Исследовательская работа (ВКР)
материал

Капустина Наталья Григорьевна

Исследовательская работа (ВКР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_641_gr._tyutkina_yuo.docx727.9 КБ

Предварительный просмотр:

Кяхтинский филиал

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Проведение профилактических мероприятий  при стоматологических заболеваний

Выполнила студента:

Тютькина Юлия Олеговна

4 курса, 641 группы

                                                                        Специальность: Сестринское дело

                                                                     Квалификация: медицинская сестра

Руководитель,

Преподаватель:

Капустина Наталья Григорьевна

______________________

Работа допущена к защите

________________________

Зав. Кяхтинским  филиалом

Т. А. Шалашникова

«____» «___________» 2020 г.

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………............ 3

Глава 1.Анатомо-физиологические особенности полости рта

1.1. Строение ротовой полости……………………………………………    7

1.2. Основные и дополнительные средства индивидуальной гигиены.……………………………………………………….……………..  14

1.3. Методы гигиенического ухода за полостью рта   ………………….. 16

 Глава 2. Анализ статистических данных ГБУЗ «Закаменская ЦРБ» и знаний гигиены полости рта по профилактики стоматологических заболеваний у студентов  Кяхтинского филиала  ГАПОУ «ББ МК МЗ РБ»……………. 21

2.1. Анализ статистических данных ГБУЗ  «Закаменская ЦРБ» за 2017-2019г.г…………................................................................................................ 22

2.2.  Анализ социологического  опроса студентов Кяхтинского филиала  ГАПОУ «ББ МК МЗ РБ»  …………………………………….…………….. 24

Заключение………………………………………………………………… .. 31

Рекомендации……………………………………………………………… .. 33

Список использованной литературы……………………………………… . 35

ВВЕДЕНИЕ

Кариес зубов и болезни пародонта продолжают относиться к числу социально значимых болезней во многих странах мира. Низкий уровень стоматологического здоровья у детей и взрослых - одна из причин, влияющих на ухудшение соматического, физического, психологического и репродуктивного здоровья населения. Однако, в ряде экономически благополучных стран, благодаря разработке и внедрению программ профилактики наблюдается тенденция к снижению интенсивности кариеса и болезней пародонта.

В нашей стране высокий уровень стоматологической заболеваемости детского и взрослого населения продолжает оставаться актуальной проблемой.

В условиях реформирования экономики страны, недофинансирования бюджетного здравоохранения, внедрение регионально ориентированных программ профилактики позволит с меньшими затратами снизить стоматологическую заболеваемость.

Проблема кариеса зубов, имеет большое медицинское и социальное значение. Несмотря на определенные успехи в профилактике и лечении этого заболевания показатели распространенности и интенсивности кариеса остаются очень высокими.

Для рациональной организации стоматологической помощи, важное значение имеют сведения о состоянии стоматологического здоровья населения. Одним из методов изучения заболеваемости является анализ данных учета обращаемости населения за медицинской помощью. Материалы стоматологической заболеваемости населения по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения представляют интерес для планирования стоматологической помощи. Изучая стоматологическую заболеваемость по обращаемости, необходимо учесть, что кроме состояний, непосредственно послуживших причиной обращения, в ходе обследования зачастую выявляются и другие немаловажные данные. При этом в медицинской карте стоматологического больного наиболее полно, фиксируются сведения, отражающие, прежде всего состояние здоровья зубов и их опорного аппарата.

В большинстве случаев адекватная регистрация этих данных позволяет получить представление об интенсивности кариозного процесса у населения, обратившегося за стоматологической помощью. В то же время, необходимая для аналогичной цели информация о болезнях пародонта, фиксируется в основном недостаточно полно. Поэтому изучение первичной документации, применяемой в амбулаторной стоматологической практике, может быть использовано для получения представления о стоматологическом статусе обратившегося населения на основе определения коэффициентов интенсивности кариеса зубов, предусмотренных рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения по стандартизации учета стоматологической заболеваемости.

Стоматологическая помощь является наиболее массовым видом медицинского обслуживания, что связано с высокой распространенностью болезней полости рта и зубов, в частности кариеса, среди населения. Однако существующая система здравоохранения не отвечает потребностям населения в доступной и качественной помощи.

Кариес является одной из важнейших проблем стоматологии.

Снижение заболеваемости населения различных возрастных групп кариесом и тяжести его проявления во многом зависит от реальной возможности воздействовать на факторы, прямо или косвенно влияющие на данное заболевание. Кариес, как и другие показатели здоровья, зависит от многих причин, которые условно можно разделить на две группы: биологические (врожденные) и антропогенные, вызванные жизнедеятельностью человека. К первым относятся: наследственность, состояние здоровья и возраст матери, а также другие. Ко второй группе отнесены: характер питания, качество питьевой воды, материально-жилищный уровень, состояние медицинского обслуживания и в том числе стоматологической помощи, образ жизни, вредные привычки, загрязнение окружающей среды вредными веществами, условия труда и т. д.

Неразработанными остаются вопросы обеспечения контроля качества оказания помощи, организации диспансерного учёта больных, соответствие объёмов оказываемой помощи, их видов и качества необходимым требованиям в условиях градообразующих предприятий и др.

Проблемы своевременной диагностики кариеса в терапевтической стоматологии остаются актуальными в связи с высокой распространённостью данной патологии. В нашей стране кариесом поражены 90-99% взрослого населения. В связи с этим выявление ранних форм кариеса и мониторинг состояния эмали и дентина на этапе препарирования зубов остаётся актуальной проблемой и способствует разработке новых методик диагностики кариеса. Стоматологами были разработаны методы ранней диагностики кариеса, к ним можно отнести метод визуального обследования с использованием зонда, витальной окрашивания тканей зуба, рентгенологический, трансиллюминационный и метод определения электрического сопротивления тканей зуба.

