Тренинговая программа «Развитие коммуникативных умений и навыков»
проект

Тренинговая программа «Развитие коммуникативных умений и навыков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek6.docx61.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Мэрии г. Грозного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова» г. Грозного

(МБОУ «Гимназия № 1 им. А. Кадырова» г. Грозного)

Соьлжа-ГIалин Мэрин дешаран Департамент

Соьлжа-ГIалин муниципальни бюджетни йукъардешаран хьукмат

«А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ № 1 ЙОЛУ ГИМНАЗИ»

(Соьлжа-ГIалин МБЙХь «А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ ГИМНАЗИ №1»)

Тренинговая программа «Развитие коммуникативных умений и навыков»

Методическая разработка

                             

 

                                                                                  Автор - составитель:

                                                                                  Пашуева Себила Майрбековна,

                                                                                  педагог - логопед

     

г. Грозный, 2022

Пояснительная записка

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других. Эффективным методом развития коммуникативных умений, знаний и навыков, является социально-психологический тренинг, представляющий собой активное обучение посредством приобретения и осмысления жизненного опыта, который моделируется в межличностном взаимодействии посредством упражнений и осознается в ходе дискуссии.

Основной целью разработанного нами социально-психологического тренинга являлось развитие компетентности в общении подростков.

В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. В этом возрасте особенно остры и тяжелы межличностные проблемы, связанные с застенчивостью подростков, с их заниженной самооценкой, с трудностями в установлении межличностных отношений. Особую роль в этом возрасте играют отношения со сверстниками. Дети хотят быть принятыми и признанными в группе, иметь определенный статус в ней.

Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие саморегуляции, повышение самооценки и оптимизацию межличностного взаимодействия, что будет способствовать возникновению ощущения легкости и комфорта в ситуациях общения. Дети будут отрабатывать навыки самоанализа и учиться управлению своим психоэмоциональным состоянием, что достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Деятельность по саморегуляции может осуществляться с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.

В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Актуальность представленного тренинга состоит в том, что в связи с особенностями подросткового возраста, важно помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, родителями, педагогами, разобраться в изменениях, которые происходят в нем, осуществить помощь в поиске путей решения проблем, с которыми сталкивается подросток.

Цель тренинга: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие навыков саморегуляции, повышение уровня самооценки.

Задачи тренинга:

  1. Отработка умения слаженно работать в коллективе;
  2. Аргументация своей точки зрения;
  3. Активизация процесса самопознания;
  4. Повышение уровня самооценки;
  5. Повышение эмпатии;
  6. Развитие навыков саморегуляции.

Продолжительность тренинга: Программа рассчитана на 10 занятий; 2 раза в неделю по 1 ч. 20 минут.

Целевая группа: дети подросткового возраста.

Количество участников: 13 человек.

Программа тренинга включает в себя приемы:

– Игры (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.);

– Групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.);

Приемы саморегуляции.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, группах, микро-группах.

Ожидаемым результатом социально-психологического тренинга является: создание доверительных отношений в коллективе, динамическое развитие группы, развитие организационно-коммуникативных умений.

Социально-психологический тренинг по развитию организационно-коммуникативных умений подростков

Тренинговые упражнения

  1. «Знакомство»

Представление ведущего. Знакомство с целями занятий, форма проведения ( что такое « тренинг», особенности формы общения в группе, в кругу.  По кругу называем свое имя и черту характера на первую букву своего имени.

  1. Обсуждение правил.

«Сегодня мы должны обсудить и принять правила, которым будем следовать работая в группе.»

Правила групповой работы:

1. Не опаздывать.

2. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»

3. Не перебивать и слушать друг друга.

4. Подводить итоги после каждого занятия.

5. Не выносить сор из избы ( обсуждаем только что происходит здесь и сейчас)

6. Быть откровенными в выражении чувств.( я чувствую, я думаю)

7. Быть активными в работе.

8. Поддерживать друг друга. ( хорошее слово каждому участнику)

Озвучиваем правила, принимаем те, за которые проголосовало большинство участников.

  1. Знакомство. «Снежный ком».

Цель: познакомить участников друг с другом, снять эмоциональное напряжение.

А теперь давайте познакомимся друг с другом. А сделаем мы это следующим образом. Сейчас мы по кругу называем своё имя и рассказываем что-нибудь про себя (например, любимое хобби или то, чем хотели заниматься), каждый, перед тем как назвать своё имя и хобби, повторяет по порядку имя и хобби других, уже названных. Будьте внимательны!
Со второго занятия: Передавая снежный ком дети делятся эмоциями и и настроением с которым пришли на тренинг.

  1. Беседа.

Цель: формирование чёткого представления, что такое общение

- Есть такое слово. Коммуникация. Сейчас пусть каждый из вас на листочке попробует выразить своё понимание этого термина, то есть, как вы считаете, что оно означает. Постарайтесь сделать это самостоятельно, не совещаясь. У нас на это 5 минут.

После выполнения задания, предлагается зачитать по кругу некоторые определения. Ведущий совместно с группой в процессе обсуждения определяет общее понятие, которым группа будет руководствоваться в дальнейшем.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действиеосуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной.

Условно выделяются сообщения:

побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);

информативные (передача реальных или вымышленных сведений);

экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);

фатические (установление и поддержание контакта).

Средства:

речевая (письменная и устная),

паралингвистическая (жест, мимика, мелодия),

вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. Д.)

