Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»
методическая разработка

Хохрина Мария Владимировна

Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна.  Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего населения. Беженцы с Украины нам не чужие. Люди старшего поколения до сих пор вспоминают славные времена СССР, когда иностранцами для нас были исключительно заокеанские и западноевропейские граждане. И все же, существуют определенные сложности во взаимоотношениях.

Для создания благоприятной обстановки в коллективе, необходимо проводить мероприятия направленные на формирование толерантного отношения между студентами.

Тема толерантности и добрососедства занимает одно из важных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как патриотизм, гражданственность и дружба народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_hohrina_m.v.docx203.65 КБ

Предварительный просмотр:

I Областной конкурс воспитательных практик

Методическая разработка классного часа

Тема «Толерантность  - путь к миру и взаимопониманию»

Выполнил(а):                                                                  Классный руководитель                                                                ГБПОУ «Обшаровский          

государственный                          

техникум им. В.И. Суркова»

Хохрина Мария Владимировна

                                               

С. Обшаровка, 2023

Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна.  Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего населения. Беженцы с Украины нам не чужие. Люди старшего поколения до сих пор вспоминают славные времена СССР, когда иностранцами для нас были исключительно заокеанские и западноевропейские граждане. И все же, существуют определенные сложности во взаимоотношениях.

Для создания благоприятной обстановки в коллективе, необходимо проводить мероприятия направленные на формирование толерантного отношения между студентами.

Тема толерантности и добрососедства занимает одно из важных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как патриотизм, гражданственность и дружба народов.

План-конспект классного часа

Цель: сформировать у обучающихся чувство толерантности и нравственных качеств личности.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь понять обучающимся, почему очень важно уважать окружающих. сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающие:

  • продолжить формирование толерантного отношения одногруппников между собой;
  • способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает им увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у обучающихся терпимость к межнациональным различиям.

Форма проведения, обоснование ее выбора:

классный час - это наиболее важная форма организации воспитательной работы с обучающимися. Именно классный час позволяет построить диалог: учитель-ученик. Каждый может высказать свое мнение и получить обратную связь.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве, так как она является одной из самых современных. Она  предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Педагогический метод:  метод воспитания и личного примера, как одного из самых эффективных. Он представляет собой специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение обучающихся.

Педагогические приемы: включение обучающегося в коллективные общественно значимые виды деятельности и постепенное приучение к деятельности на общую пользу.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):

Кадровые ресурсы:

Преподаватель, учитель.  

Методические ресурсы:

Лекции по психолого-педагогическим основам организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций;

Материально-технические ресурсы:

моноблок;

мультимедийный проектор;

экран; 

          Информационные ресурсы:

     https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/9-klass/politicheskaia-sfera-obshchestva-6483949/otnosheniia-mezhdu-gosudarstvami-6556705/TeacherInfo

Содержательный компонент классного часа

Данный классный час является личностно ориентированным с оценочно-аналитическим компонентом.

В качестве оценки результативности классного часа выступают:      

личностное значение усваиваемой информации;

влияние на реализацию личностного потенциала обучающегося, на развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;

влияние на развитие коллектива;

влияние на психологический комфорт и активность группы.

Ход классного часа:

1. Вступительная часть

Необходимо расположить к себе обучающихся, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый обучающийся не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. Обучающиеся выстраивают посадочные места по кругу, чтобы каждый мог видеть и слышать участника классного часа.

Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы начнем наш классный час со стихотворения Евгения  Дурных «Украина и Россия».

Украина и Россия – славные друзья,

Без согласия и дружбы им никак нельзя.

Там и там народ – славяне непростой судьбы

И живут они со всеми в мире и любви.

Украина и Россия словно две сестры,

Раскрасавицы – подруги, ярки, как костры.

Ещё в прошлом у монголов волю одержав,

Независимы и сильны стали из держав.

Украина и Россия - пахари Земли,

Покорить даже просторы  космоса смогли.

Украину и Россию  нечего дразнить,

Не порвать злым супостатам  дружбы славной нить.

