Растения на ватных шариках (исследовательская работа)
творческая работа учащихся
На протяжении уже многих лет у нашего класса, как и всех обучающихся начальной школы, есть клумбы с цветами. Здесь мы трудимся вместе с нашими родителями совместно. Радуемся первым весенним всходам семян однолетних цветов, восхищаемся голубым ковром американских флоксов, вдыхаем игривый аромат пионов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Растения на ватных шариках
(исследовательская работа)
Работу выполнила ученица 3 класса
Санукова Анастасия Сергеевна
Учитель: Ведерникова Е.В.
2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Из чего состоит семя растений? …………………………………………4
- Влияние абиотических факторов на развитие и рост растений
- Влияние света………………………………………………………5
- Влияние тепла………………………………………………………6
- Влияние воды ……………………………………………………....7
- Влияние воздуха …………………………………………………...8
- Эксперимент……………………………………………………………… 9
- Анкетирование класса …………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15
Приложение………………………………………………………………………16
Введение
На протяжении уже многих лет у нашего класса, как и всех обучающихся начальной школы, есть клумбы с цветами. Здесь мы трудимся вместе с нашими родителями совместно. Радуемся первым весенним всходам семян однолетних цветов, восхищаемся голубым ковром американских флоксов, вдыхаем игривый аромат пионов.
Каждую весну, при высадке однолетних цветов, мы сталкиваемся с такой проблемой, что семена долго, т..е. медленно всходят, могут вообще не взойти или всходят далеко не все. Как сделать так, чтобы мы могли предвидеть, прогнозировать успешность или неуспешность прорастания однолетних семян цветов? В этом я вижу актуальность моей исследовательской работы, ведь весна придёт.
Цель: вырастить небольшие растения без земли.
Задачи: узнать, что необходимо растениям для роста, о способах проверки всхожести растений, провести опыты с семенами различных растений, провести анкетирование учащихся.
Предмет исследования: семена однолетних растений.
Методы исследования:
- частично – поисковый (изучение литературы, использование новых знаний для решения выдвинутой проблемы)
- прогнозирования
- наблюдения
- сравнения
Гипотеза: я предполагаю, что однолетние цветковые растения можно начинать выращивать на ватных шариках.
- Из чего состоит семя?
Каждое семя напоминает маленький пакетик, в который упаковано будущее растение. Семя содержит не только новое растение, но и все вещества, необходимые для его питания.
Крохотный росточек, находящийся в семени, называется зародышем, или эмбрионом. Из верхней его части вырастают стебель и листья. Из остальной части эмбриона отходит отросток, из которого затем развивается корень. Семена идут в рост при благоприятных условиях. Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия, но некоторые условия необходимы всем без исключения семенам. Такими условиями являются тепло, достаточное количество влаги, кислорода и солнечного света. При наличии этих условий запас питательных веществ начинает питать зародыш. Эмбрион растет, образуются корневая и побеговая системы, — разорвав кожуру семени, они выходят наружу.
- Влияние абиотических факторов на развитие и рост растений
К абиотическим факторам относят влияние солнечного света, тепла, влаги, воздуха на растение.*(3)
- Влияние света на рост растений
Влияние света на растения просто огромно. Без солнечного света невозможна жизнь ни одного растения, он необходим им для нормального развития. Так под влиянием света на растения, в листьях растений происходят различные химические реакции под названием фотосинтез, во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений невозможен. Кроме того свет нужен для того, чтобы у растений была энергия.
Некоторые растения очень быстро приспосабливаются к недостатку света. Но, если растению не хватает света, то это обязательно сказывается на его внешнем виде: листья вытягиваются вверх, черенки удлиняются, увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше. Рост таких растений замедляется.
Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное растение будет мало цвести, а цветочки будут бледнее, появляющиеся бутоны будут плохо развиваться и опадать.
- Влияние тепла
Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди культур выделяют следующие группы:
- Морозостойкие и зимостойкие. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до 10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития 15 – 20 градусов тепла.
- Холодостойкие. Семена этих культур прорастают при 2 – 5 градусах тепла. Температура выше 25 градусов угнетает эти растения.
- Теплолюбивые. Семена этих культур прорастают при 12 -15 градусах. Температура ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетает эти растения. При 0 градусов они погибают.
