мы живём среди людей
методическая разработка

Грицюк Ольга Николаевна

Учить умению общаться среди людей – наиболее важная задача педагога. Каждому педагогу хочется видеть своих  воспитанников, умеющими слушать и слышать друг друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivyom_sredi_lyudey.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»

«Мы

живем среди

 людей»

(час общения)

Подготовила и провела воспитатель

Грицюк О.Н.

Амурзет

Пояснительная записка

Учить умению общаться среди людей – наиболее важная задача педагога. Каждому педагогу хочется видеть своих  воспитанников, умеющими слушать и слышать друг друга. Мы живем, и каждый день в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот час общения поможет обучающимся научиться умению общаться,  расширить знания о таких понятиях как вежливость, этикет, хорошие манеры, чувство такта, этические нормы, взаимопонимание,  умению жить среди людей.

Цель:

  • Оказание помощи обучающимся в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с окружающим миром.

Задачи:

  • Научить учащихся умению общаться между собой.
  • Способствовать формированию этических норм поведения в обществе.
  • Расширить знания о таких понятиях как вежливость, этикет, хорошие манеры, чувство такта, этические нормы, взаимопонимание.
  • Создать условия для оценки себя в коллективе, себя среди людей.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, обучающимися, родителями.

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

Форма проведения: час общения

Место проведения: общежитие.

Оформление: 

Подготовительная работа: 

Оборудование:  ноутбук

Участники мероприятия: обучающиеся проживающие в общежитии.

Ход мероприятия:  

Воспитатель: Добрый день. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных - дома, хорошо знакомых или мало знакомых - в лицее, общежитии, в гостях, различного рода кружках, совсем незнакомых - на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже - везде и всегда. Мы живем среди людей. Как вы понимаете эти слова? (ответы обучающихся). Некоторые считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно все равно, как человек ест, ходит, здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает?  Может быть поведение каждого - его личное дело? Наверное, да. Но только в одном случае - когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.  (слайд 3)  Ещё Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей. И нам всегда нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим. Легко ли окружающим рядом с вами? Воспитанные ли вы люди? Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии, с другими людьми не обойтись, для этого необходимо учиться общению. На Земле проживает 5 миллиардов жителей, и  всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)

Обобщение: (слайд 4)  существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

А для этого нужны: (слайд 5)  

 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние);

 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);

 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость);

 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)

- В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)

Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

Воспитатель: Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя так со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как положительным, иногда длящимся почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?

Общение имеет несколько функций: (слайд 6)  

  • Обмен информацией.
  • Побуждение к действию, поступку, мысли.
  • Ответную реакцию.

(слайд 7)  Какими качествами и умениями мы должны обладать, чтобы все функции находились в гармонии? (ответы обучающихся)

Толера́нтность  - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Этике́т - правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества 

(слайд 8)Такти́чность - умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций. (слайд 8)  

Нормы морали, или этические нормы - социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

(слайд 9)Взаимопонимание - настроенность двух или более людей на сочувственное отношение друг к другу, признание интересов друг друга и основанное на это взаимное уважение. Взаимопонимание возникает сразу (когда в другом человеке есть часть тебя) Как его добиться просто одному из двух уступить и терпеливо сносить выходки другого.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Воспитатель: Большое значение играет тон общения. Назовите, какой тон чаще используете в диалогах? (слайд 10)

  • Доброжелательная интонация
  • Раздражение
  • Повышенные интонации

Воспитатель: Каких диалогов в течение вашего учебного дня было больше? Почему?

Воспитатель: Вербальное поведение - это наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем должного значения словам и интонации, с которой они были сказаны. Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши действия и поступки. Неслучайно народная мудрость в своих пословицах гласит (слайд 11):

  • Слово пуще стрелы разит.
  • От слова спасенье и от слова погибель.
  • Не ножа бойся - языка.
  • Слово не обух, а от него люди гибнут.
  • От одного слова - да навек ссора.

При этом грубость, резкость отрицательно влияют не только на других, но и на нас самих.

Воспитатель: А умеем ли мы разговаривать друг с другом? (ответы обучающихся)

Воспитатель: (слайд 12):  «Умение вести разговор -  это талант» - это слова сказал Стендаль. Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника. Ещё Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».

Поговорим о том, умеем ли мы спорить? В споре может родиться истина только в том случае, если происходит обсуждение того или иного факта, явления, если  выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. (слайд 13) Самое трудное в споре,- говорит А. Моруа, - не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Мы же часто просто навязываем свое мнение, навязываем упорно, не заботясь о доказательствах, не вслушиваясь в возражения и не интересуясь ими. А иногда воспринимаем возражения как личную обиду - тут уж забывается предмет спора и в силу вступают амбиции. Между тем культура поведения в споре предполагает внимательно выслушивать мнение оппонента, с уважением относиться к чужой точке зрения.

Народная поговорка предупреждает: (слайд 14)

  • Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
  • Кто не умеет говорить, тот портит разговор.
  • Беседовать хорошо, когда есть что сказать.

Дейл Карнеги, например, считает, что «нельзя одерживать верх в споре: единственный способ одержать в соре победу - это избежать его». На самом деле, нужно просто помнить, что спор - это дискуссия, а не ссора и не война.

