Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.4 Ансамблевое исполнительство
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дисциплине "Ансамблевое исполнительство" | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение№1
к ООП СПО по специальности
52.02.04 Актерское искусство
(Актер драматического театра и кино)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.04 «Ансамблевое исполнительство»
2023
- Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности cреднего профессионального образования (далее СПО) входящей в составукрупненной группы специальностей52.00.00Сценические искусства и литературное творчество.
- 52.02.04 «Актерское искусство» (Актер драматического театра и кино)
- ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК: СПб ГБПОУ «Академия креативных индустрий «ЛОКОН»
Разработчик: Кулик А.В., преподаватель СПб ГБПОУ «Академия креативных индустрий красоты «ЛОКОН»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 5 |
| 8 |
| 13 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.04 Сольное пение
2.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество.
52.02.04 «Актерское искусство» (Актер музыкального театра)
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебного предмета является: создать условия для нравственного и культурного развития учащихся, раскрыть понятие культуры ансамблевого исполнительства, сформировать навык работы в коллективе для будущей актёрской профессии.
В задачи обучения ансамблевого исполнительства входят:
- Развитие певческого дыхания;
- Формирование вокальной дикции и артикуляции;
- Работа над координацией слуха и голоса;
- Изучение различных штрихов звуковедения;
- Выработка навыка работы с нотным текстом;
- Обучение основным принципам работы в вокальном ансамбле.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся с учётом своих индивидуальных особенностей должен уметь:
петь сольно, в ансамбле;
координировать навыки, влияющие на звукоизвлечение;
работать с музыкальным текстом;
применять различные способы звукоизвлечения на практике;
использовать вокально-ансамблевые навыки в работе над сольными и ансамблевыми произведениями, в концертных выступлениях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: свои певческие возможности и особенности;
музыкальную терминологию; основные принципы работы в вокальном ансамбле.
Содержание учебной дисциплины способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
Код ОК, ПК | Наименование и содержание компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ПК 1.1 | Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями. |
ПК 1.2 | Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций. |
ПК 1.3 | Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности. |
ПК 1.4 | Работать в творческом коллективе с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером в рамках единого художественного замысла. |
ПК 1.5 | Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельности. |
ПК 1.6 | Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретации произведения. |
ПК 1.9 | Общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления. |
2.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов; лекционной работы 4 часа. Часов из вариативной части нет.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 112 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.04 «Ансамблевое исполнительство»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Возможность ЭО/ДОТ |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВТОРОЙ КУРС Тема 1.1. Основы певческого дыхания и звукообразования. | Содержание учебного материала: | 11 | Да |
Строение и принцип работы голосового аппарата, дыхательной системы, координация вокального звукоизвлечения и певческого дыхания. | 1 | ||
Практическое занятие № 1.Работа над развитием вокально-ансамблевых навыков. Основы певческого дыхания. Изучение певческого вдоха по системе В.П.Морозова (сохранение вдоха во время выдоха) на примере дыхательных и вокальных упражнений. Основы постановки голоса. Изучение понятий: регистры, резонаторы и их роль в вокальном звукоизвлечении. Изучение вокальной опоры звука и принципов её работы. Роль мягкого нёба в пении. Закрепление и координация полученных знаний и навыков с помощью вокальных упражнений.
| 2 | Да | |
Самостоятельная работа: Тест по теме «Основы певческого дыхания и постановка голоса» | |||
Тема 1.2. Вокальная интонация | Содержание учебного материала: | 19 | |
Формирование единой вокальной позиции, её роль и влияние на вокализацию, и певческую интонацию. | Да | ||
Практическое занятие № 2. Вокальные упражнения. Певческие упражнения на развитие координации голоса и слуха. Упражнения различной интонационной сложности на выработку единой вокальной позиции и устойчивой певческой интонации.