Применение дополнительных методов диагностики кариеса на ранних этапах и в процессе лечения способствует улучшению оказания стоматологической помощи населению.

Заболевания зубов и полости рта до сих пор остаются одними из самых распространённых в структуре болезней человека. В значительной мере на уровень стоматологической заболеваемости и качество обеспечения населения стоматологической помощью влияет профессионализм врачей и медицинских работников, в совершенствовании которого ведущая роль принадлежит внедрению современных технологий диагностики и лечения, современным организационным моделям оказания стоматологической помощи.

Актуальность. 

Кариес зубов является самым распространенным заболеванием человечества.
На сегодняшний день в стоматологической помощи нуждается 98,0 % населения нашей страны (по данным ВОЗ).

Тема  гигиены и профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.
Цель исследования: изучить методы и средства профилактических мероприятий стоматологических заболеваний   

Задачи исследования:

 1.Изучить научно - медицинскую литературу по данной проблеме;

 2.Проанализировать статистические данные ГБУЗ «Закаменская ЦРБ» 2017-2019гг.;

 3.Выявить проблемы студентов Кяхтинского филиала  ГАПОУ «ББ МК МЗ РБ»  по средствам  анкетирования;

 4.Разработать для студентов памятку: «Гигиена  полости рта».

Объект исследования:

профилактика и личная гигиена полости рта студентов  

Предмет исследования:

уровень профилактики и гигиены полости рта

 Методы исследования:

  1. Социологический;
  2. Статистический;
  3. Обобщение.

ГЛАВА 1.  АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОСТИ РТА

1.1 Строение ротовой полости

Здоровье человека - один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.

Здоровье молодежи - основной показатель благополучия общества и возможности его развития. Сохранять здоровье с детских лет- первостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что самое лучшее лечение - это профилактика.

В структуре молодежи большую долю составляют студенты. Они являются особой группой, так как подавляющее их большинство (особенно в крупных городах) являются приезжими, а это значит, что помимо стрессовых нагрузок в процессе обучения, у них есть дополнительные источники стресса - смена привычной жизненной и существование в специфичной обстановке в условиях общежития. У студентов происходит изменение режима труда, отдыха, качественного и количественного состава пищи, они испытывают большой психоэмоциональные и умственные нагрузки.

Эти факторы серьезно влияют на состояние организма в целом и состояние полости рта, которая также является важным показателем здоровья, в частности. Стоматологическая заболеваемость населения в целом и у студентов в частности является актуальной проблемой современного общества.

Анатомическое строение  ротовой полости:

 -Губы

 -Щеки

  -Десна

 -Зубы

 -Неба

 -Язык

 -Железы

  1. Губы

Губы – это две складки, состоящие из мягких мышечных тканей. Они свободно и плотно смыкаются, образуя линию рта. Лицевая поверхность губ покрыта тонким и нежным слоем кожи, не образующий потовых пор и волос. С внутренней стороны, верхняя и нижняя — переходят в бледно-розовый слой слизистого эпителия, постоянно покрывающимся слюной. Линия губ ограничивается уголками рта, с правого и левого края, от щечных дуг. В этом месте располагается мышца, которая отвечает за их мимику.

Лицевая поверхность верхней губы плавно переходит в носогубную бороздку, нижней – подбородочно-губную. Обе складки изнутри соединяются с деснами до альвеол. Между деснами и губной стенкой вдоль слизистого эпителия есть тонкая складка-уздечка, сверху и снизу. Под мягкой частью слизистого эпителия есть множество мелких слюнных желез, открывающиеся во рту. Они имеют грануло подобную структуру, соответствующие им протоки. И выполняют функцию увлажнения. Помогают быстрому расщеплению легких углеводов секретирующими белками и кислотностью слюны. А также являются частью эндокринной системы.

  1. Щеки

Внешняя стенка щек покрыта кожным эпителием, образующий поры и едва заметный волосяной покров(пушок).

Изнутри стенка щек покрыта оболочкой слизистого эпителия. Между лицевым и мягким внутренним слоем, щечная ткань образованна соединительными мышечными волокнами, обладающими механической эластичностью. Вместе с мышцами губ, подбородка, носа отвечают за мимику лица.

Жировая клетчатка формируется в покровах лица умеренно. В детском возрасте она развита гораздо больше и в первый год жизни дополняет сосательную функцию рта. По внутренним стенкам щек расположены протоки мелких слюнных желез, которые выделяют свои ферменты в ротовую полость. Эта оболочка переходит в часть слизистой десен. В области каждого верхнего коренного зуба, находится пара крупных желез – околоушных.

  1. Десна

Десна – это твердая слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки и часть челюстной кости изнутри. Слизистый покров захватывает область шейки зуба и покрывает альвеолярные валики, от их основания.

В пришеечной области, десна имеет множество коллагеновых волокон, обеспечивающие крепкую связку зуба.

  1. Зубы

Зубы – это твердые образования слизистой оболочки. Они состоят из твердого эмалевого слоя, дентина и рыхлого – пульпы.

Они являются по функции: жевательным инструментом, участвуют в продуцировании речевых звуков. Строение клеток здесь по химическому составу и твердости схожи с клетками костей, состояние которых также зависит от уровня ионов кальция, фосфора и других минералов в организме.

У ребенка первые зубы начинают прорезывается на шестой месяц после рождения. Образуется временный ряд молочных, но на пятый год начинают выпадать и заменяются на постоянные. Число у каждого человека в норме бывает 32 или в редких случаях 33. Их количество в течении жизни меняется в зависимости от профилактики различных зубных заболеваний (кариеса, пародонтита, различных воспалений), нарушения обмена веществ, возраста.

При поражениях коронок (удалениях, разрушениях) функция измельчения и степень усвоения пищи могут ухудшатся. Пищеварительные ферменты могут не справляться с расщеплением питательных веществ из крупных кусочков пищи.