Задавая себе вопрос, как следует себя вести с окружающими нас людьми, какого рода поступки мы должны совершать в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах, хорошо бы сразу подумать о том, а какого рода последствия повлечет за собой наш отдельный поступок или поведение в целом. Если мы об этом не будем думать, то можем попасть в положение аборигенов из известной песни В. Высоцкого: (слайд 15)

А дикари теперь заламывают руки

Ломают копья, ломают руки

Сожгли и бросили дубинки из бамбука,-

Переживают, что съели Кука.

Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат! Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека. Как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях, а  просто надо было подумать, к чему они могут привести.

Как тебя воспринимает и принимает общество, во многом зависит от твоего умения общаться с окружающими людьми. Если человек вежливый, доброжелательный, обладающий чувством юмора как к  нему относится общество? (душа компании).

А как вы отнесетесь к такому человеку грубому, бестактному, вечно недовольному?

Каждый из нас знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток, или все время жалуется на свою жизнь и окружающих.

Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью, не жалея себя, помогает им и словом, и делом, мы всегда рады видеть и рады с ним общаться.

Воспитатель:

Прочитайте цитату из Библии (слайд 16)  «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе». 

- Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (обучающиеся размышляют.)

Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

Воспитатель: Давайте попробуем потренироваться и решим несколько задач по культуре поведения.

  • Если у вас спрашивают дорогу, ваши действия? (надо остановиться и вежливо, спокойно и толково объяснить, как пройти, не указывая пальцем и не махая руками).
  • А если вы не можете ответить на заданный вопрос, тогда что делать?
  • Что вы делаете, толкнув кого- нибудь в толпе, на улице, в автобусе?
  • Ваше внимание привлек человек очень высокий, или он необычно одет, ранен, болячки на лице. Как себя надо вести в этой ситуации?
  • Никита и Андрей спешили в столовую и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Викторовна. Юноши пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Викторовна!» Что им ответил преподаватель, они не слышали. Они первыми ворвались в столовую.

           Перечислите ошибки, которые допустили юноши в своем поведении.

Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

            - Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила      

соседка (старушка).

          - А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.         

           Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

  • Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите  на билет.  Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

            Как вы должны поступить в таком случае? Что должен сказать тот, кто занял ваше  

место?

  • Анна и Кристина давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в магазине. Обе были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями. Тут Анна  вспомнила, что дома её ждет мама, и она поспешно прервала беседу: «Ну ладно, я пошла, заходи». Она повернулась спиной к подруге и быстро направилась к двери. А Кристина стояла и растерянно глядела ей вслед.

Почему?

  • Вышел Павел погулять и видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Павел и пошел своей дорогой.

Как бы ты поступил на его месте?

Воспитатель: Вот мы и решили задачи по культуре поведения. Мне хочется вам сказать, что очень важно с утра дать себе положительную установку на весь день и тогда у вас всё будет замечательно: (слайд 17)

  • Доброжелательность делает мир добрее.
  • Спорь, да не вздорь.
  • Не ищи виноватого.
  • Чувство юмора укрепляет общение.
  • «Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе» (Д. Карнеги).

А закончить мне хотелось бы словами Станислава Лемма: «У человека нет выбора - он должен быть человеком!»

 Помните золотое правило общения, выдвинутое Д. Карнеги: (слайд 18)

 «Всегда поступай с другими так, (…обучающиеся продолжают: как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой)).

Если мы будем придерживаться такого золотого правила, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с чего? (с улыбки).

Звучит МУЗЫКА!!!  «От улыбки …»

Воспитатель: Существует много способов избежать конфликтов, и один из них - умение дарить подарки. Хочу каждому из вас подарить памятку с полезными советами и правилами мирного существования без конфликтов

  • Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  • В споре умей выслушивать собеседника до конца.
  • Уважай чувства других людей.
  • Любую проблему можно решить.
  • Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
  • Не сердись, улыбнись.
  • Начни свой день с улыбки.
  • Будь уверен в себе.
  • Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  • Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.
  • Будь обаятелен и добр.
  • Извинись, если ты не прав.
  • Не забывай выражать свою благодарность.
  • Выполняй свои обещания.
  • Не критикуй постоянно других

( слайд 19) Спасибо за внимание.        

Список использованных источников

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/be

https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-my-zhiviem-sriedi-liudiei.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение : Человек среди людей

Инновационный урок- это результат создания собственного продукта творчества . Семинар-практикум с элементами игры представляет  возможность широко использовать такие педагогические технологии...

Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП

Классный час на тему "Человек среди людей" в группе 13-ПП...

Классный час "Человек среди людей"

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа мастера производственного обучения  ГБПОУ СО  «РПЛ» Татьяны Александровны Белкиной в группе №291/2 по профессии «Штукатур». Те...

Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит  Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...

Контрольный тест. Человек среди людей (6 кл.)

Промежуточный  контроль по обществознанию в 6 кл....

Воспитательный час-притча «Я среди людей».

развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми....

Методическая разработка при изучении темы «Достойно жить среди людей». ОРКСЭ 4 класс.

Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...