| 2 | Да | |
Практическое занятие № 3.Единая звуковысотность согласных и гласных. Постепенное усложнение упражнений на координацию слуха и голоса. Вокальные упражнения на равномерное распределение дыхания. Упражнения, направленные на единый вокальный выдох между гласными и согласными. Понятие звуковысотности согласных и их встройка в единую вокальную позицию, с помощью вокальных упражнений на staccato. | 2 | Да | |
Самостоятельная работа: Прослушивание рекомендованных аудио и видео материалов. | Да | ||
Тема 1.3. Формирование певческой дикции и артикуляции. | Содержание учебного материала: | 18 | |
Освобождение и свободное функционирование артикуляционного аппарата. Артикуляционная и внутриглоточная гимнастика. Вокальные упражнения на укрепление мышц внутренней и внешней артикуляции. | Да | ||
Практическое занятие № 4. Вокальные упражнения на развитие певческой артикуляции и дикции. Упражнения на освобождение артикуляционного аппарата. Формирование единой манеры звукоизвлечения гласных и согласных. Певческие упражнения на объёмное и округлое звучание гласных. | 2 | Да | |
Самостоятельная работа: Сдача артикуляционной и внутриглоточной гимнастики. | |||
Тема 1.4 Основные принципы работы над вокально-ансамблевым произведением. | Содержание учебного материала: | 16 | |
Выбор вокального произведения с учётом подготовки и способностей к усвоению музыкального материала учащимися. Поэтапная работа над вокальным произведением. | Да | ||
Практическое занятие № 5. Работа над вокальным произведением в ансамбле. Разбор нотного текста. Определение тональности, размера и темпа. Проговаривание текста в ритме. Сольфеджирование мелодии. | 14 | Да | |
Самостоятельная работа: Сольфеджирование мелодии на оценку. | |||
ТРЕТИЙ КУРС Тема 1.5.Виды звуковедения:legato,staccato,non legato. | Содержание учебного материала: | 14 | |
Изучение вокальных приёмов:legato,staccato,non legato. | 1 | Да | |
Практическое занятие № 6.Вокальные упражнения на развитие legato. Певческие упражнения с использованием таблицы гласных. Упражнения на координацию умеренного выдоха и звукоизвлечения. | 2 | Да | |
Самостоятельная работа: Упражнение «Поющий хомячок» | |||
Практическое занятие № 7.Вокальные упражнения на развитие non legato и staccato. Дыхательные упражнения на развитие энергичного и отрывистого выдоха. Вокальные упражнения на различные виды звуковедения. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Выучить виды звуковедения. | |||
Тема 1.6.Этапы работы над вокальным произведением в ансамбле. | Содержание учебного материала: | 18 | |
Выбор нескольких разнохарактерных вокально-хоровых произведений в зависимости от подготовки и способности усвоения музыкального материала учащимися. Работа с нотным материалом. Проработка произведений с помощью упражнений на различные виды звуковедения. Работа над дикцией и артикуляцией. | Да | ||
Практическое занятие № 8. Сольфеджирование мелодии по голосам. Вокализация с помощью обозначения нот в указанном ритме и темпе. | 8 | Да | |
Самостоятельная работа: Сдача партий (сольно и по голосам) | |||
Практическое занятие №9.Работа над вокально-ансамблевым произведением с помощью упражнений. Работа над сложными техническими моментами и вокальным дыханием с помощью певческих упражнений. | 8 | ||
Самостоятельная работа: Дыхательные упражнения. Упражнение «Зеркало» | |||
Практическое занятие №10.Работа над певческой дикцией и артикуляцией. Работа над текстом вокально-хорового произведения. Пропевание сложных дикционных и артикуляционных фраз (в медленном темпе с мягким закрытием согласных) Выработка синхронного закрытия окончаний на согласные. | 8 | ||
Самостоятельная работа: Прорабатывать текст в медленном темпе с выделением согласных звуков. | |||
Практическое занятие №11.Работа над чистотой интонирования в ансамбле. Соединение партий по голосам. Сольфеджирование по аккордовым вертикалям. | 8 | ||
Самостоятельная работа: Сдача партий по голосам на оценку. | |||
Тема 1.7. Работа над воплощением музыкально-художественного образа. | Содержание учебного материала: | 18 | |
Изучение биографии композитора и поэта (при условии, если слова хорового произведения положены на стихи отдельного автора). Изучение истории создания произведения. Выявление главной мысли и идеи создания. | 2 | Да | |
