалистов, доля групповых преступлений молодёжи в ближайшей перспективе будет возрастать. Речь идёт, прежде всего, об увеличении числа молодёжных преступных группировок, о растущих масштабах вовлечения молодёжи в преступные группировки рецидивистов из старших возрастных групп, а также о заметном увеличении «смешанных» преступных группировок с участием молодёжи и подростков. Последнее означает рост активизирующегося влияния молодых преступников на преступность несовершеннолетних.

Особенности молодежного экстремизма проявляются и в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст. 148, 149, ч.1 213, 243, 244, 280, 282 Уголовного кодекса РФ – 16 лет. 

Каналами распространения экстремизма среди подростков и молодежи являются уличные группировки подростков и неформальные молодежные группы и объединения.

В экстремистских действиях уличной группировки отсутствует глубокая приверженность идеологии; противоправные действия, совершаемые членами этих группировок, чаще всего являются просто выплеском агрессии.

Неформальная группа – группа, деятельность которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

На слайде представлены характерные признаки неформальных молодежных групп и объединений:

  1. объединяют молодых лиц в возрасте до 29 лет по каким-либо интересам и ценностям;
  2. стремление жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами;
  3. формально юридически не зарегистрированные, не имеющие устава, программы и четкой организационной структуры;
  4. добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее;
  5. отличающиеся чаще всего эпатажем (вызывающие агрессию на себя) и низким уровнем сплоченности и устойчивости;

Многообразие различного рода неформальных групп связано с разнообразными формами молодежной субкультуры и ее внутренней динамикой.

Неформалы могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с нигилистических позиций и демонстрируя открытое противостояние правоохранительным органам и органам власти.

Типология неформальных молодежных объединений может быть условно представлена несколькими социальными группами общественных объединений: просоциальные, асоциальные, антисоциальные.

Просоциальные группы («зелёные», объединения по защите памятников, добровольные дружины ЮИД, ЮДПИ, волонтеры и т.п.) Для этих групп характерна социальная активность, социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.

Асоциальные группы наиболее распространенные:

· направления хип-хоп культуры: брейк-данс, граффити, искусство «эм-си» (МС), ди-джеинг, рэп-музыка; рок-музыка; авторская песня;

· экстремальное катание: скейтборд, роллер-спорт, велоэкстрим; неформальное авто-мото движение: байкерское (мото) движение, дрэгрэйсинг (гонки на автомобилях);

· «фанатское» движение: фанаты спортивных клубов, фэн-клубы звезд эстрады; черлидинг; «клубная» культура»;

· игровые неформальные виды спорта: сокс, фризби и т.д.;

· панки, мажоры и т.д.

Эти группы стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу для общества.

Антисоциальные группы: объединения (группировки) по территориальному признаку, молодежные организации экстремистской направленности: националистическо-расистской, религиозной, политической.

К организациям националистическо-расистской направленности в первую очередь, следует отнести движение скинхедов.

Скинхеды – от английского skinhead (бритоголовые). Характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеют уголовное прошлое и придерживаются «воровских» традиций.

Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью.

В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений религиозной направленности, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах.

Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама – ваххабизм.

Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы».

К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится  партия «Русское национальное единство» (РНЕ), которая является крупной праворадикальной политической организацией.

За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

Существуют и совершенно новые молодежные направления. Колумбайнеры и Скулшутинги.

Примеры их деятельности:

20 апреля 1999г. в школе «Колумбайн» (США, штат Колорадо) двое учеников старших классов Эрик Харрис и ДиланКлиболд совершил нападение на учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие ранили 36 человек, из них 13 были ранены смертельно, а сами совершили самоубийство.

На протяжении нескольких лет до теракта они вели интернет-дневники, где писали инструкции по изготовлению взрывчатых веществ и составляли списки тех одноклассников, которых они хотели бы убить. Также они делали видеозаписи о том, как запасаются оружием и боеприпасами. Трагедия получила широкий резонанс в США и в других странах.

Скулшутинг - это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Фанаты Эрика Харриса и ДиланаКлиболда появились и в России. В первую очередь субкультура --- «Колумбайн» и «Скулшутинг» сложилась в сети, именно по интернет-дневникам Харриса и Клиболда подростки прониклись их мировоззрением.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году было совершено уже три подобных преступления. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, и наконец, в Керчи, учащийся политехнического колледжа, убил 20 человек в своем учебном заведении.