  1. Язык

Язык — это самая подвижная мышца в теле, по истине не имеет костных образований. Такая подвижность, позволяет ему участвовать в продуцировании речи: постановка самых сложных звуков. Физиологическая функция его обусловлена перелопачиванием пищи во рту, распознаванием вкусов и ароматов, выполнением вспомогательной роли при проглатывании пищи. Он занимает все пространство. Кончик языка упирается в передние зубы, корень расположен у входа в глотку, верхняя его поверхность называется спинкой.

Все тело языка состоит из поперечнополосатых мышц. Телом является 2/3 от длинны. На стыке корня языка и тела есть разделяющая бороздка-терминальная, виде латинской буквы V. Вдоль спинки, по середине образована глубокая складка. Она является следом сращения двух половинок языка, образующая барьер между ними изнутри. Сзади ее линия заканчивается ямкой и слепым отверстием. По всей поверхности спинки, по бокам и отчасти на кончике, язык покрыт многочисленными сосочками и слюнными выделениями.

  1. Небо

Небо образует верхнюю стенку пространства ротовой полости. Разделяется на два вида– твердое и мягкое. Твердое занимает 2/3 от общей длинны. Продолжением, которого, является мягкая ткань, по краям поверхности заканчивающаяся альвеолами.

Твердое небо представлено выростами костной ткани верхней челюсти и структурами небных пластинок. Оно имеет бледно-розовый цвет. Вдоль которого идет небный шов, разделяющий его на две симметричные стороны. От данного шва отходят пять поперечных небных выростов — складок, которые являются остатками небных валиков.

Мягкое небо находится позади и занимает 1/3 от всей поверхности. Его структура образованна апоневрозом и мышцами. Часть слизистой, в верхней части, переходит в слизистую оболочку носоглотки, а спереди горизонтально прилегает к верхней стенке ротовой полости, при этом задняя часть спокойно свисает вниз, образуя небную занавеску. Задняя часть имеет свисающий у глотки отросток – язычок. По боковым сторонам небной занавески расположены две складки – дуги: одна небно-язычная, вторая небно-глоточная. Между ними расположены образования лимфоидной ткани – миндалины.

  1. Железы полости рта

Кроме мелких слюнных желез, расположенных в слое и в подслое слизистого эпителия, имеются и крупные парные. Функция железистой ткани — синтезировать и выделять слюну в ротовую полость.

Малые слюнные достигают размеров около 5 мм и имеют грануло подобную форму. Они занимают большую площадь слизистой: под оболочкой щек, неба, губ, на языке, в области альвеол. Все железы независимо от размеров и анатомического расположения делятся на серозные, слизистые и те, которые выделяют смешенный секрет.

Серозные. выделяют слюну богатую белковыми соединениями и обладающую пониженной кислотностью (Рн), к ним можно отнести подъязычную. На стенках языка преобладают слизистые железы, а также они количественно распространены в небных покровах. Щечные, губные, молярные выделяют секрет смешанного типа.

Околоушная. По своим размерам превосходит другие парные железы, является самой крупной, масса ее достигает 30 грамм. Внутри ее клетки собраны в альвеолярную структуру, но снаружи она имеет капсулярную оболочку. Капсула покрывает внутреннюю альвеолярную ткань и врастает в нее, разделяя железу на дольки. Околоушная железа располагается на наружной поверхности мышц рта. Начинается от верхнего края скуловой мышцы, прилегает к мышцам щек и доходит до границы нижней жевательной. Сзади ее капсула подходит к ушным раковинам, чуть вверх к височной кости. Проток околоушной железы, пролегает по поверхности мышц, проникает сквозь мягкие ткани щек и открывается протоком в области верхних моляров. В этом месте, через нее проходят нижняя челюстная вена, лицевой нерв, сонная артерия. Околоушная железа выделяет серозный секрет с определенной повышенной кислотностью.

Подъязычная. располагается в дне ротовой полости и прилегает к нижней челюсти под языком. Она представляет собой небольшую складку, слизистая оболочка которой соединяется с уздечкой языка. Выводные слюнные протоки открываются по бокам этой подъязычной складки. Иногда имеется дополнительный проток, который секретирует из сосочка на кончике складки. Подъязычная железа выделяет слизистый секрет.

Поднижнечелюстная. Располагается по боковым сторонам нижней челюсти, вдоль боковых сторон языка. Имеет трубчато — альвеолярную структуру и тонкую капсулярную оболочку. Верхняя часть железы прилегает к слизистому эпителию нижней челюсти, нижняя поверхность капсулы граничит с ее мышцами и немного выходит вниз дальше. Сзади капсула соприкасается с мышцами языка. Проток железы выходит на поверхность слизистой под языком, образует собой отверстие в подъязычном сосочке. Рядом с подъязычной железой проходят лимфатические узлы, лицевые сосуды и нервы.

При этом причины заболеваемости кариесом изучено очень хорошо. На развитие и течение кариозного процесса влияют особенности питания: высокое содержание сахаров в употребляемой пище, активный метаболизм которых при участии микрофлоры полости рта ведет к активной выработке кислоты и снижению резистентности эмали. Наличие вредных привычек -курение, употребление курительных смесей, алкоголь. Работа в этом направлении проводится в недостаточном объеме и наблюдается несоответствие уровня профессиональных знаний врачей-стоматологов и уровня информированности населения. Наше население имеет низкую мотивацию, нет достаточного количества доступных и понятных для обывателем материалов по уходу за полостью рта.

В настоящее время современная стоматологическая наука достигла достаточного уровня развития, чтобы обеспечить врачей, студентов и пациентов адекватными знаниями в области этиологии, патогенеза и лечения основных стоматологических заболеваний.

Тем не менее, до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта - кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта.

Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика.

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое социально-медицинское и общественное значение, так как им предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, интеллектуальная и нравственная.

