мы живём среди людей
методическая разработка
Учить умению общаться среди людей – наиболее важная задача педагога. Каждому педагогу хочется видеть своих воспитанников, умеющими слушать и слышать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_zhivyom_sredi_lyudey.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»
«Мы
живем среди
людей»
(час общения)
Подготовила и провела воспитатель
Грицюк О.Н.
Амурзет
Пояснительная записка
Учить умению общаться среди людей – наиболее важная задача педагога. Каждому педагогу хочется видеть своих воспитанников, умеющими слушать и слышать друг друга. Мы живем, и каждый день в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот час общения поможет обучающимся научиться умению общаться, расширить знания о таких понятиях как вежливость, этикет, хорошие манеры, чувство такта, этические нормы, взаимопонимание, умению жить среди людей.
Цель:
- Оказание помощи обучающимся в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с окружающим миром.
Задачи:
- Научить учащихся умению общаться между собой.
- Способствовать формированию этических норм поведения в обществе.
- Расширить знания о таких понятиях как вежливость, этикет, хорошие манеры, чувство такта, этические нормы, взаимопонимание.
- Создать условия для оценки себя в коллективе, себя среди людей.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, обучающимися, родителями.
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Форма проведения: час общения
Место проведения: общежитие.
Оформление:
Подготовительная работа:
Оборудование: ноутбук
Участники мероприятия: обучающиеся проживающие в общежитии.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных - дома, хорошо знакомых или мало знакомых - в лицее, общежитии, в гостях, различного рода кружках, совсем незнакомых - на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже - везде и всегда. Мы живем среди людей. Как вы понимаете эти слова? (ответы обучающихся). Некоторые считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно все равно, как человек ест, ходит, здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает? Может быть поведение каждого - его личное дело? Наверное, да. Но только в одном случае - когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. (слайд 3) Ещё Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей. И нам всегда нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим. Легко ли окружающим рядом с вами? Воспитанные ли вы люди? Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии, с другими людьми не обойтись, для этого необходимо учиться общению. На Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)
Обобщение: (слайд 4) существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.
А для этого нужны: (слайд 5)
3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние);
3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);
3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость);
3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)
- В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)
Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.
Воспитатель: Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя так со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как положительным, иногда длящимся почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?
Общение имеет несколько функций: (слайд 6)
- Обмен информацией.
- Побуждение к действию, поступку, мысли.
- Ответную реакцию.
(слайд 7) Какими качествами и умениями мы должны обладать, чтобы все функции находились в гармонии? (ответы обучающихся)
Толера́нтность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Этике́т - правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества
(слайд 8)Такти́чность - умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций. (слайд 8)
Нормы морали, или этические нормы - социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.
(слайд 9)Взаимопонимание - настроенность двух или более людей на сочувственное отношение друг к другу, признание интересов друг друга и основанное на это взаимное уважение. Взаимопонимание возникает сразу (когда в другом человеке есть часть тебя) Как его добиться просто одному из двух уступить и терпеливо сносить выходки другого.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Воспитатель: Большое значение играет тон общения. Назовите, какой тон чаще используете в диалогах? (слайд 10)
- Доброжелательная интонация
- Раздражение
- Повышенные интонации
Воспитатель: Каких диалогов в течение вашего учебного дня было больше? Почему?
Воспитатель: Вербальное поведение - это наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем должного значения словам и интонации, с которой они были сказаны. Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши действия и поступки. Неслучайно народная мудрость в своих пословицах гласит (слайд 11):
- Слово пуще стрелы разит.
- От слова спасенье и от слова погибель.
- Не ножа бойся - языка.
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- От одного слова - да навек ссора.
При этом грубость, резкость отрицательно влияют не только на других, но и на нас самих.
Воспитатель: А умеем ли мы разговаривать друг с другом? (ответы обучающихся)
Воспитатель: (слайд 12): «Умение вести разговор - это талант» - это слова сказал Стендаль. Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника. Ещё Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».
Поговорим о том, умеем ли мы спорить? В споре может родиться истина только в том случае, если происходит обсуждение того или иного факта, явления, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. (слайд 13) Самое трудное в споре,- говорит А. Моруа, - не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Мы же часто просто навязываем свое мнение, навязываем упорно, не заботясь о доказательствах, не вслушиваясь в возражения и не интересуясь ими. А иногда воспринимаем возражения как личную обиду - тут уж забывается предмет спора и в силу вступают амбиции. Между тем культура поведения в споре предполагает внимательно выслушивать мнение оппонента, с уважением относиться к чужой точке зрения.
Народная поговорка предупреждает: (слайд 14)
- Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
- Кто не умеет говорить, тот портит разговор.
- Беседовать хорошо, когда есть что сказать.
Дейл Карнеги, например, считает, что «нельзя одерживать верх в споре: единственный способ одержать в соре победу - это избежать его». На самом деле, нужно просто помнить, что спор - это дискуссия, а не ссора и не война.