- Жаростойкие. Выдерживают температуры выше 30 градусов. Недостаток тепла задерживает рост растений. Низкие температуры могут вызвать не только повреждение их наземной части, но подмерзание корней. Особенно сильно страдают при этом молодые растения, они развиваются слабыми и нередко погибают.
При температурах выше оптимальных возможна гниль верхушки. Потребность в тепле может измениться даже в течение суток. Так ночью, растения не расходуют энергии на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5 – 7 градусов ниже, чем днём.
- Влияние воды
Вода – необходимое условие для роста и развития любой флоры. Растения содержат 70 – 95% воды, которая необходима для поддержания клеток. При недостатке воды клетки растения ослабляются, и растения увядают. С помощью воды передвигаются питательные элементы, благодаря её испарению происходит регулирование температуры растений.
Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие культур. На почвах переувлажнённых или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются.
Способность различных видов почв впитывать и сохранять влагу неодинакова. Лучше всего сохраняют воду песчаные почвы, так как в них самое большое пространство между частицами, но этого и удерживать её они не способны. Глинистые почвы из – за своей плотной структуры и незначительных пространств между твёрдыми частицами впитывают влагу намного хуже и медленно избавляются от её избытка. Идеальным вариантом являются гумусные почвы, которые хорошо впитывают влагу и, удерживая её внутри, доставляют к корням растений.
Кроме того, почвенная влага является регулятором температуры, поэтому, поддерживает её баланс. Чем больше увлажнена почва, тем медленнее она нагревается и медленнее охлаждается.
- Влияние воздуха
Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и углерод. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отмечу, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и корни недостатка не испытывают, но корни, особенно в плотных почвах испытывают кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т.п. Значит, должно быть, постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.
- Эксперимент. Проведение необходимых опытов.
В книге «101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь» ( источник № 6 ) я встретила маленькую научную заметку о том, что небольшие растения могут расти на ватных шариках (люцерна. кресс-салат, горчица ). В интернете, когда я стала узнавать, какие растения выращивают на ватных шариках, то оказалось, что кроме фасоли, ничего не выращивают. Мне стало интересно самой вырастить некоторые растения: бобы, укроп, и конечно, семена используемых на клумбах около школы цветковых семян.
Основа опыта:
- Налила тёплую воду в стеклянную банку на высоту около 5 см.
- Замочила ватные шарики в тёплой воде, затем аккуратно выжала воду (Приложение №1-2)
- В ёмкость положила ватные шарики в два слоя.
- Разбросала выбранные мной семена на шарики из ваты. (Приложение № 9-12)
- Накрыла вверх ёмкости тряпочкой и закрепила её с помощью резинки. Это помогло держать воздух и семена увлажнёнными.
- Поставила «контейнер» в тёплый кухонный шкаф, где темно, с температурой 20 градусов тепла.
- Как только семена проросли, поставила «контейнер» в светлое место, где на него попадает много света (на южное окно в моей комнате)
- Через несколько дней сняла тряпочку, и каждый день увеличивала время пребывания проростков на солнце.
- Поддерживала ватные шарики во влажном состоянии, но не заливала их водой.
Итак, я посадила 5 «контейнеров». (Приложение № 9, №10). На каждый «контейнер» приклеила этикетки, чтобы легче было различать, какие где семена. Использовала семена бархатцев, цинний, бобов и укропа. На последнем пятом «контейнере» значится этикетка «Бархатцы – корневин». (Приложение №5, №6, №7, №8). Здесь, как можно было догадаться, я вместо воды использовала подкормку для укрепления корней. Корневин – это биостимулирующий препарат для растений в состав которого входит индолилмасляная кислота (ИМК) в концентрации 5 г/кг, которая, попадая на растение, слегка раздражает его покровные ткани, чем стимулирует появление каллюса («живых» клеток, образующихся на поверхности ранки) и корней*(4). Посадку я произвела 11 февраля и стала ждать, что у меня получится. Мой дневник наблюдений выглядел так:
12 февраля – ничего не происходит
13 февраля – ничего не происходит
14 февраля – в одной баночке «контейнере» с этикеткой «Бархатцы» появились небольшие ростки
15 февраля – в баночке «контейнере» с этикеткой «Бархатцы» - корневин появилось 3 ростка.
16 февраля – произведён первый полив. Семена бархатцев растут, но другие семена не проклюнулись
17февраля – появилось несколько проростков укропа, появились ростки у бобов.
18 февраля – появились ещё несколько проростков «Бархатцы» - корневин.