В настоящее время проводится множество исследований состояния здоровья студентов, уровня знаний гигиены и мануальных навыков ухода за полостью рта, результаты которых свидетельствуют о недостаточности знаний в этом вопросе, а также низкой мотивированности в его изучении при наличии большого количества учебных материалов по данной тематике.

Проводимые исследования представляют собой анкеты с различным количеством и наборами вопросов, но в которых обязательно присутствуют вопросы о регулярности чистки зубов, смене зубной щетки, частоте посещения стоматолога и использовании дополнительных средств гигиены.

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта требует четкого представления о причинах, вызывающих эти заболевания, факторах, способствующих их развитию.

Множество литературы свидетельствуют о том, что зубной налет является одной из причин развития кариеса зубов. Начальное поражение кариесом возникает в местах, где создаются благоприятные условия для накопления зубного налета (ямках и фиссурах, на апроксимальных поверхностях и пришеечных областях). Кариесогенная микрофлора полости рта служит этиологическим фактором возникновения кариеса . А для того что бы возникла такая микрофлора и началось развитие кариеса нужно присутствие определенных условий Этими условиями могут стать такие факторы, как прием легкоферментируемых углеводов, благодаря чему формируется зубная бляшка. Кариес образуется при условии если процесс деминерализации будет преобладать над реминерализацией. В этом случае кариес может развиться при низком уровне резистентности эмали зубов.

Полость рта представляет собой уникальную экосистему для самых разнообразных микроорганизмов, формирующих постоянную микрофлору. Богатая питательная среда; постоянная влажность, оптимальное значение pH и температуры создают благоприятные условия для адгезии, колонизации и размножения различных микроорганизмов и, как следствие, развития различных стоматологических заболеваний. Поэтому одним из наиболее действенных и, вместе с тем, наиболее простых и доступных мер их профилактики является правильный и эффективный уход за зубами. При этом проведение профилактических мероприятий требует индивидуального подхода, учитывающего все факторы, влияющие на состояние оральной гигиены.

Связано это в большинстве случаев с тем, что родители не привили детям элементарных навыков и правил личной гигиены. Так же еще одной причиной формирования отношения к гигиене полости рта является уровень образованности, социальные условия. Население и не имеет представления о гигиене полости рта, как основном профилактическом и лечебном действии

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кариес и пародонтит являются глобальной проблемой — стоматологи не в состоянии обеспечить лечение миллиардов пораженных кариесом зубов и его последствий. Профилактика является основой эффективности здравоохранения, когда минимальные затраты труда и средств дают максимальный эффект.

1.2. Основные средства индивидуальной гигиены

Индивидуальная гигиена полости рта является основным звеном профилактики стоматологических заболеваний населения. Ежедневный уход с помощью специализированных средств гигиены, таких как: зубные щетки, зубные пасты, эликсиры, ополаскиватели позволяют сохранять здоровье полости рта и предупреждать развитие заболеваний твердых тканей зубов и пародонта.

Однако только 9,27% населения чистят зубы более 1 -го раза в день, а у 11,3% населения уход за полостью рта отсутствует вообще. Однако пациенты проводят чистку зубов основными средствами для индивидуальной гигиены полости рта ненадлежащим образом, поэтому полное механическое устранение налета не производится, несмотря на доступность и эффективность данного метода.

Качество очищения зубов и, следовательно, эффективность профилактических мероприятий во многом зависит от применяемых методов и средств гигиены.

Основные средства индивидуальной гигиены полости рта:

  1. Зубные пасты
  2. Гели
  3. Зубные порошки
  4. Зубные щетки

Рекомендации по выбору зубной щетки

Щетина не должна быть ни слишком мягкой ни слишком жесткой. В настоящее время большинство производителей предлагают щетки в пяти категориях от очень мягкой до супержесткой. Зубная щетка с щетиной средней жесткости является универсальной и подходит большинству взрослых людей. С одной стороны она эффективно чистит зубы, а с другой не раздражает десна. Менять зубную щетку рекомендовано раз в три-четыре месяца.

Рекомендации по выбору зубной пасты

При выборе зубной пасты важным аспектом является состав, препятствующий развитию заболеваний зубов, в частности кариеса и пародонтоза. Полезно также использовать пасту с добавлениями экстрактов лекарственных трав, которые оказывают укрепляющее действие. А вот на различные 3D или 4D отбеливающие компоненты стоматологи советуют не обращать особого внимания. Они абсолютно справедливо утверждают, что большинство из таких технологий носят исключительно маркетинговый характер. Для белизны зубов гораздо более эффективна регулярная чистка.

1.3. Дополнительные средства индивидуальной гигиены

Дополнительные средства гигиены полости рта:

  1. Флоссы (зубная нить)
  2. Зубочистки
  3. Ирригаторы (гидромассажеры)
  4. Межзубные стимуляторы
  5. Средства для чистки языка: скребки, щетки-скребки
  6. Ополаскиватели для полости рта
  7. Отбеливатели для зубов
  8. Порошки для обработки зубных протезов.

1. Зубные нити

Зубные нити применяются для очищения труднодоступных поверхностей зубов, они изготавливаются из искусственных волокон и имеют длину около 40 см. Нити накручивают на средние пальцы рук и натягивают большим пальцем правой и указательным пальцем левой руки, после чего вводят в межзубной промежуток, прижимают к поверхности зуба и производят несколько движений в разных направлениях, продвигая нить без усилий, чтобы не повредить десну. Флоссы, пропитанные раствором фторида натрия, применяются для профилактики кариеса.

2. Зубочистки

Зубочистки используются для очистки зуба около десны, межзубных промежутков и поверхностей зубов, соприкасающихся между собой. Зубочистки делают из дерева или пластмассы, по форме они бывают плоскими, треугольными, круглыми. Перед зеркалом зубочистку ставят под углом в 45º к поверхности зуба и, прижимая к эмали, продвигают по межзубному промежутку, удаляя остатки пищи.

