Методическое объединение
материал
Методическое объединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Принципы и правила обучения | 96 КБ |
Доклад Профессиональная компетентность | 17.41 КБ |
Критерии оценивания группового задания | 45 КБ |
Критерии оценивания самостоятельности | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
Доклад
Использование дидактических принципов,
повышающих эффективность обучения
Выступил:
преподаватель Пьянкова
Елена Сергеевна
2021 г.
Цель работы: помочь преподавателям в проектировании учебно-воспитательного процесса, направленного на воспитание высококвалифицированного, инициативного специалиста, специалиста-личности, специалиста-исследователя, способного творчески выполнять свою работу.
Задачи:
- Систематизация дидактических принципов обучения и воспитания для разработки и внедрения таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы получение гарантированного результата;
- Использование дидактических принципов для повышения интереса к учебному занятию, разработки нестандартных типов занятий;
- Приемы и методы дидактических принципов, позволяющие активизировать деятельность студентов на занятиях;
- владение методами обучения студентов в формировании профессиональных и общих компетенций
- привитие навыков самостоятельного учебного труда
Основные направления:
По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.
Для формирования у обучающихся высокого уровня профессиональной компетенции будущего специалиста в учебном процессе актуально использовать научные дидактические принципы.
Требования к усваиваемым знаниям:
- должны быть осмысленны;
- должны приобретаться путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.
Условия для сознательного усвоения знаний обучаемыми:
- наличие мотивов обучения;
- уровень и характер познавательной активности обучаемых;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- управление познавательной деятельностью обучаемых;
- применяемые преподавателем методы и средства обучения;
- собственная познавательная активность слушателя.
Принципы и правила педагогической деятельности.
- Принцип сознательности и активности
- Обучаемый должен понимать цели и задачи предстоящей работы. Для этого надо объяснить важность и значение изучаемого учебного материала, где он может быть использован.
- Понимание обучаемым того, что, почему и как нужно делать. Не выполнять механически учебные действия, предварительно глубоко не осознав их.
- Обеспечивать понимание обучаемыми смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт обучаемых, использовать образные сравнения.
- Использовать силу взаимообучения обучаемых. Обеспечивать надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко обучаемыми воспринимается лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить сами обучаемые.
- На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий
- Неизвестный материал логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
- Учить и воспитывать так, чтобы обучаемый не был «дополнением» к учебному предмету, а был субъектом его активного освоения. Не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- Создавать для обучаемых ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.
- Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
- Учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделять главное, добиваться, прежде всего, понимания и усвоения главного. Вводить оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
- Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет: но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
- Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
- Контролировать факторы, отвлекающие внимание обучаемых от объекта изучения (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на занятии, опоздания, нарушения дисциплины и т. п.).
- Чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить обучаемых мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
- Все, что преподается, должно быть обосновано доказательствами и аргументами, чтоб не оставалось места ни сомнению, ни забвению.
- Помнить, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
- Постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих обучаемых, развивать и направлять их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
- Шире использовать в обучении практические ситуации, требовать от обучаемых самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
- Обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
- Приучать обучаемых думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания.
- Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем.
- Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности.
- Принцип наглядности обучения
Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
- Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
- Обучаемый мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучаемыми.
- Видимое надо показывать для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
- Не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления обучаемых.
- Понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
- Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучаемых.
- Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
- Рассматривать наглядные средства с обучаемыми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
- Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий - это рассеивает внимание обучаемых и мешает воспринимать главное.
- Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими обучаемыми.
- В совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
- Применяя наглядные средства, воспитывать у обучаемых внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
- При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
- Принцип систематичности и последовательности
Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития обучаемых замедляется.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:
- Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделять содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги).
- Внедрять логику науки и исторического процесса в сознание обучаемых.
- Составлять с обучаемыми опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
- Повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
- После изложения отдельных частных вопросов прибегать к кратким и обобщающим повторениям.
- Проводить повторение изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе занятия.
- Преподаватели всех учебных предметов, а не только преподаватели языка должны следить за способом и формой выражения мысли обучаемых на всех занятиях.
- Постоянно и терпеливо приучать обучаемых к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменять обучаемых, лучше помогать им.
- Чаще показывать обучаемым перспективы их обучения.
- Обучать энергично, с подъемом, использовать яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
- В конце раздела, курса обязательно делать обобщения.
- Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки обучаемых, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучать обучаемых к систематическому анализу собственных ошибок.
- Не следует возбуждать деятельность уставших обучаемых искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживаться физических норм умственной активности обучаемых, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.
- Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс – тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.
- Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за одно занятие того, что в условиях естественного обучения обучаемые могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
- Требовать от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
- Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
- Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
- Приучать своих обучаемых постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.
- Принцип прочности
Прочность усвоения обучаемыми учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения обучаемых к данному учебному материалу, обучению, преподавателю. Прочность усвоения знаний обучаемыми обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения. Память обучаемых носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
- В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы обучаемых, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
- Препятствовать закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что обучаемый не понял. Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
- Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что обучаемый сам легко может прибавить.
- Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
- Не давать прямых заданий или указаний запоминать, лучше заинтересовать обучаемых, время от времени «подогревать» возникший интерес.
- Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления обучаемых с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
- Приучать каждого обучаемого работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Бороться с ленью.
- Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
- Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Восстановите интерес. Не интенсифицируйте обучение искусственно.
- При снижении внимания обучаемых вместо очередной «нотации» использовать притчи, легенды, басни, шутки.
- Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение обучаемыми, которое можно использовать при взаимообучении. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать преподаватель, легко и быстро формируются путем взаимообучения.
- Развивать память обучаемых: учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
- Использовать дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботиться о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым обучаемым не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.
- Не приступать к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу обучаемого, непрочно.
- Следить за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.
- Повторение и закрепление изученного проводить так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширять их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.
- Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставить возможность обучаемым рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
- Для прочного усвоения применять яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
- Во время изучения нового всегда связывать его с ранее пройденным, повторять старое в новом.
- Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
- Перед упражнением четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; провести пробные упражнения.
- Во время упражнений предупреждать усталость обучаемых и не доводить их до переутомления.
- Принцип доступности
Чем выше уровень умственного развития обучаемых и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний. Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучаемых и формирование их моральных качеств. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
- Обучая, исходить из уровня подготовленности и развития обучаемых, учить, опираясь на их возможности. Изучать и учитывать жизненный опыт обучаемых, их интересы, особенности развития.
- Обучая, учитывать возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
- Для доступности широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
- При изучении нового и сложного материала привлекать сильных обучаемых, а при закреплении – средних и слабых.
- Облегчайте обучаемым усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
- Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи преподавателя: четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, обучать образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
- Не увеличивать длительность монологов: тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что обучаемые поймут самостоятельно, не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
- На первом этапе обучения лучше изучать не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы обучаемые основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
- Реализуя принцип доступности, главное внимание уделять управлению познавательной деятельностью обучаемых: плохой преподаватель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
- Доступность не означает легкость обучения, и функция преподавателя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд обучаемых по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения.
- Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучать обучаемых осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.
- Принцип научности
Принцип научности обучения требует, чтобы обучаемым на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:
- Раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.
- Каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
- Развивать мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
- Систематически информировать обучаемых о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формируемой у обучаемых системой знаний.
- Не упускать возможности ознакомить обучаемых с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
- Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
- Приучать обучаемых следить за научной информацией, поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
- Поощрять исследовательскую работу обучаемых.
- Давать обучаемому возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.
- Принцип связи теории с практикой
Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано.
- Общественно-исторической практикой доказывать необходимость научных знаний, изучаемых в учебном заведении.
- Обучая, идти от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.
- Постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории с практикой.
- Рассказывать обучаемым о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.
- Настойчиво приучать обучаемых проверять и применять свои знания на практике.
- Не должно быть ни одного занятия, на которых обучаемый не знал бы жизненного значения своей работы.
- Составлять и решать с обучаемыми задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекать к их анализу и проверке.
- Связывать обучение с перспективами развития здравоохранения своего города, села, области, республики, страны.
- Проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой.
- Внедряйте НОТ в учебный процесс. Учить применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.
- Воспитывать у обучаемых стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивать соревновательность.
- В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80–85% знаний.
- Побуждать обучаемых к самостоятельной работе по приобретению знаний; использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.
Планируемый результат:
- Помощь преподавателям в планировании и организации учебной и воспитательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
Доклад
Повышение уровня профессиональной компетентности как необходимое условие реализации ФГОС СПО
Выступил:
преподаватель Пьянкова
Елена Сергеевна
2021 г.
«Образование удовлетворяет одну из самых человеческих потребностей, представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений».
(В. Леонтьев)
21 век-это эпоха перемен в информационной и социальной реальности. И естественно встает вопрос: как подготовить специалиста, отвечающего запросам современного общества? Как улучшить качество нашего интеллектуального продукта? Иными словами, каким образом организовать образовательную среду, чтобы выпускник медицинского колледжа, смог овладеть набором ключевых и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, успешно смог адаптироваться в социальной жизни, и быть полезным обществу и государству.
