Конспект открытого бинарного урока история-литература
план-конспект занятия
Тема войны в русской литературе остается актуальной, потому что немало испытаний выпало на долю нашей страны: борьба с иноземными захватчиками в 12-15 веках, Смутное время 17 века, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная. Эта тема и по сей день не отпускает писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_binarnyy_urok_po_rasskazam_m.sholohova_27_03_23.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
27 марта 2023 г СИТ, г. Оха
БИНАРНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ
Группы Э1 и 15 (первый курс)
Преподаватель литературы и русского языка: Беляева Марина Сергеевна
Преподаватель истории и обществознания: Сергеева Александра Юрьевна
Тема войны в русской литературе остается актуальной, потому что немало испытаний выпало на долю нашей страны: борьба с иноземными захватчиками в 12-15 веках, Смутное время 17 века, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная. Эта тема и по сей день не отпускает писателей.
Когда В.П. Астафьева спросили о том, что бы ему хотелось видеть в литературе о войне, он неизменно отвечал: «Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата».
Основные термины:
Русский народ, русская литература, интеллигенция, социалистический реализм, «железный занавес», цензура, идеология, патриотизм, отечество, честь, долг, рассказ, очерк, повесть, роман и др.
Видеоролик «Враги сожгли родную хату»(хроника военных лет, 3 минуты)
Преподаватель: (Александра Юрьевна)
Что вы понимаете под духовной жизнью общества?
(раздаточный материал на партах)
Тема урока
«Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.»;
М.А.ШОЛОХОВ « Судьба человека», « Они сражались за Родину»
Цели и задачи урока:
- формирование понимания роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества
и роли советского (русского) народа в достижении Победы;
- формирование у обучающихся сознания необходимости защищать свое Отечество;
- воспитание таких ценностей, как долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины,
национальное самосознание;
Преподаватель: (Марина Сергеевна)
- познакомить обучающихся с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления
художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата,
сражающегося на войне;
- формировать гражданские чувства через раскрытие нравственно-психологических истоков
героизма и патриотизма воинов;
- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;
- подготовить обучающихся к написанию рассказа - очерка о герое Шолохова Николае
Стрельцове.
Цели для обучащихся на доске:
- познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- выявить художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого
русского солдата, сражающегося на войне;
- раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;
- подготовиться к написанию рассказа - очерка.
Преподаватель: (Александра Юрьевна)
Методы и средства:
Применение на уроке истории и литературы фрагментов художественных
и документальных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса.
История и литература – предметы, прежде всего, нравственно-этического характера и их задача – воспитывать через сопереживание участникам исторического процесса или литературного произведения. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых ИКТ технологий.
Кино, как и другие вспомогательные дидактические материалы, служит важным средством в работе преподавателя, особенно действенным ввиду его визуальной наглядности, зрелищности, образности.
Ведь не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Документальное и художественное кино подтверждает эту народную истину.
Кроме того, данные средства позволяют формировать у детей некоторые важные компетенции, например,
- умение искать, выделять необходимую информацию, анализировать и сравнивать;
- развивается и коммуникация обучающихся (умение вести дискуссию, аргументированно представлять свою позицию).
Использование на уроке кинофильмов имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
• возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
• изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
*качественное использование учебных фильмов оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей, направляет мысль обучающихся на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов;
• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать обучающихся.
Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:
1) в начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;
2) в ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы;
3) в конце занятия – для закрепления полученных знаний;
4) на обобщающих занятиях.
Непосредственному использованию подобных видеоматериалов на занятиях предшествует подготовительная работа, включающая три основных этапа:
- Накопление и первичная обработка материала.
- Подготовка видеоматериалов к использованию на уроке (либо во внеурочное время).
- Составление пояснительной записки, вопросов и заданий для самостоятельной работы обучающихся, разработка и проведение отдельных занятий.
Планируемые результаты:
- предметные: понимать связь литературных произведений с исторической эпохой их написания, авторскую позицию и способы её выражения, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать литературные произведения, вести диалог, отвечая на проблемные вопросы, создавать устные и письменные монологические высказывания;
- метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с разными источниками информации, понимать проблему, уметь выдвигать гипотезу, выделять причинно- следственные связи, формулировать выводы.