Практическое занятие № 12.Работа над поэтическим текстом вокально-ансамблевого произведения. Выразительное чтение текста песни. Сопоставление поэтического и музыкального текста. Выявление средств музыкальной выразительности и её влияние на художественное слово. | 3 | Да | |
Практическое занятие №13.Работа над фразировкой. Обозначить динамические оттенки. Определить смысловые и динамические кульминации. | 16 | Да | |
Практическое занятие №14.Работа над цельностью исполнения произведения. Закрепление всех полученных навыков. Соедение вокально-техничного исполнения и исполнительской выразительности. | 16 | ||
Самостоятельная работа: Сдача произведений на оценку. | |||
ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС Тема 1.8.Вокально-интонационные трудности в ансамбле. Способы их преодоления. | Содержание учебного материала: | 21 | |
Работа над горизонтальным и вертикальным строем. Сольфеджирование мелодии по голосам. Работа над унисоном. | Да | ||
Практическое занятие №15.Работа над чистотой интонационного строя в ансамбле. Сольфеджирование мелодии по голосам. | 8 | Да | |
Самостоятельная работа: Закрепление и сдача партий. | |||
Тема 1.9. Закрепление вокально-ансамблевых навыков. | Содержание учебного материала: | 17 | |
Повторение пройденного материала. Закрепление вокально-ансамблевых произведений. | Да | ||
Практическое занятие №16.Формирование программы. Работа над вокально-ансамблевым произведением. Сценическое воплощение художественного образа, посредством соединения вокальной техники и эмоциональной передачи воплощаемого образа. | 7 | Да | |
Самостоятельная работа: Сдача произведения. | |||
итог | 112 | ||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Просторный кабинет с рабочими местами по количеству обучающихся.
Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение
(необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
- учебно-практического оборудования: фортепиано, аудиторская доска, стеллажи для учебных пособий и методической литературы, видеокассет, CD / DVD дисков; звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр).
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, мультимедиа проектор, экран или телевизор с
универсальной подставкой;
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся
отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или
фрагментов из них, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Используемые методики:
• методика работы над певческим дыханием (гимнастика А. Стрельниковой)
• методика развития артикуляционного аппарата (скороговорки)
• методика сценического движения (Теория и практика сценической школы
(автор-составитель Адрачников С.Г.)
• методика интонационно-корректирующих упражнений по В. В. Емельянову.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основныеисточники:
1. Бельская, Е. В. Вокальнаяподготовкастудентовтеатральнойспециализации: учебноепособие. - СПб: Издательство "Лань"; Издательство "Планета музыки", 2017.
2. Огороднов, Д. Е. Методика музыкально-певческоговоспитания: учебноепособие. - 6-е изд. - СПб.: Издательство "Лань"; Издательство "Планета музыки", 2018.
3. Черная, Е. И. Основысценической речи: фонационноедыхание и голос: учебноепособие / Е. И. Черная. – СПб: Издательство "Лань"; Издательство "Планета музыки", 2017.
Интернет-ресурсы:
- http://krispen.ru/knigi/dmitriev_l_01.pdf
- http://www.notarhiv.ru/vokalizi/konkone/spisok.htmhttp://www.notarhiv.ru/vokalizi/vilinskaya/spisok.html
- http://www.notarhiv.ru/vokalizi/zeidler/visokgolos/spisok.html
- https://x-minus.me
- http://notes.tarakanov.net/katalog/zhanri/narodnie-pesni-v-obrabotkah-dlya-hora/#genres=68!page=1!str=
- https://rideo.tv/riggs/
- http://vokal-1.ru/priemy-i-tekhniki-v-vokale.html.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а также в активности участия в концертных выступлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины "Чтение с листа" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство,, специализация "Фортепиано"
Данный предмет предусматривает развитие навыка чтения нотного текста с листа в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...