Подборка(картотека)словесных экологических игр
картотека

Долгобородова Оксана Мевленовна

Картотека(подборка) словесных игр экологического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgoborodova_o.m._slovesnye_ekologicheskie_igry.docx10.72 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Тема:  «Словесные экологические игры»

Словесные игры проводятся  с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.  

Словесные игры экологического характера - проводятся  на закрепление знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов природы. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.

Дети в игре:

 -учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

-самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;

-находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры  не требуют особых усилий и дополнительного материала, могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Можно использовать мячик, камушек или веточку, найденную на участке, платочек, игрушку, которую один из детей вынес на прогулку. Содержание игр может быть самым разным, в зависимости от опыта дошкольника и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья; летом на лугу - цветы, насекомые, птицы;  в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д. Например игры: «Подбери действие к предмету» Ход игры: Воспитатель задает вопрос: « Листья осенью что делают?»- (опадают, шелестят, кружатся, сохнут, вянут, гниют, колышутся, желтеют, шуршат и т д.) «Как ухаживать за комнатными растениями?»(Необходимо поливать, рыхлить, подкармливать, обрезать, удобрять, обтирать, притенять, пересаживать), « Подбери признак к предмету» Воспитатель: «Снег зимой какой?» – (белый, пушистый, искристый, блестящий, рыхлый, легкий, мокрый, липкий и т д.) Отсюда следует игра « Кому хорошо, а кому плохо» Снег идет кому хорошо? (Траве, земле, почве, животным) Дождь идет кому плохо? Кому хорошо и почему? Например, подкармливая птиц зимой можно поиграть в игру « У кормушки» Описание: птица что сделала? (прилетела, подлетела, облетела, отлетела, улетела, влетела, вылетела) На материале которой, можно закрепить приставочные глаголы или использовать предлоги: птица летает над кормушкой, около кормушки, вокруг кормушки, под кормушкой, сидит  в кормушке, на кормушке. При этом, если задавать  вопросы: Зачем?, Почему?, Чем можно кормить?, А чем нет?, Что будет, если…?, то можно научить детей устанавливать причинно-следственные связи, определять взаимосвязь всего живого на земле. Словесные  игры особенно  важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке  к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

                                

                                                        Игра: « Когда это бывает?»

Взрослый называет природное явление, а ребенок -  время года. Например:

Снег идет… (зимой);

Радуга на небе… (летом);

Желтые и красные листья на деревьях… (осенью);

Скворец несет веточки в скворечник… (весной); и т.д.

«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.). 

 «Что в природе бывает желтым?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки и т.д.)  

                                                           

                                                               «Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

 Ход игры:

Взрослый: « Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей».

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) А что случится если…?

                                                           «День рождения Мишутки»

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба …  -  Мишутка ждёт…

Морковь …  -  Мишутка ждёт…

Грибы …  -  Мишутка ждёт…

Зерно …  -  Мишутка ждёт…

Трава …  -  Мишутка ждёт….

Сыр…- Мишутка ждет…

Косточка….- Мишутка ждет…

Сено…- Мишутка ждет…

 В конце игры можно спросить ребёнка, а может ли ежик кушать косточку?, почему? И т д.                                        

                                                           «Кто быстрее, кто больше»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Можно провести, как викторину.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

                                                   «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

                                                              «Какие мы все разные»

ЦЕЛЬ:  показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель дает задание: «Встаньте налево те, кто больше любит море, направо — те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кто любит и море и речку. Воспитатель задает вопросы: почему тебе море нравится больше? почему ты любишь речку? почему ты остался посередине? Варианты заданий: лето-зима; ромашка-колокольчик; дождь-снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то, и другое — хорошо, надо лишь уметь замечать это хорошее в природе.

               

                                                        Игра: «Загадывание желаний»                          

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Ход игры:

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие желания, например:

-  Если бы я был котом, я бы...

-  Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

-  Если бы я стал птицей, я бы...

-  Если бы я стал насекомым, я бы...

-  Если бы я был цветком, я бы...

-  Если бы я стал деревом, я бы...

-  Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

                                     

                                                                Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

                                                                     Игра в слова

Из названных слов подобрать слова, которые подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

                                                             Игра: Есть, был, будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное... 
было - зелёное, кислое, терпкое... 
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

                                                             Игра « Слово к слову»

Цель: развитие ассоциативное мышление – от 5 лет

Взрослый называет слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы дети вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием.

Через минуту взрослый просит «расшифровать» другими словами предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом.

Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн, сено, копна и т. д. и т. п.

                                                   

                  Игра « Продолжи рассказ»

Цель: Развивать воображение, умение составлять использовать распространенные предложения.

Ход игры:

Взрослый говорит первое предложение, скажем «В лесу выросла яблоня» и предлагает детям продолжить рассказ, добавляя по одному предложению, чтобы в итоге получился рассказ или сказка. Например: В лесу выросла яблоня. Весной она зацвела. Всю весну она радовала жителей леса своими цветами  и ароматом. Птицы весело щебетали и пели сидя на ней. Пчелы и майские жуки лакомились нектаром ее цветов. Летом цветы опали и появились зеленые яблочки. Наступил сентябрь, поспели, покраснели яблоки. Пробегал мимо зайка, отведал яблок. На следующий день зайка привел ежика. Ежик почистил от вредителей, свои иголки. Ежик рассказал о яблоне белочкам. Белочки прискакали и унесли яблочки к себе в дупло. Многие зверюшки отведали вкусных яблочек. Наступил октябрь и листья на яблоне пожелтели и опали. Яблоня заснула на долгую зиму.

       

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения, развития экологического законодательства и формирования экологического права

Исторические этапы формирования природоохранного законодательства в России....

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

Типовая программа профессионального модуля ПМ.04. Обеспечение экологической информацией различных областей экономики. МДК.04.03. Экологическая экспертиза и экологический аудит

Типовая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.01 Рациональное использование природохозя...

Экологические кризисы и экологические катастрофы

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Экология"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

Инструкционно-технологическая карта по выполнению практической работы №1 "Макет экологического паспорта промышленного предприятия" по дисциплине "Экологические основы природопользования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГАПОУ СО «САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» Инструкционно – технологическая карта на выполнение ...

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства.

Экологические требования при проектировании зданий и сооружений. Экологическая оценка земельных ресурсов для строительной отрасли. Экологические требования к проектам строительства....