Наблюдения за «маленькими растениями» я вела с 12 февраля до 29 февраля, т.е.17 дней, чуть более двух недель. Сравню бархатцы,
*(4) http://www.7dach.ru/Alensel/kornevin---moschnyy-biostimulyator-rasteniy_2-2257.html
выращенные с корневином и без него. Бархатцы, растущие без корневина
более вытянутые, длинные (Приложение №12), а бархатцы, выращенные с корневином небольшие по высоте, но более плотные. ( Приложение №11, №13).
К сожалению, посеянные мной циннии, вообще не взошли. Укропа взошло немного и он моментально, т.е слишком быстро вытянулся. Стебли его как «волосинки». (Приложение №14)
Хорошо разрослись бобы. Они поднялись на 6 см 5мм (Приложение №15, №16)
Итак, благодаря ватным шарикам мне удалось вырастить некоторые растения: бобы, укроп и даже цветковое растение – бархатцы. И только семена цинний не взошли, возможно, у этих семян истёк срок годности.
- Анкетирование класса
В процессе работы мне стало интересно: что знают мои одноклассники о возможности вырастить растения без земли, о проверке всхожести семян и о том, что необходимо для прорастания их. Я задала детям следующие вопросы:
- Что необходимо семени для развития?
- Проверяют ли ваши родители всхожесть семян, прежде чем посадить их в грунт? Если проверяют, то как?
- Как вы думаете можно ли вырастить (получить рассаду) растения без использования земли?
Результаты опроса представлю в диаграммах.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
На первый вопрос большинство детей ответили, что для произрастания семени необходимо: тепло, вода, свет и только, чуть менее половины класса вспомнили, что необходим воздух.
На второй вопрос: проверяют ли ваши родители всхожесть семян большинство детей ответили, что нет не проверяют, двое ответили, что не знают, а один написал, что мама проверяет всхожесть огурцов с помощью отжатой влажной тряпочки, которую кладёт на блюдечко.
На третий вопрос: можно ли вырастить (прорастить) небольшое растение без земли мнение детей почти было единогласным, что нет, нельзя.
Итак, в целом обучающиеся знают, что необходимо растению для роста, но практически никто из них не представляет, что растение можно прорастить и без земли.
Заключение
Изучив необходимую литературу по выращиванию семян, проведя опыты, я пришла к выводу, что действительно, можно вырастить небольшие растения (получить рассаду) и без земли. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Мой опыт по выращиванию цветов на ватных шариках можно использовать для выращивания рассады для школьных клумбах (выращивание бархатцев), а также и в домашнем хозяйстве (примером может служить выращивание бобов). а в приусадебных хозяйствах, где хозяйки самостоятельно собирают семена с различных овощных и цветочных растений – это замечательный способ проверить всхожесть семян, чтобы весной не разочароваться при появлении и всходов.
Литература
- http://podelkidlyadetei.ru/kak-vyrastit-boby-na-vatnyx-sharikax/
- http://partnerkis.ru/vyirasti-rasteniya/
- http://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/kak-vyrastit-fasol-na-vatnyh-sharikah.htm
- http://www.7dach.ru/Alensel/kornevin---moschnyy-biostimulyator-rasteniy_2-2257.html
- О.Т.Поглазова: Учебник для 3 класса образовательных учреждений в 2 ч. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- С.С.Стефанович, Джордж Иванов и Питер Тейлор: 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь.- Китай: Hinkler Books Pty, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.
По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...
Опасные растения рядом с нами. Презентация к работе.
Презентация к работе "Опасные растения рядом с нами"...
Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....
УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Исследование качества меда в зависимости от источника сбора нектара и района произрастания нектарных растений"
Тема исследовательской работы: «Исследование качества меда в зависимости от источника сбора нектара и района произрастания нектарных растений» очень актуальна и выбрана не случайно, так ка...
Контрольная работа по теме "Органы цветкового растения"
Данная работа представлена для обучающихся 7 класса с ОВЗ...
исследовательская работа "Дикорастущие растения в питании человека"
Целью работы является изучение видов пищевых дикорастущих растений для сбалансированного, рационального использования их в питании человека...
Лекция по дисциплине "Защита декоративных растений" на тему "Основные вредители декоративных растений"
Основные вредители декоративных растений: насекомые, клещи, слизни, нематоды, грызуныМногие растения сада и огорода страдают от заболеваний и вредителей, что нередко препятствует их хорошей урожайност...