Созависимая семья
презентация к уроку

Елена Анатольевна Любимцева

Созависимость – это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем.

Это зависимость от людей определённого типа поведения, конкретных вещей, психических реакций и химических веществ, изменяющих сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozavisimaya_semya.pptx1012.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новосибирск, 2020 Социально-педагогическое сопровождение детей из созависимых семей Выполнил: Магистрант 2 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Социально-педагогическое сопровождение семьи», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО НГПУ. группа (4.068.2.19): Любимцева Е.А.

Слайд 2

Созависимост ь – это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем. Это зависимость от людей опреде лённого типа поведения, конкретных вещей, психических реакций и химических веществ, изменяющих сознание .

Слайд 3

дети супружеских пар, основанных на созависимости, получают опыт, жизненный сценарий и модели поведения созависимых отношений. Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты: они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»; они не уважают себя и не ценят; не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от от­ветственности, или же у них развивается сверхответствен­ность; они считают, что должны удовлетворять потребности родите­лей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлет­ворены другими людьми; они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению; они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя; они не умеют дифференцировать свои чувства и не понима­ют их происхождения; они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе; если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей; им свойственно переживание собственной ненужности, ник­чемности и беспомощности, чувство одиночества; они никому не доверяют и не уважают окружающих; они раздражительны, депрессивны и они не умеют строить отношения с другими людьми.

Слайд 4

Наиболее сложной для ребёнка ситуацией является жизнь в семье с двумя зависимыми родителями. Это изначально оказывает деформирующее влияние на личность. Нередко это накладывается на физиологические проблемы, появляющиеся у созависимых детей. Из-за отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого, которому можно доверять, дети с ранних лет чувствуют себя покинутыми, одинокими, отверженными. У них часто бывает нарушена социализация.

Слайд 5

Поскольку ребёнок не чувствует себя в безопасности в собственном доме, у него могут появиться проблемы с учёбой – он просто не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и усвоении новых знаний. Когда подростки, растущие в созависимой семье, начинают чувствовать отсутствие контроля со стороны взрослых, начинаются дисциплинарные проблемы. Они сбегают с уроков, ведут себя вызывающе, провоцируют конфликты. Среди таких детей высок процент участия в различных асоциальных компаниях – там они могут найти сверстников с похожим жизненным опытом.

Слайд 6

Индивидуализированное, непрерывное и систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи дает возможность в короткие сроки с минимальными затратами определить и дать оценку имеющегося в семье ресурса, выбрать стратегию работы, методы ее осуществления, прогнозировать результат. В целом социально-психологическое сопровождение семьи с созависимыми отношениями можно разделить на четыре этапа.

Слайд 9

4 этап работы Завершение социально-психологического сопровождения семьи с созависимыми отношениями То, что ребёнок выносит из своей семьи как личный багаж, очень часто предопределяет всю его дальнейшую жизнь

Слайд 10

В настоящее время оказание помощи зависимыми их семьям предполагает следующие направления работы: Медикаментозное (врач-нарколог, психиатр); Психотерапевтическое лечение (психотерапевт); Социальная реабилитация (специалисты по социальной работе); - Психологическое воздействие (консультирование, терапия и коррекция) психологи, клинические/семейные психологи.

Слайд 11

Виды и формы проведения индивидуальной профилактической работы с семьями с зависимыми и созависимыми членами, которых воспитываются несовершеннолетние. Для реализации комплексной реабилитации зависимых необходимо решение следующих задач: - выявление семей, в которых родители страдают алкогольной или наркотической зависимостью; - проведение комплекса мероприятий, направленных на побуждение лиц, страдающих зависимостью, к лечению и реабилитации; - содействие в лечении от зависимости родителей, имеющих несовершеннолетних детей; - оказание помощи пролеченным членам неблагополучных семей в развитии трудовых навыков, профессиональной ориентации; - оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой, срочной помощи данным категориям семей и др.