Одной из ключевых современных информационных угроз для общества  становится вовлечение подростков в деструктивные интернет-сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия.

Своевременное выявление в сети Интернет сторонников данных течений позволит сотрудникам правоохранительных органов организовать профилактическую работу и не допустить противоправных акций.

При мониторинге сети Интернет необходимо обратить внимание на наименование аккаунта (профайла, личной страницы) пользователя. В большинстве случаев вместо своих реальных данных, подростки используют имена лидеров различных молодежных субкультур и движений: «Эрик Харрис», «ДиланКлиболд», «Лис», «Суицид» и т.д.

Отдельное внимание надо уделить размещенному пользователем аватару. В случае с аватаром повышенный интерес представляют изображения с использованием депрессивной стилистики, фотографии молодых людей, стоящих на краю высотных объектов (крыша дома, высокая точка местности и т.д.), изображения агрессивно настроенных людей с оружием, размещение изображений лидеров различных молодежных субкультур и движений (Филипп Лиса, Эрика Харисса и др.).

Цифровой адрес профайла в социальной сети «ВКонтакте» можно изменить на буквенный. Часто молодые люди при смене адреса используют слова «смерть», «суицид» и различные производные от этих слов.

Следует изучить информацию, размещенную пользователем на своей странице (информация депрессивного характера, отсутствия понимания со стороны сверстников и (или) родителей, порезы на руках), просмотреть сообщества в подписках у пользователя.

Подросток может быть подписан на сообщества, пропагандирующие суицидальный или насильственный контент (суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе).

Следует обращать внимание на комментарии, оставляемые пользователями  в сообществах.

При установлении пользователя, представляющего интерес по данной линии работы, необходимо установить его полные данные.

Каждому пользователю провайдер, предоставляющий доступ к сети Интернет, присваивает IP-адрес, у администрации интернет-ресурсов сохраняется статистика об IP-адресах, с которых пользователями осуществлялась загрузка на ресурс материалов, публиковались тексты, оставлялись комментарии.

Кроме того, необходимо направить запрос администрации того или иного ресурса об IP-адресах, с которых осуществлялся доступ к странице, и номере сотового телефона, к которому страница привязана.

Адрес страницы пользователя «ВКонтакте» по умолчанию после регистрации выглядит так: vk.com/id12345678. Кроме того, каждый пользователь помимо этого адреса может назначить себе иной короткий адрес (например vk.com/saaaaaaaaaaaaaa).

 При этом номер id остается у него прежним, узнать его можно, если навести курсор мыши на кнопку «Отправить сообщение» или «Добавить в друзья», внизу браузера будет отображена ссылка, заканчивающаяся номером.

Известно, что в администрации ООО «В Контакте» сохраняются сведения:

- с каких профайлов осуществлялась регистрация страницы (аккаунта) «ВКонтакте»;

- с которых профайлов осуществлялась загрузка аудио- и видеозаписей (информация хранится ограниченное время);

- с каких  IP-адресов осуществлялось несколько последних входов в аккаунт (на момент запроса).

При установлении несовершеннолетних пользователей, разделяющих идеологию данных течений, необходимо проводить с ними и с их родителями (законными представителями) профилактическую работу, при необходимости обеспечить участие психолога, доводить подросткам информацию о  недопущении вступления в группы деструктивной направленности.

Целесообразно рекомендовать родителям усилить контроль за общением их несовершеннолетних детей в социальных сетях, установить специализированные программные фильтры и отслеживать журналы посещений интернет-ресурсов с целью недопущения ознакомления с противоправной информацией.

Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят?

Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости».

Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) – в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома (причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта).

И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.

Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма.

Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали:

  1. совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
  2. создание детских общественных организаций;
  3. организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам;
  4. использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования.

В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как экстремизм и насилие, требуются постоянная профилактика и сдерживание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы

Профилактика наркомании в образовательной  среде: состояние и перспективы...

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Профилактика насилия в семье

Выступление - презентация для родительского собрания школы 8 вида...

Организация мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма среди молодежи.

Экстремизм- это приверженность к крайним взглядам и мерам, исключительное, категоричное проявление пристрастных действий, высказываний, взглядов. Он может носить как политический, религиозный, экономи...

Роль руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося

В презентации рассказывается о роли руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося...