Воспитательная работа является важнейшей составной частью любой образовательной организации. На государственном уровне значительное внимание уделяется организации воспитания подрастающего поколения. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, и она определяет: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Новый важный этап повышения значимости воспитательной составляющей образовательного процесса в системе среднего профессионального образования начался с принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года. Закон дает определение понятия «воспитание», в соответствии с которым воспитание является специально организованной деятельностью, обеспечивающей развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Основой процесса воспитания являются социокультурные и духовно- нравственные ценности российского народа, принятые в российском обществе нормы и правила поведения, приоритет интересов человека, семьи, общества и государства. Законом определены основные направления воспитания обучающихся: формирование чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде. В соответствии с положениями вышеназванного Федерального закона (от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» основные профессиональные образовательные программы, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее – образовательные программы СПО), с 1 сентября 2021 года должны включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые разрабатываются на основе примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (далее – ПРПВ, ПКПВР). Данная рабочая программа воспитания является не окончательным вариантом программы. Потому что в образовании многое меняется, и
4
соответственно, мы должны быть готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут нас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь по мере того, как мы будем реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п. На основе примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы нами была разработана Программа воспитания колледжа, актуальная до 2025 года.