Созависимая семья
презентация к уроку
Созависимость – это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем.
Это зависимость от людей определённого типа поведения, конкретных вещей, психических реакций и химических веществ, изменяющих сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozavisimaya_semya.pptx | 1012.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Созависимост ь – это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем. Это зависимость от людей опреде лённого типа поведения, конкретных вещей, психических реакций и химических веществ, изменяющих сознание .
дети супружеских пар, основанных на созависимости, получают опыт, жизненный сценарий и модели поведения созависимых отношений. Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты: они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»; они не уважают себя и не ценят; не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от ответственности, или же у них развивается сверхответственность; они считают, что должны удовлетворять потребности родителей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлетворены другими людьми; они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению; они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя; они не умеют дифференцировать свои чувства и не понимают их происхождения; они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе; если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей; им свойственно переживание собственной ненужности, никчемности и беспомощности, чувство одиночества; они никому не доверяют и не уважают окружающих; они раздражительны, депрессивны и они не умеют строить отношения с другими людьми.
Наиболее сложной для ребёнка ситуацией является жизнь в семье с двумя зависимыми родителями. Это изначально оказывает деформирующее влияние на личность. Нередко это накладывается на физиологические проблемы, появляющиеся у созависимых детей. Из-за отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого, которому можно доверять, дети с ранних лет чувствуют себя покинутыми, одинокими, отверженными. У них часто бывает нарушена социализация.
Поскольку ребёнок не чувствует себя в безопасности в собственном доме, у него могут появиться проблемы с учёбой – он просто не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и усвоении новых знаний. Когда подростки, растущие в созависимой семье, начинают чувствовать отсутствие контроля со стороны взрослых, начинаются дисциплинарные проблемы. Они сбегают с уроков, ведут себя вызывающе, провоцируют конфликты. Среди таких детей высок процент участия в различных асоциальных компаниях – там они могут найти сверстников с похожим жизненным опытом.
Индивидуализированное, непрерывное и систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи дает возможность в короткие сроки с минимальными затратами определить и дать оценку имеющегося в семье ресурса, выбрать стратегию работы, методы ее осуществления, прогнозировать результат. В целом социально-психологическое сопровождение семьи с созависимыми отношениями можно разделить на четыре этапа.
4 этап работы Завершение социально-психологического сопровождения семьи с созависимыми отношениями То, что ребёнок выносит из своей семьи как личный багаж, очень часто предопределяет всю его дальнейшую жизнь
В настоящее время оказание помощи зависимыми их семьям предполагает следующие направления работы: Медикаментозное (врач-нарколог, психиатр); Психотерапевтическое лечение (психотерапевт); Социальная реабилитация (специалисты по социальной работе); - Психологическое воздействие (консультирование, терапия и коррекция) психологи, клинические/семейные психологи.
Виды и формы проведения индивидуальной профилактической работы с семьями с зависимыми и созависимыми членами, которых воспитываются несовершеннолетние. Для реализации комплексной реабилитации зависимых необходимо решение следующих задач: - выявление семей, в которых родители страдают алкогольной или наркотической зависимостью; - проведение комплекса мероприятий, направленных на побуждение лиц, страдающих зависимостью, к лечению и реабилитации; - содействие в лечении от зависимости родителей, имеющих несовершеннолетних детей; - оказание помощи пролеченным членам неблагополучных семей в развитии трудовых навыков, профессиональной ориентации; - оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой, срочной помощи данным категориям семей и др.
В 1935г. в США появилось Сообщество Анонимных Алкоголиков. Его основателями стали - Уильям (Билл) Уилсон и Роберт (Боб) Смит. Основой работы Сообщества стала программа 12 Шагов. Идея программы состояла в покаянии, признании существования проблемы, в перемене образа мыслей, так как без него работа по Шагам невозможна. Программа «12 Шагов» завоевала признание среди пациентов и специалистов всего мира. Главной задачей программы является изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормальным человеческим ценностям. Практически речь идет о реабилитационной программе, «терапевтами» в которой выступают сами больные. Программа решает главную задачу лечения: полную духовную переориентировку алкоголика.
