Профессиональное самоопределение как фактор становления готовности спортсменов к менеджменту в сфере физической культуры и спорта
статья

Роман Владимирович Бетин

Не вызывает сомнения тот факт, что выбор профессии является одним из этапных событий в жизнедеятельности человека. В этой связи высокую значимость приобретает проблема профессионального самоопределения лич­ности. В современном обществе данной проблеме свойственна определенная специфика. В условиях рыночной экономики она выражается в том, чтобы в процессе выбора профессии обеспечить реализацию своих способностей, ин­тересов, потребностей и при этом принести пользу обществу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение как фактор становления готовности спортсменов к менеджменту

в сфере физической культуры и спорта

                 Подготовили:                   Тренер-преподаватель Р.В. Бетин

Инструктор-методист Е.Б. Козодаева

Не вызывает сомнения тот факт, что выбор профессии является одним из этапных событий в жизнедеятельности человека. В этой связи высокую значимость приобретает проблема профессионального самоопределения личности. В современном обществе данной проблеме свойственна определенная специфика. В условиях рыночной экономики она выражается в том, чтобы в процессе выбора профессии обеспечить реализацию своих способностей, интересов, потребностей и при этом принести пользу обществу.

Одним из аспектов вышеназванной проблемы является профессиональное самоопределение спортсменов. Его особенности определяются недолговечностью карьеры в спорте, что связано с возрастными аспектами. По окончании активных выступлений, спортсмены, порой, что называется, «с нуля» начинают осваивать ту или иную профессию. Однако, как показывает практика, многим из них не удается успешно пройти профессиональную адаптацию в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В то же время, большинство спортсменов достаточно высокого уровня, как правило, обладают великолепным набором личностных качеств. Среди них особо следует отметить волевые качества, способность быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, харизматичность, организаторские способности, и др. Кроме того, за период активных выступлений спортсмены приобретают разносторонний опыт отношений в сфере организации физкультурно-спортивной деятельности. Они очень глубоко ориентируются в специфике физической культуры и спорта как профессиональной отрасли. Как видно, все эти качества являются профессионально значимыми с точки зрения менеджмента физической культуры и спорта.

В связи с этим, актуализируется необходимость принятия специальных мер направленных на содействие профессиональному самоопределению спортсменов, вообще, и самоопределению на профессию менеджера физической культуры и спорта, в частности. Среди данных мер, особая роль принадлежит мерам педагогического содействия, поскольку они предполагают не только агитационную и разъяснительную работу, но и передачу определенных знаний и умений, воспитание ценностного отношения к соответствующей профессии и, в конечном итоге, - становлению готовности к менеджменту в сфере физкультуры и спорта.

Однако, как показывает практика, накопленный спортсменами за период активных выступлений разносторонний опыт, ценный для менеджера физической культуры и спорта, зачастую не подкрепляется достаточной мотивацией к дальнейшему использованию данного опыта в сфере управления физкультурно-спортивной деятельностью. Поэтому в целях становления готовности спортсменов к профессии менеджера физической культуры и спорта, необходимо уделять существенное внимание проблеме их профессионального самоопределения с ориентацией на сферу управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Для решения поставленной проблемы, на наш взгляд, необходимо изучить состояние проблемы профессионального самоопределения спортсменов, заканчивающих спортивную карьеру, выявить специфику осуществления самоопределения спортсменов на профессию менеджера физической культуры и спорта, определить меры педагогического содействия самоопределению спортсменов, заканчивающих карьеру, на профессию менеджера физической культуры и спорта, а также реализовать разработанные меры педагогического содействия в практике физкультурно-спортивной деятельности.

Решая вышеуказанные задачи, мы сумеем выявить специфические особенности профессионального самоопределения спортсменов, заканчивающих карьеру, значимые с точки зрения ориентации их на профессию менеджера физической культуры и спорта. С учетом этого, нами предполагается разработка модели реализации педагогического содействия самоопределению спортсменов на профессию менеджера физической культуры и спорта, базирующаяся на следующих мерах:

- осуществление взаимодействия учреждений повышения квалификации со спортивными федерациями направленное на подготовку спортсменов к профессиональной управленческой деятельности;

- учет особенностей и потребностей спортсмена, определяющих его готовность к деятельности менеджера;

- привлечение спортсменов к практической реализации различных функций менеджера физической культуры и спорта.

Выявленные специфические особенности позволят нам уточнить понятие профессионального самоопределения спортсменов, заканчивающих карьеру, и тем самым внести определенный вклад в развитие педагогической теории. Он будет обусловлен и тем, что обоснованные меры педагогического содействия профессиональному самоопределению спортсменов на профессию менеджера физической культуры и спорта, создают теоретические предпосылки дальнейшего исследования подходов к обеспечению их адаптации к новым условиям жизнедеятельности после завершения спортивной карьеры.

Таким образом, перечисленные выше меры педагогического содействия самоопределению спортсменов на профессию менеджера физической культуры и спорта могут быть использованы в практике физкультурно-спортивной деятельности в целях их профессиональной переподготовки. В тоже время, указанные подходы к построению предполагаемой модели педагогического содействия профессиональному самоопределению спортсменов, заканчивающих карьеру, могут быть полезны в процессе работы со студентами вузов физкультурно-спортивного профиля, в плане формирования у них готовности к менеджменту в сфере физической культуры и спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 20-23 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ«ФИЗИЧЕСКАЯ...