Задавая себе вопрос, как следует себя вести с окружающими нас людьми, какого рода поступки мы должны совершать в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах, хорошо бы сразу подумать о том, а какого рода последствия повлечет за собой наш отдельный поступок или поведение в целом. Если мы об этом не будем думать, то можем попасть в положение аборигенов из известной песни В. Высоцкого: (слайд 15)
А дикари теперь заламывают руки
Ломают копья, ломают руки
Сожгли и бросили дубинки из бамбука,-
Переживают, что съели Кука.
Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей.
Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат! Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека. Как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях, а просто надо было подумать, к чему они могут привести.
Как тебя воспринимает и принимает общество, во многом зависит от твоего умения общаться с окружающими людьми. Если человек вежливый, доброжелательный, обладающий чувством юмора как к нему относится общество? (душа компании).
А как вы отнесетесь к такому человеку грубому, бестактному, вечно недовольному?
Каждый из нас знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток, или все время жалуется на свою жизнь и окружающих.
Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью, не жалея себя, помогает им и словом, и делом, мы всегда рады видеть и рады с ним общаться.
Воспитатель:
Прочитайте цитату из Библии (слайд 16) «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».
- Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?
Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (обучающиеся размышляют.)
Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.
Воспитатель: Давайте попробуем потренироваться и решим несколько задач по культуре поведения.
- Если у вас спрашивают дорогу, ваши действия? (надо остановиться и вежливо, спокойно и толково объяснить, как пройти, не указывая пальцем и не махая руками).
- А если вы не можете ответить на заданный вопрос, тогда что делать?
- Что вы делаете, толкнув кого- нибудь в толпе, на улице, в автобусе?
- Ваше внимание привлек человек очень высокий, или он необычно одет, ранен, болячки на лице. Как себя надо вести в этой ситуации?
- Никита и Андрей спешили в столовую и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Викторовна. Юноши пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Викторовна!» Что им ответил преподаватель, они не слышали. Они первыми ворвались в столовую.
Перечислите ошибки, которые допустили юноши в своем поведении.
Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила
соседка (старушка).
- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?
- Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
Как вы должны поступить в таком случае? Что должен сказать тот, кто занял ваше
место?
- Анна и Кристина давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в магазине. Обе были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями. Тут Анна вспомнила, что дома её ждет мама, и она поспешно прервала беседу: «Ну ладно, я пошла, заходи». Она повернулась спиной к подруге и быстро направилась к двери. А Кристина стояла и растерянно глядела ей вслед.
Почему?
- Вышел Павел погулять и видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Павел и пошел своей дорогой.
Как бы ты поступил на его месте?
Воспитатель: Вот мы и решили задачи по культуре поведения. Мне хочется вам сказать, что очень важно с утра дать себе положительную установку на весь день и тогда у вас всё будет замечательно: (слайд 17)
- Доброжелательность делает мир добрее.
- Спорь, да не вздорь.
- Не ищи виноватого.
- Чувство юмора укрепляет общение.
- «Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе» (Д. Карнеги).
А закончить мне хотелось бы словами Станислава Лемма: «У человека нет выбора - он должен быть человеком!»
Помните золотое правило общения, выдвинутое Д. Карнеги: (слайд 18)
«Всегда поступай с другими так, (…обучающиеся продолжают: как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой)).
Если мы будем придерживаться такого золотого правила, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с чего? (с улыбки).
Звучит МУЗЫКА!!! «От улыбки …»
Воспитатель: Существует много способов избежать конфликтов, и один из них - умение дарить подарки. Хочу каждому из вас подарить памятку с полезными советами и правилами мирного существования без конфликтов
- Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
- В споре умей выслушивать собеседника до конца.
- Уважай чувства других людей.
- Любую проблему можно решить.
- Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
- Не сердись, улыбнись.
- Начни свой день с улыбки.
- Будь уверен в себе.
- Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
- Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.
- Будь обаятелен и добр.
- Извинись, если ты не прав.
- Не забывай выражать свою благодарность.
- Выполняй свои обещания.
- Не критикуй постоянно других
( слайд 19) Спасибо за внимание.
Список использованных источников
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/be
https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-my-zhiviem-sriedi-liudiei.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение : Человек среди людей
Инновационный урок- это результат создания собственного продукта творчества . Семинар-практикум с элементами игры представляет возможность широко использовать такие педагогические технологии...
Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП
Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП...
Классный час "Человек среди людей"
СЦЕНАРИЙ проведения классного часа мастера производственного обучения ГБПОУ СО «РПЛ» Татьяны Александровны Белкиной в группе №291/2 по профессии «Штукатур». Те...
Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...
Контрольный тест. Человек среди людей (6 кл.)
Промежуточный контроль по обществознанию в 6 кл....
Воспитательный час-притча «Я среди людей».
развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми....
Методическая разработка при изучении темы «Достойно жить среди людей». ОРКСЭ 4 класс.
Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...