VIII Всероссийская выставка-форум «Вместе-ради детей! Вместе с семьей!» Министерство труда и социальной защиты Тульской области Государственное учреждение Тульской области «Региональный центр «Развитие» ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ Учебно-методическое пособие
проект «Поддержка трезвости в алкоголизированных семьях», направленный на социальную реабилитацию алкоголизированных семей в Алтайском крае на основе «Краевого кризисного центра для мужчин». Содержание и этапы работы 1 этап. Выход в семью. 2 этап. Организация и проведение еженедельных вечерних «Групп встреч» семей с организацией детского досуга и ужина. 3 этап. Организация и проведение выездных двухдневных тренингов-интенсивов 1 раз в квартал на базе отдыха по мере комплектования группы (3-6 семей). 4 этап. Мероприятия по ресоциализации участников. 5 этап. В целях поддержки участников, успешно прошедших проект и формирования социального сообщества трезвых семей, предполагается организация и проведение ежегодного слета «выпускника» проекта. По результатам работы каждой семье будет вручаться фотоальбомы с основными моментами работы в программе, что будет являться значимым якорем по поддержанию трезвости.
Важно донести до этих детей следующую информацию Это не твоя вина. Твои мама и папа в действительности любят тебя, несмотря на то, что они не всегда это показывают. Ты не можешь, как заставить своих родителей принимать алкоголь (наркотики), так ты не можешь заставить их прекратить принимать. Ты заслуживаешь помощи для себя самого. Алкоголик может выздороветь, но даже если он не выздоравливает, дети могут чувствовать себя лучше. Ты – не одинок. Есть много детей, подобных тебе, есть такие места и такие люди, куда можно обратиться за помощью.
ПРАКТИКИ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, ЗАВИСИМЫХ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИЗ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ С ЗАВИСИМОСТЬЮ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ. ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, НЮАНСЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗАВИСИМЫХ КЛИЕНТОВ, ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАВ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ С ЗАВИСИМОСТЬЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ»
Список литературы Бисалиев Р.В. Анамнестические и клинико-феноменологические предикторы аутоагрессивного поведения при созависимости // Наркология. 2008. -- №10. -- С. 61--66. Бисалиев Р.В. Комплексная программа профилактики аутоагрессивного поведения созависимых жен и их мужей, больных опиатной наркоманией // Наркология. -- 2008. -- №12. -- С. 82--87. Битти М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости. Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт. - 1997. - 331 с. Вишнев В.Н., Цыганков В.А. Преодоление созависимости. Пособие для членов семьи пьющего человека. Серия: Здоровье детям. Издательства: Амиантов Д. И., Добрые книжки, 2009. - 272 с. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. -- СПб.: Речь, 2004. -- 368 с. Зайцев С.Н. Созависимость -- умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. -- Н. Новгород, 2004. -- 90 с. -- (Сер. «Зеркало»). Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных алкоголизмом // Психическое здоровье. -- 2006. -- №5. -- С. 62--68. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.,:ПЕР СЭ, 2002. 336 с. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). -- М.: Анахарсис , 2002. -- 112 с. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. Лекции по наркологии. 2-е изд., перераб . и расш . / Под ред. чл.-кор. РАМН проф. Н.Н.Иванца . - М.: Нолидж . - 2000. - С. 365-405. Москаленко В.Д., Шибакова Т.Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. -- 2003. -- № 9. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с англ. А. Г. Чеславской - М.: Независимая фирма «Класс», 2003--224с. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. -- 228 с. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. -- СПб.: Речь, 2002 -- С. 6--16.
Новосибирск, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми
Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»
Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а могут закончиться такие отношения. Те...
Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...
Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"
Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...
Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".
Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья,...
Конспект урока окружающего мира 1 класс,Семья как единство близких людей. Культура общения в семье.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...