3. Ирригаторы (гидромассажеры - массаж десен и промывание зубов водой)

Ирригаторы используют для удаления остатков пищи и массажа десен, в частности, рекомендуется их применять для профилактики заболеваний околозубных тканей (пародонта); ирригацию можно проводить 2-3 раза в день в течение 5-7 минут после чистки зубов.

4. Межзубные стимуляторы

Межзубные стимуляторы могут быть резиновыми и пластмассовыми, они применяются для очистки межзубных промежутков и массажа десен. Межзубной стимулятор представляет собой головку, которая переходит в конусообразный выступ, проникающий между зубами.

5. Средства для чистки языка: скребки, щетки-скребки

Чистить язык необходимо  каждый день, плавными легкими движениями от задней части к самому его кончику, не прилагая при этом чрезмерных усилий в течение 1 минуты. Во избежание ощущения дискомфорта не следует касаться корня языка. Очистив язык, промойте щетку или скребок для чистки языка, под струей воды и сполосните рот.

6. Ополаскиватели для полости рта

Ополаскиватель является идеальным дополнением к ежедневной чистке зубов щеткой и нитью. 0,05% цетилпиридин-хлорида значительно уменьшает образование зубного налета. Фторид натрия (0,05%) обеспечивает защиту от образования кариеса. Подтверждено, что содержание фторида натрия в ополаскивателе снижает риск возникновения кариеса на 40% больше, чем только чистка зубов, даже с пастой, содержащей фтор.

1.4. Методы гигиенического ухода за полостью рта

Необходимо чистить зубы не менее двух раз в день: 1 - утром перед завтраком не на пустой желудок), 2 — перед сном, после последнего приема пищи, жидкости (за исключением воды).

  1. Перед чисткой зубную щетку обязательно нужно помыть.
  2. На щетку наносится небольшое количество пасты (не более 0,5 см для детей и не более 1 см для взрослых).
  3. Расположите головку зубной щетки под углом 45 градусов к линии десны. Делайте короткие круговые движения по направлению от десны к режущему краю. Тщательно чистите каждый зуб.
  4. Чистка внутренней поверхности каждого зуба движением от десны к зубу. Щетка ставится перпендикулярно режущим краям.
  5. Такими же движениями чистите внешние поверхности зубов.
  6. Движениями вперед-назад или круговыми очистите жевательные поверхности верхних и нижних моляров.
  7. Завершите чистку массажем дёсен — при закрытом рте щеткой совершите круговые движения с захватом зубов и дёсен.
  8. Почистите язык (для чистки языка производятся специальные скребки, но можно ограничиться и зубной щёткой.Начинайте чистку языка с задней части и постепенно направляйтесь к передней поверхности).
  9. Помойте щетку и поставьте в стакан щетиной вверх.

 

Дополнительные рекомендации:

  1. Не стоит оказывать большого давления на щётку.
  2. Чистить зубы необходимо в течение 4-5 минут (примерно 500 движений).
  3. Не использовать излишнее количество зубной пасты.
  4. Тщательно прополоскать ротовую полость.
  5. Не глотайте пасту, так как лишнее количество фтора разрушает зубы.

Оценка качества чистки

  1. В домашних условиях чистоту зубов можно определить, проведя языком по всем поверхностям, если зубы гладкие — это является критерием хорошей гигиены, если определяется шероховатость — эти места надо ещё раз подвергнуть очистке.
  2. В специализированных магазинах продаются специальные таблетки для окрашивания зубного налёта (например, Динал).
  3. В условиях стоматологического кабинета качество гигиены можно проверить с помощью специальных красящих растворов. Можно нанести на зубы раствор йода и увидеть, где остался налёт.

Осложнения из-за неправильной чистки зубов:

Из-за неправильных движений зубной щётки (вверх-вниз, влево-вправо или круговые движения) травмируются десна, мягкий зубной налёт вгоняется в межзубные промежутки и в дёсенные карманы, а зубы в области шеек стачиваются и образуется клиновидный дефект.

Если после приема пищи нет возможности почистить зубы, прополощите рот водой, но лучше специальным ополаскивателем. Если и такой возможности нет, воспользуйтесь жевательной резинкой.

Соблюдение правил гигиены полости рта является лучшим средством профилактики стоматологических заболеваний.

Пища, которой мы питаемся, подвергается существенной кулинарной обработке, а потому бедна натуральными продуктами. Это отнюдь не способствует самоочищению рта.        

Наше питание не требует интенсивного жевания, а значит, не обеспечивает необходимой нагрузки на зубы и около зубные ткани. В таких условиях особое значение приобретает рациональная гигиена полости рта, иначе в нем будут накапливаться остатки пищи, продукты брожения и гниения, бактерии, что, в свою очередь, приведет к образованию зубного камня и налета.

Зубной налет появляется в следующих зонах:

  1. В местах открытия проток слюнных желез;
  2. В углублениях эмали на поверхности больших и малых коренных зубов и в ямках клыков и резцов;
  3. В зонах плотного контакта зубов;
  4. В области шейки зуба;
  5. В межзубных промежутках;
  6. На деснах.

Зубной налет скапливается, как правило, в местах задержки пищевых остатков. Если регулярно его не убирать, он, накопившись, будет способствовать микробной агрессии против эмали зубов и против десен. В местах, где глубокие слои отложений зубного налета прилегают к зубной эмали, образуется так называемая зубная бляшка, которая срастается с тканями зуба. Именно под ней и развивается кариес.

Приучать ребенка к соблюдению гигиены полости рта следует с двух лет. Вначале это полоскания рта после еды и особенно после сладкого. Потом постепенно ребенка следует обучить правильно чистить зубы.

Нужно, чтобы ребенок воспринимал процедуру чистки зубов также естественно, как и прием пищи. И не забывайте, что ребенок всегда и во всем подражает родителям. Станьте для него примером.