И теперь всех призываю - этнос не дробить,                            

Украину и Россию  трепетно любить.              

Классный руководитель: Согласны ли вы с автором стихотворения? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? ( о толерантности и добрососедских отношениях между Россией и Украиной).

2. Основная часть

Не препятствовать обучающимся высказывать свое мнение, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время классного часа царил дух искренности и откровенности.

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Предлагаю каждому ответить на несколько вопросов.

  • Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
  • Можете ли вы признать их достоинство?
  • Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все обучающиеся в группе были преданными друзьями?
  • А что у России и Украины общее?
  • А чтобы добиться добрососедских отношений, нам нужно?(студенты отвечают на вопросы).

Игра «Солнышко».

Классный руководитель: Ребята давайте составим свой портрет толерантного человека, запишите черты характера, которые ему присущи (Приложение 1).

(расположение к другим; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не обсуждать других; гуманизм; умение слушать и слышать; способность к сопереживанию,  уважение, сострадание, понимание).

Классный руководитель: Эпилог.

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину.

Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

3. Заключительная часть

Классный руководитель: Наша страна – это большая и многонациональная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было вражды и ссор. И очень хочется, чтобы вы научились правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание! Спасибо за внимание! Классный руководитель раздает обучающимся листовки с рекомендациями: «10 шагов к толерантности» (Приложение 2).

Список использованных источников[1]:

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.- С.96-101. : [сайт] . – URL : -     https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-v-protsesse-organizatsii-deyatelnosti-i-obscheniya-shkolnikov
  2. Дурных Евгений  «Украина и Россия» : [сайт] . – URL : -    https://stihi.ru/2009/06/24/164
  3. Новикова И.П. Толерантность в развитии школьников. – Тверь.: Речь, 2010. – 49 с. : [сайт] . – URL : -    https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/04/03/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-formirovanie 
  4. Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций:[сайт].–URL: -   [https://education.apkpro.ru/courses/417]
  5. Современным вызовы воспитания:[сайт].–URL:-   [https://education.apkpro.ru/courses/417]
  6. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, – 128 с. : [сайт] . – URL : - https://skunb.ru/node/1036   

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка дает возможность классному руководителю провести диагностику группы на наличие буллинга, а обучающимся решить проблемы личностного взаимодействие, для улучшения обстановки в коллективе.

Я рекомендую данную методическую разработку для включения в календарный план воспитательной работы на базе ГБПОУ«Обшаровский государственный техникум им.В.И. Суркова».

Приложение 1

Игра «Солнышко»

C:\Users\1\Desktop\КОНКУРСЫ\1 обл конкурс воспитат практик\php8Weger_TOLERANTNOST_1_11.png

Приложение 2

10 шагов к толерантности

  1. Стремиться стать лучше.
  2. Уметь ставить себя на место других.
  3. Не осуждать и не оценивать.
  4. Замечать мелочи и тонкости, замечать особенности ситуации, внимание на предысторию, видеть, что скрывается за этим.
  5. Расширять свой круг общения. - Знакомиться с другими культурами (традициями), через понимание языка, рисунков, литературы, архитектуры, костюмов (одежды), кухни, музыки, танцев, песен:
  6. Общаться с представителями других культур.
  7. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
  8. Менять точки зрения. - Уметь наблюдать. - Развивать в себе умение слушать.
  9. Направить общение «на понимание».
  10. Сопереживать.


[1] Все использованные материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА, ПОПРОБУЕМ ДАТЬ ОТВЕТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ....

Методическая разработка классного часа "Конфликты и пути их разрешения"

Данный материал предназначен для студентов и учащихся старших классов. Цель - снизить уровень конфликтности подростков и научить способам выхода из конфликтных ситуаций....

Методическая разработка классного часа, тема: "Правда и мифы о курении"

Настоящее положение разработано в помощь кураторам учебных групп для планирования и проведения мероприятий, приуроченных Международному дню отказа от курения в последний четверг ноября. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)

Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...

Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»

В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...

Методическая разработка классного часа Тема: "Вредные привычки"

Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обуча...