Слайд 12

В 1935г. в США появилось Сообщество Анонимных Алкоголиков. Его основателями стали - Уильям (Билл) Уилсон и Роберт (Боб) Смит. Основой работы Сообщества стала программа 12 Шагов. Идея программы состояла в покаянии, признании существования проблемы, в перемене образа мыслей, так как без него работа по Шагам невозможна. Программа «12 Шагов» завоевала признание среди пациентов и специалистов всего мира. Главной задачей программы является изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормальным человеческим ценностям. Практически речь идет о реабилитационной программе, «терапевтами» в которой выступают сами больные. Программа решает главную задачу лечения: полную духовную переориентировку алкоголика.

Слайд 13

VIII Всероссийская выставка-форум «Вместе-ради детей! Вместе с семьей!» Министерство труда и социальной защиты Тульской области Государственное учреждение Тульской области «Региональный центр «Развитие» ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ Учебно-методическое пособие

Слайд 14

проект «Поддержка трезвости в алкоголизированных семьях», направленный на социальную реабилитацию алкоголизированных семей в Алтайском крае на основе «Краевого кризисного центра для мужчин». Содержание и этапы работы 1 этап. Выход в семью. 2 этап. Организация и проведение еженедельных вечерних «Групп встреч» семей с организацией детского досуга и ужина. 3 этап. Организация и проведение выездных двухдневных тренингов-интенсивов 1 раз в квартал на базе отдыха по мере комплектования группы (3-6 семей). 4 этап. Мероприятия по ресоциализации участников. 5 этап. В целях поддержки участников, успешно прошедших проект и формирования социального сообщества трезвых семей, предполагается организация и проведение ежегодного слета «выпускника» проекта. По результатам работы каждой семье будет вручаться фотоальбомы с основными моментами работы в программе, что будет являться значимым якорем по поддержанию трезвости.

Слайд 15

Важно донести до этих детей следующую информацию  Это не твоя вина.  Твои мама и папа в действительности любят тебя, несмотря на то, что они не всегда это показывают.  Ты не можешь, как заставить своих родителей принимать алкоголь (наркотики), так ты не можешь заставить их прекратить принимать.  Ты заслуживаешь помощи для себя самого.  Алкоголик может выздороветь, но даже если он не выздоравливает, дети могут чувствовать себя лучше.  Ты – не одинок. Есть много детей, подобных тебе, есть такие места и такие люди, куда можно обратиться за помощью.

Слайд 16

ПРАКТИКИ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, ЗАВИСИМЫХ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИЗ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ С ЗАВИСИМОСТЬЮ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ. ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, НЮАНСЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗАВИСИМЫХ КЛИЕНТОВ, ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ С ЗАВИСИМОСТЬЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Слайд 17

Список литературы Бисалиев Р.В. Анамнестические и клинико-феноменологические предикторы аутоагрессивного поведения при созависимости // Наркология. 2008. -- №10. -- С. 61--66. Бисалиев Р.В. Комплексная программа профилактики аутоагрессивного поведения созависимых жен и их мужей, больных опиатной наркоманией // Наркология. -- 2008. -- №12. -- С. 82--87. Битти М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости. Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт. - 1997. - 331 с. Вишнев В.Н., Цыганков В.А. Преодоление созависимости. Пособие для членов семьи пьющего человека. Серия: Здоровье детям. Издательства: Амиантов Д. И., Добрые книжки, 2009. - 272 с. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. -- СПб.: Речь, 2004. -- 368 с. Зайцев С.Н. Созависимость -- умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. -- Н. Новгород, 2004. -- 90 с. -- (Сер. «Зеркало»). Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных алкоголизмом // Психическое здоровье. -- 2006. -- №5. -- С. 62--68. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.,:ПЕР СЭ, 2002. 336 с. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). -- М.: Анахарсис , 2002. -- 112 с. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. Лекции по наркологии. 2-е изд., перераб . и расш . / Под ред. чл.-кор. РАМН проф. Н.Н.Иванца . - М.: Нолидж . - 2000. - С. 365-405. Москаленко В.Д., Шибакова Т.Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. -- 2003. -- № 9. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с англ. А. Г. Чеславской - М.: Независимая фирма «Класс», 2003--224с. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. -- 228 с. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. -- СПб.: Речь, 2002 -- С. 6--16.

Слайд 18

Новосибирск, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми

Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»

Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а  могут закончиться такие отношения. Те...

Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...

Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"

Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья,...