Чистить зубы нужно правильно. Верхние зубы чистятся подметающими движениями сверху вниз, а нижние - снизу вверх. Обязательно следует чистить внутреннюю поверхность зубов. Для чистки боковых поверхностей зубов применяются специальные зубные нити - флоссы. Детям рекомендуется использовать детские низкоабразивные зубные пасты.

Рекомендуется использовать зубную щетку с искусственной щетиной и небольшого размера (для облегчения манипуляций во рту). Перед первым употреблением щетку ни в коем случае не следует обдавать кипятком. Достаточно промыть под проточной водой.

Ополаскиватели не заменяют чистку зубов, а детям до 6-7 лет они категорически противопоказаны из-за высокого содержания фтора.

Вывод по 1 главе.

Таким образом,  гигиена полости рта - это средство профилактики кариеса и гингивита (воспаления десен), которое также обладает косметическим эффектом. Рекомендуется посещать стоматолога раз в полгода для комплексной гигиены полости рта и выявления кариозных полостей, избавляя себя от многих проблем здоровья зубов и десен в будущем, в том числе и от возникновения пародонтальных абсцессов и стоматитов.

Чтобы обеспечить сохранность зубов и здоровые десны, нужно постоянно ухаживать за полостью рта.

ГЛАВА  2.  АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ГБУЗ  «ЗАКАМЕНСКАЯ ЦРБ» И ЗНАНИЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СТУДЕНТОВ КЯХТИНСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ  «ББ МК МЗ РБ»

2.1 Анализ статистических данных ГБУЗ  «Закаменская ЦРБ»

 за 2017-2019г. г

Для проведения  анализа статистических данных поданному заболеванию,  были использованы материалы  ГБУЗ «Закаменская ЦРБ» за 2017-2019гг.

Результаты представлены в таблице и отражены диаграмме

Таблица 2.1

Данные интенсивности и распространённости кариеса с распределением по возрастам за 2017-2019г.г

Возраст

6 -14

15-20

20-34

35-44

65-74

Года

2017

2018

2019

2017

2018

2019

2017

2018

2019

2017

2018

2019

2017

2018

2019

Интенсивность

6,8

6,5

6,7

4,5

4,7

4,6

4,4

4,5

4,5

12,9

13,0

12,9

15,9

15,8

15,7

Распространенность

84%

83%

85%

82%

82%

81%

83%

81%

82%

86%

84%

85%

89%

88%

88%

Рис.2.1.1 Анализ интенсивности кариеса за 2017-2019г.г

Вывод: Статистика  анализа исследования кариеса среди населения города  Закаменска  высокая. Кариесом зубов заболевают, как взрослые, так и дети.

Так же из диаграммы видно, что   кариесом болеют  в раннем возрасте практически каждый ребенок в возрасте от 6 лет до 14 лет, при этом поражается от 2 до 4 зубов одновременно.

 В возрасте с 15 до 35 лет   распространенность составляет 85%,что же касается взрослого населения, то распространение заболевания составляет 88-  100%.

2.2 Анализ социологического опроса студентов  Кяхтинского филиала  ГАПОУ «ББ МК МЗ РБ»

Для проведения анкетирования была разработана анонимная анкета (Приложение 1.) В анкетировании участвовало 48 респондентов.  

Полученные результаты представлены в диаграммах: от17-18 лет 23 человека. От 19-20 лет 25 человек, по половому признаку юношей – 12(25%) человек, девушек- 36 (75%).  Цель социологического опроса - выявить   знания  студентов о правильных   умениях и навыках, направленных на сохранение, поддержание здоровья и профилактику заболеваний полости рта.

На вопрос: Регулярно ли Вы  обращаетесь  к врачу-стоматологу в целях осмотра или лечения?

Рис.2.2.1  Обращаемость к врачу стоматологу

Из полученных ответов видно, что из опрошенных  пациентов до 18 лет обращаются реже, чем от19  до  20 лет.

  

На вопрос: проходили Вы  курс лечения у врача-стоматолога по поводу кариеса ?

Рис.2.2.2  Лечение у  врача стоматолога

Из этих данных видно, что из опрошенных до 18 лет проводили  лечебные

мероприятия 81,50% , а из опрошенных после 20 лет проводили лечебные

40%

  На вопрос: Сколько раз в день Вы чистите зубы?

Рис.2.2.3  Кратность чистки зубов

Из полученных данных  видно, что до 18 лет чистят зубы 1 раз в день 71,50%, а 2-3 раза в день 28,50%. От 19 до  20 лет чистят зубы 1 раз в день 40,00%, а некоторые 2-3 раза в день 60,00%.

  На вопрос: Чем кроме зубной щетки и пасты вы еще пользуетесь?

Рис.2.2.4 Дополнительные средства ухода

Из этих данных видно, что все опрошенные пользуются дополнительными

средствами ухода за полостью рта (это зубные нити, зубочистки, и

ополаскиватели).

  На вопрос: Какие движения зубной щетки у вас преобладают при чистки зубов?

Рис.2.2.5 Направления движения зубной щётки

Из этих данных видно, что только 34,70 % опрошенных чистят зубы правильно, а остальные респонденты  (56,3%) при чистке зубов наносят вред, как тканям пародонта, так и самим зубам.

  

На вопрос: Как Вы храните зубную щетку?

Рис.2.2.6 Способы хранения зубной щётки

Из этих данных видно, что почти половина опрошенных правильно хранят зубную щетку.

  

На вопрос: Какая пища преобладает в вашем рационе?

Рис.2.2.7 Виды приёма пищи

Из этих данных видно, что у всех опрошенных в рационе преобладает жесткая, мягкая и жесткая пища

  

На вопрос: Есть ли у Вас вредные привычки?

Рис.2.2.8 Вредные привычки

Из этих данных видно, что большая часть начинает курить после18лет, 30%, а   28,50%.в 20 лет.

  

На вопрос: Как часто Вы посещаете стоматолога?