Естественно справиться с этой задачей может только компетентный, креативный преподаватель, который способен создать условия, для раскрытия потенциала обучающегося, помочь определить ему индивидуальную траекторию развития, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
На самом деле, разве будет полная отдача от преподавателя, регламент работы которого ограничивается рамками расписания, или когда мы слышим непозволительную фразу, обращенную к студентам: «Это ваши проблемы!» О каких равноправных участниках образовательного процесса может идти речь? А ведь именно технология сотрудничества позволяет максимально раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые условно можно объединить в три блока: научно-теоретический, операционально-деятельностный, личностно-психологический. В данном контексте, именно универсальные мыслительные действия, мотивация к творчеству, инновациям и степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия являются важнейшим звеном.
Таким образом, для повышения профессиональной компетентности в первую очередь необходимо: психолого-педагогическое сопровождение преподавателей (помощь методической и психологической служб: консультирование, тренинги, индивидуальная работа, создание информационной базы по ключевым вопросам педагогики и т.д.); повышение квалификации для переосмысления содержания своей педагогической деятельности, успешного освоения и применения инновационных педагогических технологий. А также создание творческого образовательного пространства, предоставляющего возможность самовыражения преподавателей и обучающихся в виде различных видов презентации своих достижений и инноваций; мотивация к повышению уровня педагогической компетентности; мониторинг педагогической деятельности для своевременного проведения конструктивного анализа.
Организация, актуальность выбранных тем занятий и качество их проведения способствовали повышению уровня профессиональной компетентности нашего педагогического коллектива, активизации творческой инициативы, помогли в решении важных профессиональных задач. Конечно, в рамках одного курса невозможно охватить все вопросы, особенно если учесть, что более половины наших сотрудников не имеют педагогического образования, поэтому мы надеемся на долгосрочное плодотворное сотрудничество.
В помощь преподавателям методическим кабинетом создаются фильмы по обобщению педагогического опыта преподавателей, организации и проведению профессиональных конкурсов, занятий в школах пациента и т.д.
В нашем колледже более пяти лет плодотворно работают творческие группы в рамках МО по внедрению современных педагогических технологий, проводятся круглые столы по вопросам повышения качества подготовки специалиста, мастер-класс - ведущими преподавателями, открытые занятия в школе «Здоровье». Продуктом сотворчества преподавателей и обучающихся при реализации проектных технологий и научно- исследовательской деятельности является создание презентаций, сценариев театрализованных представлений, учебных пособий, видеофильмов, которые можно использовать в образовательном процессе, профориентационной работе, для профилактической работы с населением.
Большую роль в повышении уровня профессиональной компетентности играет процедуры аттестации педагогических работников. Подготовительный этап требует умения: систематизировать, обобщать и защищать накопленный годами опыт работы преподавателя; демонстрировать свои достижения, степень овладения современными инновационными педагогическими технологиями, общую эрудицию; грамотно оформлять необходимую документацию. Новые требования к аттестации предполагают не только активную учебу, изучение передового педагогического опыта, но и повседневную кропотливую работу по самосовершенствованию, повышению уровня профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность преподавателя является необходимым условием повышения качества подготовки будущих специалистов.
И так как педагогическая деятельность подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, продиктованные реализацией ФГОС СПО, решением задач модернизации здравоохранения и образования, пусть утверждение известного философа Сократа станут лейтмотивом для преподавателей: «Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться и счастливым является тот, кто всего более чувствует, что он действительно совершенствуется».
Литература
- Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М.Т. Громкова. – М.: Профессионал-Ф, 2001. – 115с.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1 – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
- Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под.ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146с.
Сайт - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
Предварительный просмотр:
Курс «Элементы» Intel® Teach
Курс «Методы оценивания в классе 21 века»
Критерии оценивания группового задания
| 4 | 3 | 2 | 1 |
Понимание задания | Я/мы продемонстрировали глубокое понимание сути задания и требований к его выполнению. | Я/мы продемонстрировали удовлетворительное понимание сути задания, даже несмотря на то, что некоторые второстепенные аспекты могли быть нами упущены или неверно истолкованы. | Я/мы продемонстрировали недостаточное понимание сути задания. | Я/мы продемонстрировали минимальное понимание сути задания. |
Выполнение задания | Я/мы полностью выполнили задание, высказывая по ходу работы продуманные объяснения и предлагая различные гипотезы. | Я/мы выполнили задание. | Я/мы выполнили большую часть задания. | Я/мы попытались выполнить задание, но безуспешно. |
Представление результатов | Я/мы доступно представляем идеи и результаты своей работы, поднимаем интересные и дискуссионные вопросы и делаем больше, чем от нас ожидают. | Я/мы доступно представляем результаты своей работы. | Я/мы стараемся представить свои идеи и результаты работы. | Я/мы не закончили исследование и/или не были способны представить свои идеи доступным способом. |
Групповая работа | Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы. | Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы. | Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными. | Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу. |
Решение проблемы | Трудности не останавливали нас. Мы были активны и работали вместе над решением проблем. | Мы работали вместе, чтобы найти решение проблем. | Наша групповая работа могла бы быть более продуктивной. | Некоторые члены группы работали больше других ИЛИ Никто из членов группы не работал очень хорошо. |
© 2010 Корпорация Intel. Все права защищены. Страница из 2
Предварительный просмотр:
Курс «Элементы» Intel® Teach
Курс «Методы оценивания в классе 21 века»
Выступил: преподаватель Пьянкова Е.С.