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия;действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называюткоммуникативными действиями; основные функциикоммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

– А теперь попробуйте дать определение понятию «общение».

Общение – взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение «радости общения».

– Как вы думаете, есть ли разница между «коммуникацией» и «общением» или это совсем идентичные понятия?

Далее ведущий помогает логически развивать беседу посредством вопросов: - Что такое общение? Как мы можем общаться друг с другом? В чём ценность общения для нас? Когда и в чём мы испытываем сложности и затруднения в процессе общения с другими людьми?…

  1. «Волны».

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки.

Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника – максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

  1. Упражнение на общение «Как мы похожи!»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

  1. Упражнение «Комплимент». 

«Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.»

В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом сказать ему, т. е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.

Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт ( как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т. д)

«Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу».

  1. Беседа по теме «Эмпатия».

 «Цель нашего занятия сегодня – познакомиться с понятием «эмпатия». Эмпатия - это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой мере эти способности развиты у вас? Давайте сегодня мы это узнаем.»

  1. Упражнение «Ассоциации» 

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы : «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим. В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя в роли водящего или в роли загаданного участника. Опрос. «Трудно ли было подобрать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?»

  1.  Упражнение «Таможенники и контрабандисты»

 Эта игра поможет сосредоточиться на проявлениях чувства тревоги, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным участникам (таможенникам). Всего он выходит из комнаты 5 раз и при одном возвращении (каком - он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен конверт, содержащий небольшой предмет. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандиста, они могут только задавать ему различные вопросы, Задача таможенников – догадаться, в какой из приходов у контрабандиста был спрятан конверт. Свои соображения таможенник записывает, при этом каждый может указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными. Роль контрабандиста по очереди играют несколько участников. По записям в таблицах легко выявить лучшего контрабандиста и таможенника.

  1. Упражнение «Что уносите с собой?».

По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

  1. Упражнение  «Продолжи фразу»

Цель. Саморефлексия.

Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.

Фразы:

–  Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.

– Особенно меня раздражает, что я…

–  Мне бывает стыдно, когда я….

– Верю что я…

– Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….

– Иногда люди не понимают меня, потому что я…

  1. Упражнение «Дискуссия»

Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

Инструкция.

Вы  разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов.

  1.  Упражнение «Я – золушка»

Один участник будет играть роль принца. Остальные роль принцессы. Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку Золушка. Где принц после балла по туфельке искал Золушку и было много кандидаток. В нашей сказке будет то же самое, но кандидатки, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить принца, что не смотря на размер ноги она лучшая.. Каждая должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить принца выбрать именно ее, показать ему все преимущества такого конца сказки. Вам дается 5 минут на подготовку, после чего вы обращаетесь к принцу со своими аргументами.

Рефлексия После выступлений принц говорит о том, захотелось ли ему выбрать одну из кандидаток, какие плюсы и минусы увидел он в выступлениях каждой.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

  1.  Упражнение «Контакты» –  15 мин.

Мы часто встречаемся с разными людьми, иногда, с совершенно незнакомыми. И очень важно при первом знакомстве произвести приятное впечатление, уметь поддержать разговор. Этому нужно учиться.

Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Используя техники подстроек и пристроек.
Члены группы становятся (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По моему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз предлагаются участникам новые роли.  Первые четыре ситуации – роли исполняют участники внутреннего круга,  оставшиеся – внешнего.

Примеры ситуаций:

1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2-3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.

2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.

3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.

5. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую) и очень рады этой встрече. Вот, наконец, он (она) рядом с нами.

6. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.

7. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Роль актера играют сидящие во внутреннем круге.

Обсуждение: С кем  удалось установить хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разговор, а кого так и не удалось разговорить. В ходе этой дискуссии необходимо обращать внимание на ощущения членов группы, их чувства во время нахождения в новой заданной ситуации.

17. Упражнение: Мои границы.

Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.

Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве.

Давайте попробуем провести эксперимент.

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих.

С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться.

Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте, молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

  1.  Игра «Волшебные подарки».

Описание: участники разбиваются на пары и в течение 5 минут обсуждают, чему они научились в течение тренинга и как смогут применить изученное. Затем участники собираются в круг, и каждый участник делает «подарок» своему партнёру. Подарок не является предметом. Подарком может служить нечто реальное («Я дарю тебе свою дружбу и поддержку») или нечто воображаемое («Я дарю тебе ботинки, которые будут приводить тебя только в безопасные места»).

  1. Круг душевного тепла.

Цель: увеличить доверие, снизить тревогу / завершить тренинг или тренинговый блок на эмоциональном подъёме. Описание: дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу «душевное тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передаёт его игроку справа, тот — следующему, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведётся с открытыми глазами, затем, с началом второго круга, дети закрывают глаза.

  1. Запутки”.

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой- за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, “ломая” пространственные барьеры между ними. Кроме того, упражнение моделирует проблемную ситуацию в группе, которая требует креативного решения.

  1.  Упражнение 3 «Я - это Я»

Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой).

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...

Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...

Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...

Формирование и развитие исполнительских умений и навыков в хоровом коллективе

В методическом сборнике даны рекомендации по организации работы в хоровом коллективе. Сборник может быть рекомендован студентам-практикантам для подготовки к педагогической практике,  учителям му...

Тренинг развития коммуникативных навыков и умений

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, формирование конструктивных форм общения подростков....