 

Рис.2.2.9 Частота посещения стоматолога

Из полученных ответов видно, что из опрошенных  респондентов до 18 лет обращаются реже, чем в 19-20 лет, в основном  посещают стоматолога только при возникновении боли.

  На вопрос: Вы посещали стоматолога, с какой целью?

Рис.2.2.10 Цель посещения стоматолога

Из этих данных видно, что из опрошенных до 18 лет проводили  лечебные мероприятия 100% , а из опрошенных до 20 лет проводили лечебные 70% и профилактические мероприятия 20%.

Вывод:

 1. Несмотря на то, что самым простым и эффективным способом профилактики кариеса зубов является поддержание гигиены полости рта, мы установили, что нарушается кратность чистки зубов, в результате применения предметов и средств гигиены полости рта это ополаскиватели, жевательные резинки, флоссы . Из этого можно предположить, что гигиена полости рта большинства респондентов находится на низком уровне.

 2. В рационе питания большинства респондентов преобладают овощи , фрукты и молочные продукты. Но при употреблении сладостей чаще 2-3 раз в день, они не осознают, что это преобладающий продукт питания который поражает эмаль зубов.

 3. Одним из важнейших мероприятий, позволяющих сохранить здоровье зубов , является своевременная диагностика стоматологического заболевания, прежде всего кариеса.

 4.Однако анкетирование выявило низкую мотивацию на профилактику кариеса зубов при очень высокой распространённости заболевания (93,3%).    

 5.Из полученных ответов видно, что из опрошенных  респондентов до 18 лет обращаются реже, чем в 19-20 лет, в основном  посещают стоматолога только при возникновении боли.

Рекомендации:

1. Следить за гигиеной полости рта (после еды использовать флоссы, жевательную резинку 10-15 минут после еды, чистить зубы 2 раза в день по 3-4 минуты.);

2. Посещать стоматолога в качестве профилактики 1 раз в 6 месяцев;

3. Исключить употребление в пищу карамели, сладкой газированной воды, снизить уровень потребления кофе и чая;

4. Употреблять минеральную воду, богатую витаминами и минералами;

5. Для восполнения нормы кальция в организме употреблять в пищу БАДы;

6. Употреблять в пищу продукты, содержащие кальций (творог, сыр, молоко).

Соблюдение гигиены полости рта способствует уменьшению микробного

налета на зубах, делает зубы блестящими и прочными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта. Это подтверждает актуальность нашего исследования.

Проблема профилактики кариеса зубов остается одной из самых актуальных в стоматологии.

Медицинские аспекты профилактики должны основываться как на глубоком понимании биологической сущности человека, так и на знании этиологии и патогенеза заболеваний, на основе которых осуществляются целевые профилактические мероприятия.

 По данным статистического анализа состояния зубочелюстной системы жителей города Закаменска,  указывают на низкий уровень гигиены во всех возрастных группах, высокий уровень распространенности и интенсивности кариеса.

Результаты социологического опроса позволяют сделать вывод, о том, что население не уделяет должного внимания гигиене полости рта, что приводит к высокой распространенности кариеса.

    Студенты КФ ГАПОУ « ББМКМЗРБ»  плохо ориентируются в выборе конкретных зубных паст.

Мы считаем, что студенты обязаны очень хорошо разбираться в выборе зубных паст, для того, что бы они могли давать грамотные рекомендации по подбору средств гигиены полости рта.

Так же плохо студенты ориентируются в подборе конкретных зубных щеток, что говорит о недостаточном уровне знаний.

Для улучшения стоматологического здоровья необходимо усиление профилактических мероприятий.

Цель данной дипломной работы  раскрыта, задачи выполнены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровский, Е. В. Биология полости рта / Е. В. Боровский, В. К. Леонтьев. М.: Медицина, 20 16. 303 с.21

2. Леус, П. А. Профилактическая стоматология: зубная щетка как предмет научного исследования / П. А. Леус // Cовременная стоматология. 2018. № 2. С.3–5.

3. Леус, П. А. Зубные отложения и методика их удаления : учеб.-метод. Пособие / П. А. Леус, С. С. Лобко, Л. И. Палий. Минск, 2016. 39 с.

4. Луцкая, И. К. Практическая стоматология : справоч. пособие / И. К Луцкая. Минск: Беларуская навука, 2019. С. 16–17.

5. Дифференцированный подход к выбору средств и методов индивидуальной гигиены полости рта : учеб.-метод. пособие / И. К. Луцкая [и др.]. Минск, 2015. 25 с. 6. Мельниченко, Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э.

6. Жуков Б.Н, Быстров С.А.:Хирургия. Издательство: Академия.2018 г - 285с        

7. Хоменко Л.А. «Терапевтическая стоматология детского возраста», Киев 2007г. . Авраамова О.Г., Муравьева С.С. «Фиссурный кариес: проблемы и пути их решения», Стоматологический Вестник, 2017г.

8. Курякина Н.В. «Терапевтическая стоматология детского возраста» Изд-во НГМА, 2001 г. . Кисельникова Л.П. Перспективы местного применения фторидов в клинической стоматологии, Маэстро стоматологии, 2017

9. Терапевтическая стоматология, Под ред. Боровского Е.Е. . Новое в стоматологии 8/98 (68).

10. Спец. выпуск. Профилактика кариеса фиссур . Маслак Е.Е., Казанцева И.А., Фурсик Т.И.

11.Эффективность герметизации фиссур жевательной группы зубов у детей - Новое в стоматологии. Похожие работы на - Кариес зубов   
12. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология Национальное руководство М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. -912 с.

13. Терапевтическая стоматология: учебник / ред. : Е. В. Боровский. - М.: МИА, 2009. - 840 с. 140   14. Фантомный курс терапевтической стоматологии: учебник / А. И. Николаев, Л. М. Цепов. - М.: МЕДпресс-информ, 2019. - 432 с.

15. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология : учеб. пособие / А. И. Николаев, Л. М. Цепов. - 7-е изд. - М. : МЕДпрессинформ, 2007. - 928 с.
16.Михальченко В.Ф. Диагностика и дифференциальная диагностика кариеса зубов и его осложнений. - М., 2006. - 102с.

17.Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика. - Ростов на Дону, 2017. - 448с.

18.Садовский В.В. Клинические технологии блокирования кариеса. - М., 2005. - 72с.

19 .Скорикова Л.А. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов на Дону, 2015. - 640с.

20.Терапевтическая стоматология. // Под ред. Е.В.Боровского. - М., 2013. - 840с.

21.Улитовский С.Б. Энциклопедия профилактической стоматологии. - Санкт-Петербург, 2014. - 184с.

22.Хоменко Л.А. Детская терапевтическая стоматология. - Киев, 2017. - 816с.

23.Цепов Л.М., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. - Санкт-Петербург, 2017. - 389с.

 24. https://www.bibliofond.ru/view.aspx 
25.  https://www.litfond .ru/view.aspx 

Приложение 1.

Анкета

1. Вы регулярно   обращаетесь к врачу-стоматологу в целях осмотра или лечения?

  • Да
  • Нет

2. Ранее Вы проходил курс лечения у врача-стоматолога по поводу заболеваний десен?

  • Да
  • Нет

3. Сколько раз в день Вы чистите зубы

  • Не чищу
  • 1 раз в день
  • 2-3 раза в день

4. Чем кроме зубной щетки и пасты Вы еще пользуетесь?

  • Зубные нити
  • Зубочистки
  • Ополаскиватели

5. Какие движения зубной щетки у Вас преобладают при чистки зубов?

  • От десны к жевательной поверхности
  • Горизонтальные и вертикальные
  • Круговые и разнообразные

6. Как Вы храните зубную щетку?

  • В закрытом футляре
  • В стакане, головкой вверх
  • В стакане, головкой вниз

7. Какая пища преобладает в вашем рационе?

  • Мягкая
  • Жесткая
  • Смешанная

8. Есть ли у Вас вредные привычки?

  • Да
  • Нет

9. Как часто Вы посещаете стоматолога?

  • 6 месяцев назад
  •  1 год назад
  • 2 года и более

10. Вы посещали стоматолога с какой целью?

  • Пломбирование зубов
  • Чистка зубов

Приложение 2.

Памятка

«Гигиена  полости рта».

C:\Users\Администратор\Desktop\img8.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\img24.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2441247/4fe3ac35-ab24-4cab-abbf-84ea3a4bf3ce/s1200?webp=false

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ  «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

от «_10_»  «____июня______»   __2020_ г.                

на выпускную квалификационную работу студентки

 Тюткиной Юлии Олеговны

(фамилия, имя, отчество)

Группа    641  специальность Сестринское дело   _________________________________

Тема:  Проведение профилактических мероприятий  при стоматологических заболеваниях.

                                        (название темы выпускной квалификационной работы)

В данной дипломной работе рассматриваются профилактические мероприятия при  стоматологических заболеваниях.  

Содержание работы соответствует современным требованиям, предъявленным к оформлению дипломной работы. Хочется отметить самостоятельность автора в решении поставленных вопросов, умение использовать полученные  при изучении литературных источников знаний.

Дипломная работа носит исследовательский характер, в структуру которой входят все основные элементы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении показана актуальность данной темы. В первой главе автор, используя различные литературные источники, рассматривает теоретические.   Во второй главе  автор проводит анализ статистических данных и анализ социологического опроса населения. В заключительной части работы автор подводит итоги изучения темы, формулирует выводы и предложения. Работа проиллюстрирована графическим материалом, сравнительными характеристиками, таблицами и рисунками.

Тема дипломной работы соответствует профессиональным модулям  ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий. .

 Юлия Олеговна добросовестно отнеслась к выполнению дипломной работы, проявила умение самостоятельно анализировать статистические показатели, делать аргументированные выводы и предложения.

Дипломная работа выполнена согласно требованиям,  может быть допущена к защите,  заслуживает оценку «_отлично________»

РУКОВОДИТЕЛЬ______________                               Капустина Наталья Григорьевна                           (подпись)                                                                                            (фамилия, имя, отчество)

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

РЕЦЕНЗИЯ

от «_10_»  «____июня______»   __2020_ г.                

на выпускную квалификационную работу студентки

 Тюткиной Юлии Олеговны

(фамилия, имя, отчество)

Группа    641  специальность Сестринское дело   _________________________________

Тема:  Проведение профилактических мероприятий  при стоматологических заболеваниях.

                                        (название темы выпускной квалификационной работы)

Выпускная работа      Тюткиной Юлии Олеговны показывает  насколько актуальна и значима роль медсестры  в оказании профилактической помощи .  

В ходе  исследования было рассмотрено 25источников, что показывает сформированность у выпускника умения работать с первоисточниками.

Во введении к работе достаточно корректно изложен понятийный аппарат: объект, предмет, цель,   задачи исследования.

     В ходе изучения литературы по теме исследования автор рассмотрела теоретические основы применения общих и профессиональных компетенций и   этиопатогенез, клинику, диагностику и  современное лечение.

        Вторая глава посвящена описанию  анализа диагностики  и   роль медицинской сестры  в профилактике кариеса.

  Приведеный анализ статистических и социологических данных по   ГБУЗ «Закаменская ЦРБ», говорят о том, что автор хорошо владеет материалом и  умеет анализировать.

 В целом, предъявленная для рецензирования работа на тему:  «Проведение профилактических мероприятий  при стоматологических заболеваниях.

соответствует требованиям к выпускным квалификационным работам и заслуживает положительной оценки.

РЕЦЕНЗЕНТ: ___________                    Лысенок ЕЛ

                                               (подпись)                           (фамилия, имя, отчество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы

Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...