"Предшкольная пора"
проект
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Он получает новые знания, права и обязанности. Ребенок вступает в мир сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе - одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде.
Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности.
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_predshkolnaya_pora.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Олененок»
Проект на тему
"Предшкольная пора"
составила
педагог-психолог
Ельпина А.Г.
сроки реализации: январь 2022г.-май 2022 г.
Актуальность проекта
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Он получает новые знания, права и обязанности. Ребенок вступает в мир сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе - одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде.
Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности.
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Этап 1 подготовительный (январь 2022г.)
Цель: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Этап 2. Основной (февраль 2022г. - май 2022г.)
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Этап 3 Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта
Подготовительный этап (январь - февраль)
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- диагностика: определение мотивов учения у детей подготовительной группы по методике М.Р.Гинзбург; диагностика эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы методика "Лесенка" (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн); диагностика произвольной сферы детей подготовительной группы по методикам: Кодирование (Д.Векслер), продолжи узор ((Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков); определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации (Тест Керна-Йерасека).
- анкетирование родителей "Готов ли ваш ребенок к школе";
- анкетирование воспитателей: методика "Ранжирование мотивов учения" (Н.Р.Нижегородцева, В.Д.Шадриков);
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
Основной этап: (февраль 2022 г - апрель 2022 г.)
- укрепление материально-технической базы в ДОУ и построение развивающей среды, беседы с детьми;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребенка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- родительские собрания;
№ | Содержание работы | Участники | Сроки исполнения |
1. | Консультация на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению" | родители | январь |
2. | Консультация на тему: тип личности ребенка и его готовность к школе" | родители | февраль |
3. | Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Родители | Январь -май |
4. | Анкетирование родителей | родители | январь |
5. | Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: Советы родителям будущих первоклассников», "Как подготовить ребенка к школе», "Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», | Родители | Январь-май |
6. | Памятка для родителей будущих первоклассников "что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет" | Родители | март |
7 | Групповая коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательный процессов у детей подготовительной группы (автор Шарохина В.Л, Катаева Л.И.) | Дети подготовительной группы | Январь-май |
8. | Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность по развитию познавательной сферы. | Дети подготовительной группы | Январь-май |
9. | Игры на развитие коммуникации, социально-личностного развития | Дети подготовительной группы | Январь-май |
10. | Индивидуальная и подгрупповая кррекционно-развивающая деятельность по снятию тревожности сенсорной комнате" | Дети подготовительной группы | Январь-май |
11. | Беседа на тему: "Мы будущие первоклассники | Дети подготовительной группы | Февраль |
12 | Рисунок на тему и оформление фотовыставки на тему: "Мы будущие первоклассники" | Дети подготовительной группы | Март |
13. | Проведение мониторинга Н.Семаго, М.Семаго "Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" | Дети подготовительной группы | апрель |
13. | Коллективная работа на тему: "До свиданья, Детский сад" | Дети подготовительной группы | Апрель-май |
14. | Оформление презентации о проделанной работе по проекту. | Педагог-психолог, воспитатели | май |
Итоговый этап (май 2022г.)
Завершающий этап включает в себя обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
-определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- Проводя работу по проекту "Предшкольная пора" в период с января 2022 г. по май 2022 г. можно сделать следующие выводы:
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели.
- взаимодействие с семьей позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
2. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998.
5. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
6. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
8. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995г 9.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
11. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002
12. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003
13. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
14. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002
15.В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы", М., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - занятие по математике в группе предшкольной подготовки
Авторские рекомендации: Данный медиаресурс целесообразно применять на занятии по формированию элементарных математических представлений в группе предшкольной подготовки или на уроке математики в 1 кла...
ОСЕННИЙ БАЛ «Прекрасная пора, очей очарованье…»
ОСЕННИЙ БАЛ«Прекрасная пора, очей очарованье…»...
Внеклассное занятие «Осень – чудная пора!».
Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.По св...
Статья «Осень – чудная пора!»
25 ноября в рамках предметной недели в начальной школе МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска во 2 классе Б прошло внеклассное занятие «Осень - чудная пора!» ...
Особенности естественного обучения, моделируемые в образовательной среде "Понарошкин Мир® в период предшкольной подготовки
Особенности естественного обучения, моделируемые в образовательной среде "Понарошкин Мир"® в период предшкольной подготовки ГОРШКОВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА...
Программа предшкольного образования
Программа предшкольного образования "Капитошка"...
Единство подходов при реализации программ "ПНШ", предшкольной поры и начального общего образования
Единство подходов при реализации программ "ПНШ", предшкольной поры и начального общего образования- Цели учебно-методического комплекта - Принципы учебно-методического комплекта Ссылка для с...