Виды учебной деятельности:
- репродуктивная: краткий пересказ эпизодов, осмысление характеров героев, ответы на вопросы;
- продуктивная творческая: создание устного и письменного монологического высказывания;
- поисковая: индивидуальные сообщения обучающихся, установление ассоциативных связей художественных текстов с историческим временем, комментированное чтение эпизодов, подбор цитат из текстов литературных произведений;
- исследовательская: сравнительный анализ литературных произведений.
Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер (для демонстрации
презентационных материалов); аудио-, видео- материалы, презентация; телефон
с фотокамерой для отражения отчетных материалов.
Преподаватель: (Марина Сергеевна) Прошло уже 78 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью человеческой. Война навечно останется в памяти людей, переживших её, и, конечно, в памяти их потомков
Читает стихотворение Тулаева Валерия
С чего начинается память?
А если с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых,
А если с недетского знания- как
Живое становится мертвым?
И в пять, и в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Преподаватель (Марина Сергеевна) На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.
Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях М.А.Шолохова. — Мы посмотрим на войну глазами Михаила Шолохова, который «…видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошение, безлюдье». И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым штыком.
Студент (Рассказова Александра) Шолохов - замечательный русский писатель. Список наград М.А.Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской но и в мировой культуре. М.А.Шолохов академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок» , «Судьба человека» и других, романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». М.А.Шолохов своим творчеством откликнулся на все самые драматические события ХХ века, которые происходили в нашей стране. Да и не могло быть иначе, так как сам писатель – плоть от плоти народной – был на просто их свидетелем, но и активным участником. Желание « показать наш народ, истоки его героизма» подвигли писателя на создание крупного эпического произведения о Великой Отечественной войне.
Студент (Титова Юлия) рассказывает о работе М. Шолохова в годы войны (презентация)
Преподаватель: (Марина Сергеевна)
Роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», над которым автор начал работать в 1943 году и к которому вновь и вновь обращался вплоть до 1969 года. К сожалению, этот последний его роман остался незавершенным. Но и написанные главы романа помогают нам постичь суровую правду войны, величие духа её участников. С его фрагментами мы сегодня и познакомимся. Писатель так говорил о своём замысле: «Сейчас пишу роман "Они сражались за Родину". В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, истоки его героизма...». - Зная содержание произведения, попытайтесь определить тему произведения. Что показывает автор для раскрытия темы романа? (В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.) - Как это содержание нашло отражение в названии романа? Ребята отмечают, что каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку. ОНИ - это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество; СРАЖАЛИСЬ - прошли свой путь на этой войне; РОДИНА, любовь к ней - то, что питало их силы и помогало выстоять в годину испытаний. - Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения. - Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». А в какие художественные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе? Обучающиеся называют главных героев: Стрельцова, Лопахина, Звягинцева. - Чем запомнились вам эти герои? Краткие черты этих героев вы можете выделить? - Какие качества объединяют этих людей? (Любовь к Родине, ненависть к врагу, мужество, героизм, выносливость, взаимовыручка, чувство юмора и т.д.) А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОСЛЕДИМ, КАКИМ ШОЛОХОВ РИСУЕТ ПУТЬ ГЕРОЕВ РОМАНА НА ВОЙНЕ? КАК ПОКАЗЫВАЕТ КАРТИНЫ ГЕРОИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ? Видеофрагмент из к/ф «Они сражались за Родину», Знамя… Преподаватель: (Александра Юрьевна) рассказ о приказе № 227 «Ни шагу назад!», о Сталинградской битве….(использование Приложения 1 , 2) Преподаватель: (Марина Сергеевна) - Когда и где сражались герои романа? -Что предшествует событиям, изображённым в военных главах романа? (Было пять дней боёв за хутор Сухой Ильмень, после которых от полка осталось 117 человек.) - Что ждет героев впереди? (Тех, кто из этих боёв выйдут живыми, ещё ждёт Сталинградская битва.) - Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события? (Книга по времени охватывает несколько недель лета 1942 года, но подробно описано 4 дня.) - Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь? (Стремление защищать свою Родину, сражаться в общем строю: «Полк был в очень тяжелом положении, вас оставалось немного… как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому») - В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь. («…большая светлая слеза» Лопахина, упавшая на самокрутку, выдает его чувства – «гордость за человека, любовь и восхищение». Но солдат должен скрывать сентиментальные чувства: Лопахин не поднимая головы, сворачивает новую папироску из обрывка почерневшей на сгибах газеты) | |
Преподаватель: (Марина Сергеевна)
Рисуя русских солдат, автор всеми средствами передаёт восхищение красотой и силой героев, сохранивших на войне «душу живую». Шолохов любит своих героев и хочет, чтоб и мы их тоже полюбили, поэтому нет среди них таких, которые вызывали бы неприязненное чувство.