Критерии оценивания самостоятельности
4 | 3 | 2 | 1 | |
Постановка целей | Я устанавливаю сложные, но достижимые цели, а также определяю и оцениваю ресурсы необходимые для достижения этих целей. | Я устанавливаю достижимые цели, а также определяю и оцениваю ресурсы необходимые для достижения этих целей. | Я начинаю работу, не имея четкой цели. Я не определяю необходимые ресурсы. | Я не прилагаю никаких усилий для того, чтобы установить цели и определить необходимые ресурсы. |
Управление проектом | Я последовательно и эффективно управляю временем и ресурсами для достижения цели. | Обычно я эффективно использую управление временем и ресурсами для достижения цели. | Если мне помогают, я могу управлять временем и ресурсами для достижения цели. | Я постоянно нуждаюсь в помощи в управлении временем и ресурсами для достижения цели. |
Решение проблем | Я постоянно анализирую свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей. | Обычно я анализирую свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей. | С посторонней помощью я могу проанализировать свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей. | Я постоянно нуждаюсь в помощи, чтобы анализировать свое развитие и приобретенные знания для решения проблем, которые могут препятствовать достижению моих целей. |
Использование обратной связи | Я прошу других людей давать отзывы о моей деятельности и серьезно обдумываю их идеи, когда вношу изменения в свою работу. | Я анализирую отзывы из различных источников, когда вношу изменения в свою работу. | Я анализирую некоторые отзывы, когда вношу изменения в свою работу. | Я не анализирую отзывы, когда вношу изменения в свою работу. |
4 | 3 | 2 | 1 | |
Последователь-ность | Я проявляю значительную последовательность в поиске ответов или решений. Я контролирую свою приверженность целям, развиваю и применяю различные методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием. | Я проявляю последовательность в поиске ответов или решений. Я контролирую свою приверженность целям, развиваю и применяю некоторые методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием. | Я прилагаю усилия, чтобы найти ответ или решение. Я не контролирую свою приверженность целям. Если мне помогают, я применяю некоторые методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием. | Я практически не прилагаю усилий, чтобы найти ответ или решение. Я не обдумываю методики, помогающие продолжать работу над заданием, и легко бросаю его. |
Оценка качества | Я постоянно определяю и описываю критерии и характеристики стандартов высокого качества работы. | Обычно я определяю и описываю критерии и характеристики стандартов высокого качества работы. | Когда мне помогают, я могу определить и описать критерии и характеристики стандартов высокого качества работы. | Я не могу определить и описать критерии и характеристики стандартов высокого качества работы. |
Размышление над процессом обучения | Я могу четко, с использованием примеров, объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения. | Я могу четко объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения. | Я могу четко объяснить, чему я научился, но не могу определить сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения. | Мои размышления не свидетельствуют о том, что процесс обучения является осознанным. |
Непрерывное обучение | Я постоянно размышляю над постановкой новых целей. Я эффективно использую уроки, которые извлекаю из своих успехов и неудач. | Я задумываюсь о новых целях в конце работы. В основном, я учитываю уроки, которые извлекаю из своих успехов и неудач. | Когда мне помогают, я размышляю о своей работе и устанавливаю новые цели. Я могу задуматься, но не могу извлечь никаких уроков из своих успехов и неудач. | Я не задумываюсь о новых целях во время работы и о том, какие уроки я извлек из своих успехов и неудач. |
© 2010 Корпорация Intel. Все права защищены. Страница из 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах,чемпионатах
1. Методическая работа2.Участие мастера в профессиональных конкурсах3.Удостовирение эксперта...
Методические рекомендации по организации работы методических объединений
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссияхВыступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях...
Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО"
Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО&qu...