Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»
методическая разработка
Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна. Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего населения. Беженцы с Украины нам не чужие. Люди старшего поколения до сих пор вспоминают славные времена СССР, когда иностранцами для нас были исключительно заокеанские и западноевропейские граждане. И все же, существуют определенные сложности во взаимоотношениях.
Для создания благоприятной обстановки в коллективе, необходимо проводить мероприятия направленные на формирование толерантного отношения между студентами.
Тема толерантности и добрососедства занимает одно из важных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как патриотизм, гражданственность и дружба народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_hohrina_m.v.docx | 203.65 КБ |
Предварительный просмотр:
I Областной конкурс воспитательных практик
Методическая разработка классного часа
Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»
Выполнил(а): Классный руководитель ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова» Хохрина Мария Владимировна |
С. Обшаровка, 2023
Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна. Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего населения. Беженцы с Украины нам не чужие. Люди старшего поколения до сих пор вспоминают славные времена СССР, когда иностранцами для нас были исключительно заокеанские и западноевропейские граждане. И все же, существуют определенные сложности во взаимоотношениях.
Для создания благоприятной обстановки в коллективе, необходимо проводить мероприятия направленные на формирование толерантного отношения между студентами.
Тема толерантности и добрососедства занимает одно из важных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как патриотизм, гражданственность и дружба народов.
План-конспект классного часа
Цель: сформировать у обучающихся чувство толерантности и нравственных качеств личности.
Задачи:
Образовательные:
- помочь понять обучающимся, почему очень важно уважать окружающих. сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одногруппников между собой;
- способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает им увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у обучающихся терпимость к межнациональным различиям.
Форма проведения, обоснование ее выбора:
классный час - это наиболее важная форма организации воспитательной работы с обучающимися. Именно классный час позволяет построить диалог: учитель-ученик. Каждый может высказать свое мнение и получить обратную связь.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве, так как она является одной из самых современных. Она предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Педагогический метод: метод воспитания и личного примера, как одного из самых эффективных. Он представляет собой специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение обучающихся.
Педагогические приемы: включение обучающегося в коллективные общественно значимые виды деятельности и постепенное приучение к деятельности на общую пользу.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
Кадровые ресурсы:
Преподаватель, учитель.
Методические ресурсы:
Лекции по психолого-педагогическим основам организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций;
Материально-технические ресурсы:
моноблок;
мультимедийный проектор;
экран;
Информационные ресурсы:
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/9-klass/politicheskaia-sfera-obshchestva-6483949/otnosheniia-mezhdu-gosudarstvami-6556705/TeacherInfo
Содержательный компонент классного часа
Данный классный час является личностно ориентированным с оценочно-аналитическим компонентом.
В качестве оценки результативности классного часа выступают:
личностное значение усваиваемой информации;
влияние на реализацию личностного потенциала обучающегося, на развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
влияние на развитие коллектива;
влияние на психологический комфорт и активность группы.
Ход классного часа:
1. Вступительная часть
Необходимо расположить к себе обучающихся, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый обучающийся не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. Обучающиеся выстраивают посадочные места по кругу, чтобы каждый мог видеть и слышать участника классного часа.
Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы начнем наш классный час со стихотворения Евгения Дурных «Украина и Россия».
Украина и Россия – славные друзья,
Без согласия и дружбы им никак нельзя.
Там и там народ – славяне непростой судьбы
И живут они со всеми в мире и любви.
Украина и Россия словно две сестры,
Раскрасавицы – подруги, ярки, как костры.
Ещё в прошлом у монголов волю одержав,
Независимы и сильны стали из держав.
Украина и Россия - пахари Земли,
Покорить даже просторы космоса смогли.
Украину и Россию нечего дразнить,
Не порвать злым супостатам дружбы славной нить.
И теперь всех призываю - этнос не дробить,
Украину и Россию трепетно любить.
Классный руководитель: Согласны ли вы с автором стихотворения? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? ( о толерантности и добрососедских отношениях между Россией и Украиной).
2. Основная часть
Не препятствовать обучающимся высказывать свое мнение, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время классного часа царил дух искренности и откровенности.
Классный руководитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Предлагаю каждому ответить на несколько вопросов.
- Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
- Можете ли вы признать их достоинство?
- Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все обучающиеся в группе были преданными друзьями?
- А что у России и Украины общее?
- А чтобы добиться добрососедских отношений, нам нужно?(студенты отвечают на вопросы).
Игра «Солнышко».
Классный руководитель: Ребята давайте составим свой портрет толерантного человека, запишите черты характера, которые ему присущи (Приложение 1).
(расположение к другим; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не обсуждать других; гуманизм; умение слушать и слышать; способность к сопереживанию, уважение, сострадание, понимание).
Классный руководитель: Эпилог.
По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину.
Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.
3. Заключительная часть
Классный руководитель: Наша страна – это большая и многонациональная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было вражды и ссор. И очень хочется, чтобы вы научились правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание! Спасибо за внимание! Классный руководитель раздает обучающимся листовки с рекомендациями: «10 шагов к толерантности» (Приложение 2).
Список использованных источников[1]:
- Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.- С.96-101. : [сайт] . – URL : - https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-v-protsesse-organizatsii-deyatelnosti-i-obscheniya-shkolnikov
- Дурных Евгений «Украина и Россия» : [сайт] . – URL : - https://stihi.ru/2009/06/24/164
- Новикова И.П. Толерантность в развитии школьников. – Тверь.: Речь, 2010. – 49 с. : [сайт] . – URL : - https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/04/03/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-formirovanie
- Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций:[сайт].–URL: - [https://education.apkpro.ru/courses/417]
- Современным вызовы воспитания:[сайт].–URL:- [https://education.apkpro.ru/courses/417]
- Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, – 128 с. : [сайт] . – URL : - https://skunb.ru/node/1036
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка дает возможность классному руководителю провести диагностику группы на наличие буллинга, а обучающимся решить проблемы личностного взаимодействие, для улучшения обстановки в коллективе.
Я рекомендую данную методическую разработку для включения в календарный план воспитательной работы на базе ГБПОУ«Обшаровский государственный техникум им.В.И. Суркова».
Приложение 1
Игра «Солнышко»
Приложение 2
10 шагов к толерантности
- Стремиться стать лучше.
- Уметь ставить себя на место других.
- Не осуждать и не оценивать.
- Замечать мелочи и тонкости, замечать особенности ситуации, внимание на предысторию, видеть, что скрывается за этим.
- Расширять свой круг общения. - Знакомиться с другими культурами (традициями), через понимание языка, рисунков, литературы, архитектуры, костюмов (одежды), кухни, музыки, танцев, песен:
- Общаться с представителями других культур.
- Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
- Менять точки зрения. - Уметь наблюдать. - Развивать в себе умение слушать.
- Направить общение «на понимание».
- Сопереживать.
[1] Все использованные материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА, ПОПРОБУЕМ ДАТЬ ОТВЕТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ....
Методическая разработка классного часа "Конфликты и пути их разрешения"
Данный материал предназначен для студентов и учащихся старших классов. Цель - снизить уровень конфликтности подростков и научить способам выхода из конфликтных ситуаций....
Методическая разработка классного часа, тема: "Правда и мифы о курении"
Настоящее положение разработано в помощь кураторам учебных групп для планирования и проведения мероприятий, приуроченных Международному дню отказа от курения в последний четверг ноября. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)
Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...
Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»
В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...
Методическая разработка классного часа Тема: "Вредные привычки"
Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обуча...