Реализация деятельстного подхода в процессе профессионального обучения (в соавторстве)
статья
Деятельностный подход – это обучение, направленное на
заинтересованность обучаемого в приобретении знаний и формировании
умений. Для того, чтобы обучающиеся принимали активное участие в процессе
профессионального обучения, необходимо наличие у них мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_deyatelnostnogo_podhoda_v_protsesse_professionalnogo_obucheniya_251020.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кобякова Ирина Александровна,
Кумакшева Татьяна Евгеньевна,
методисты
ГБПОУ «Нижегородский техникум
городского хозяйства и предпринимательства»
Деятельностный подход – это обучение, направленное на заинтересованность обучаемого в приобретении знаний и формировании умений. Для того, чтобы обучающиеся принимали активное участие в процессе профессионального обучения, необходимо наличие у них мотивации.
Ежегодно приходят учиться подростки с низкой мотивацией к учёбе, без осмысленного профессионального самоопределения. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача подготовить из немотивированных первокурсников квалифицированных специалистов. Об отсутствии мотивации у обучающихся свидетельствует равнодушное отношение к учёбе или открытое нежелание учиться, а это значит, что существует риск получить неграмотных специалистов. В таких условиях возрастает важность продуманной мотивации на занятии у каждого педагога. По наблюдениям психолога А.С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% - от мотивов [1].
Мотивация обучающихся – важное звено для успешного обучения.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей [2].
Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия. Перед изучением новой темы педагог, приведя примеры связи изучаемой темы с практикой, с жизнью (начальная мотивация), повышает заинтересованность у обучающихся к изучаемой дисциплине.
Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в подростковом возрасте. Именно поэтому преподавателям при организации учебной деятельностью рекомендуется использовать следующие приёмы:
- создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учащихся в изучаемой дисциплине (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
- эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
- сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
- имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
- позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
- актуализация учебного материала (актуализация - это не только опрос, но и извлечение из памяти ранее усвоенного материала, подходящего в данный момент);
- использование позитивной (похвала) и негативной (замечание, окрик)
- мотивации [2].
Следует выделить три основных фактора, влияющих на формирование учебной мотивации у обучающихся: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний; ощущение независимого выбора; ощущение успешности (осведомлённости).
Для формирования ощущения самостоятельности процесса поиска знаний рекомендуется применять технику «Проблемные вопросы», смысл которой заключается в том, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) необходимо задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему.
Умение задавать такие вопросы - это мастерство, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг объединила в группу общие вопросы, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к учащемуся приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Важно поощрять обучающихся, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у обучаемых появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания [1].
Для формирования ощущение независимого выбора необходимо предоставлять студенту право выбора — это могут быть темы для творческих заданий, презентации, доклада, решение задач по выбору, способ сдачи
пройденных тем, и т.д. Нужно хорошо понимать, что чем меньше будет с нашей стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес учащихся к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Таким образом, чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше [1]. Основная психологическая потребность каждого человека самостоятельно планировать свою жизнь, никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения.
Для формирования ощущения осведомлённости («У меня это получается, я понял, я умею!) необходимо дать почувствовать себя успешным каждому обучающемуся. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными [1].
Обучающийся хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Доказано, что быстрее запоминается информация тогда, когда интересно. Интерес может вызвать эмоциональное изложение материала, чередование фронтальной, групповой, индивидуальной форм занятия, подбор заданий и упражнений. Связать изучаемую тему с практикой, с профессией, с жизнью помогут такие интерактивные методы как метод проектов, «мозговой штурм», ситуационные задачи, ролевые и деловые игры, дискуссии и другие [1].
Используя выше предложенные техники, можно повысить уровень положительной мотивации обучающегося и дать ему возможность почувствовать себя активным участником учебного процесса, более самостоятельным и осведомлённым, подготовленным к дальнейшей профессиональной деятельности [2].
Таким образом, деятельностный подход в обучении помогает осознать обучающимся, что грамотный специалист – это тот человек, который ставит цель, решает задачи и отвечает за результаты своего труда.
Литература
1. Клочкова Е.И. Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего
профессионального образования. «Образование. Карьера. Общество» №2(41) 2014.
2. Мирсаетова А.А. Условия формирования успешности в будущей профессиональной
деятельности // Среднее профессиональное образование. -2010. - №3.
Интернет:
3. Атанов Г. Деятельностный подход в обучении.
https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...
МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...
Презентация"Социально-психологические взаимодействия в процессе профессионального обучения"
quot;Социально-психологические взаимодействия в процессе профессионального обучения"...
Реферат "Организация процесса профессионального обучения"
Реферат "Организация процесса профессионального обучения"...