Внеклассная деятельность в процессе обучения иностранным языкам
статья
Статья "Внеклассная деятельность в процессе обучения иностранным языкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
г.о. Красногорск, 2024 г.
Внеклассная деятельность в процессе обучения иностранным языкам
Обучение иностранному языку в среднем учебном заведении представляет собой комплексный процесс, включающий в себя ряд методов, специальных приёмов и различных форм работы, направленных на максимально эффективное усвоение изучаемого языка. Возрастание роли иностранного языка как средства межкультурной коммуникации обуславливает необходимость совершенствования форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации к изучению языков и поддержания интереса к культуре других стран. Помимо традиционных урочных форм работы в образовательном процессе существуют внеурочные формы обучения, которые призваны максимально эффективно организовать свободное время учащихся. Под внеурочной или внеклассной работой следует понимать «общеобразовательную и воспитательную работу, проводимую вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития технического творчества».
Внеклассная работа в процессе обучения иностранному языку в совокупности с урочными формами работы по обязательному курсу способствует более полному осуществлению практических, воспитательных, развивающих и общеобразовательных целей обучения. Внеурочная деятельность по иностранному языку является наиболее эффективной в том случае, если она постоянно сопровождает основной курс обучения. Иными словами, учитель должен как можно чаще предоставлять учащимся возможность для применения иностранного языка на практике за пределами уроков. Таким образом поддерживается близкая мотивация и формируется положительное отношение к языку не только как к учебному предмету, но и средству коммуникации. По мере перехода учащихся в старшие классы сфера применения иностранного языка расширяется за счёт использования более сложных форм внеклассной деятельности.
Внеурочная работа открывает широкие возможности для гуманистического воспитания учащихся и для формирования их мировоззрения. Особая роль в данном процессе отводится тем формам организации внеклассной работы, которые посвящены культуре страны изучаемого языка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся могут быть распределены по трём уровням. Первый уровень связан с приобретением учащимся социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и порицаемых поступках. В данном случае ученик ориентируется на модель поведения учителя как носителя позитивного социального опыта. Второй уровень результатов – получение студентом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: семье, знаниям, природе, культуре. Практическое применение полученных знаний он может осуществить в среде своего класса или школы. И, наконец, третий уровень результатов внеурочной деятельности связан с получением учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Грамотно организованная внеучебная деятельность позволяет достичь всех уровней воспитательных результатов, поскольку она способствует развитию инициативы, ответственности, активности, целеустремлённости и коллективизма. С другой стороны, выход за рамки традиционной урочной формы позволяет снять барьеры и комплексы, мешающие полноценному самовыражению школьников и реализации их возможностей.
В педагогической практике существует множество форм внеклассной работы, которые могут рассматриваться применительно к изучению иностранного языка. Традиционно различаются массовые, групповые и индивидуальные формы внеучебной работы. К индивидуальным формам работы относится такая деятельность, в рамках которой учащийся самостоятельно приобретает знания и опыт, применяя на практике иностранный язык. В эту категорию можно отнести чтение статей, выполнение художественных или технических переводов, написание рассказов или стихотворений. Зачастую индивидуальные формы внеучебной работы интегрируются в групповые и массовые с целью выполнения отдельным учащимся определённого объёма работы. Так, например, в рамках подготовки общеколледжного проекта по англоговорящим странам учащемуся может быть поручен поиск информации о музеях Великобритании.
Групповые формы внеклассной работы характеризуются стабильностью участников (10-15) и регулярностью занятий. К ним относятся кружки, различные клубы, викторины и игровые формы работы. Массовые формы внеучебной работы охватывают большее число участников и в основном включаются в общешкольный план внеклассных мероприятий, что несколько ограничивает возможности их применения по сравнению с групповыми формами работы. В них принимают участие целые классы, параллели классов или вся школа. К массовым формам внеучебной работы относятся вечера, утренники, КВН, театральные постановки, олимпиады и дни иностранного языка и культуры. Групповая и массовая формы работы требуют тщательной предварительной подготовки под руководством учителя.
Любая форма внеклассной работы, выбранная учителем, должна способствовать реализации творческого потенциала учащихся. При этом мотивация учащихся обеспечивается не только желанием применить иностранный язык на практике, но и создать некий итоговый продукт в качестве материального выражения совместной деятельности. Среди наиболее доступных учителю форм групповой работы следует отметить организацию совместного оформления стенда на иностранном языке. Данный вид внеклассной работы имеет ряд преимуществ. Во-первых, он предоставляет широкий выбор тем. Так, тематика стенда может соответствовать теме основного курса, быть связанной с жизнью группы или учебного заведения в целом или носить характер опорного материала. К последней категории можно отнести стенды с таблицами неправильных глаголов, склонением артиклей в немецком языке или лексикой по определённой теме. Во-вторых, он не требует длительной специальной подготовки и затрат ресурсов. И, наконец, имеется возможность увеличить количество участников данной формы внеклассной работы за счёт привлечения других групп колледжа. Таким образом, групповая форма работы по оформлению стенда трансформируется в массовую форму с элементом соревновательности.
Викторина представляет собой одну из наиболее часто применяемых форм внеучебной деятельности. Её особенность заключается в том, что она может быть проведена на любом этапе обучения иностранному языку. В зависимости от ступени обучения и сложности материала викторины могут быть направлены на оценку лингвострановедческих знаний или самого языка. Они могут приобретать различные формы: тест, ребус, загадка, кроссворд и т.д.
Таким образом, внеклассная работа играет важнейшую роль в процессе обучения иностранному языку в школе. Она позволяет не только развить умения и навыки, полученные учащимися на уроках иностранного языка, но и реализовать свой творческий потенциал и креативное мышление. В процессе внеклассной работы учащиеся развивают личностные качества, что также представляет особую важность в процессе социализации и межкультурного общения. Активная внеклассная деятельность на протяжении всего курса изучения иностранного языка способствует поддержанию мотивации и формированию позитивного отношения к языку и культуре страны.
Список литературы
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
https://pedsovet.su/load/111-1-0-53486
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).
В статье рассматриваются четыре аспекта постановки воспитательной цели урока иностранного языка, а также факторы, посредством которых осуществляется воспитание на уроках, даны определения нравст...
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....
Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку
Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...
Реализация регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку
В статье раскррывается необходимость использования регионоведческого материала на уроках английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции учащихся....
Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку
Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...
Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку
Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...
Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)
статья о том как важна мотивация при изучении иностранного языка...