Одним из таких солдат был
Андрей Соколов, главный герой рассказа « Судьба человека».
Знакомство с творческой историей рассказа (слово подготовленному студенту).
В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».
Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…
«Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…– писал критик. – Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».
- Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда» и сразу же разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово судьба с религиозными представлениями.
Видеофрагмент из к/ф «Судьба человека»
Преподаватель: (Марина Сергеевна)
В качестве домашнего задания вам было задано прочитать историю жизни Андрея Соколова. Давайте послушаем, что вы запомнили. (Преподаватель спрашивает на оценку двух человек. Первого – что известно до войны о герое, второго, что известно после того, как Соколов построил дом).
-Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
Автор пользуется особым композиционным приемом - рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Исповедь главного героя позволяет не только проследить за событиями его жизни но и увидеть их его глазами, понять его переживания, осмыслить его собственную оценку, совершенных им поступков
-Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Как жил герой до войны? В чем он видит свое счастье?
В небольшом рассказе прослеживается вся его жизнь: небогатая событиями довоенная жизнь, участие в гражданской войне, работа на заводе, женитьба, дети, уход на фронт. Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о семье. В небогатой, но вполне устроенной жизни он видит простое человеческое счастье. «Чего еще надо? Дети кашу едят с молоком, крыша есть над головою, одеты, обуты стало быть, все в порядке».
- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.
* Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
* Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
* Почему произведение названо «Судьба человека», а не « Судьба Андрея Соколова»?
(потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)
На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.
Видеоролик «9 мая. Жизнь за Победу!» (3 минуты)
Преподаватель: (Александра Юрьевна) Итоги развития культуры в годы ВОВ:
были разрушены более 80 тысяч школ, сотни вузов, разграблено 430 музеев, среди которых были дома-музеи Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.С.Пушкина в Михайловском, И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове и др. В результате бомбардировок пострадали древние города Новгород и Псков, Смоленск, Вязьма, Киев и др., громадный ущерб был нанесён Ленинграду и Сталинграду.
По мере освобождения оккупированных территорий началось восстановление учреждений культуры, однако многое было потеряно безвозвратно. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, люди знакомились с национальной культурой народов СССР в эвакуации и на фронте. Возрос общественный интерес к историческому прошлому Родины, памятникам и достижениям культуры, к выдающимся историческим личностям.
Укрепился международный авторитет советской культуры, расширились культурные связи со странами Антигитлеровской коалиции. Культура в годы войны усиливала патриотический подъём народа и была эмоциональной разрядкой, необходимой народу в условиях военной и трудовой мобилизации и жесткого бытового самоограничения.
Практикум: устная работа на уроке, участие в обсуждении образов русского человека и страны в целом; знакомство с творческим наследием советской культуры периода ВОВ.
Домашнее задание: написать ЭССЕ о герое Шолохова Николае Стрельцове.
Дать развернутый письменный ответ на вопрос:
Какие исторические события могли повлиять на развитие культуры в 1940- 1950 гг.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения»
Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Открытый бинарный урок по основам маркетинга
Открытый бинарный урок по основам маркетинга...
методическая разработка открытого бинарного урока( с/х машины и тракторы) по теме "Вал отбора мощности трактора МТЗ-80 и косилка КРН-2.1"
В данной разработке изучается назначение, устройство, принцип действия, привод вала отбора мощности трактора МТЗ-80 и устройство назначение, регулировки и принцип работы косилки КРН-2.1. Даны тестовае...
Конспект открытого бинарного урока технология (швейное дело) + биология в 7 классе на тему: «Лён и хлопок. Ткани из растительных волокон и их свойства»
Бинарный урок был проведен в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "общеобразовательная школа №30" г. Белгорода. В данном образовательном учреждении обучаются дети с ограниченными возм...
Конспект бинарного урока (история+литература)
В рамках конкурса бинарных уроков мы с коллегой разработали наш урок по теме: «Культура в меняющемся мире. Особенность советской культуры 20-30 –х гг. XX века».Цель у...
Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...