Проектная культура педагогического работника
статья

Кумакшева Татьяна Евгеньевна

Образовательная деятельность педагога предполагает активное использование образовательного проекта, в рамках которого осуществляется эффективная профессиональная деятельность. Способность педагогического работника к проектной деятельности выступает новой гранью человеческой образованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_kultura_pedagogicheskogo_rabotnika_250620.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная культура педагогического работника

Кумакшева Т.Е., зав. методическим кабинетом

Образовательная деятельность педагога предполагает активное использование образовательного проекта, в рамках которого осуществляется эффективная профессиональная деятельность [5]. Способность педагогического работника к проектной деятельности выступает новой гранью человеческой образованности.

Вопрос является актуальным, поскольку в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" среди трудовых действий педагога выделяют такое как «руководство …проектной…деятельностью обучающихся по программам СПО», при этом отмечается, что педагог должен обладать умением «консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных… работ» и знаниями «научно-методические основы организации … проектной… деятельности обучающихся.  Требования к оформлению проектных работ». [2].

Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») первоначально использовался в технической сфере, где под проектированием понимают «опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде». [1]. Современные ученые В.Н. Бурков, Д.А. Новиков под проектом понимают «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [5].

Педагоги позаимствовали рассматриваемое понятие и стали широко его использовать в практической деятельности.  Рассмотрим основные понятия, связанные с проектированием в педагогике (таблица 1). [1]

Таблица 1

Содержание понятий по проектированию

Понятие

Содержание

объект проектирования

педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации

педагогические системы

сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человечества

педагогический процесс

единство тех факторов, которые способствуют развитию обучающихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены диалектическим принципам

педагогические ситуации

составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и пи в определённом пространстве. Возникают стихийно или создаются во время различных активностей (занятия, экскурсии, экзамена) и разрешаются тут же

педагогический проект

инструмент планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы

Проектная деятельность преподавателя должна соответствовать общим признакам проектной деятельности:

  • направленностью на решение определенной педагогической проблемы;
  • отсутствием готовых алгоритмов решения проблемы;
  • наличием заранее определенного конкретного представления о будущем результате проектной деятельности;
  • действием в условиях имеющихся ограниченных ресурсов (материальных, временных);
  • планированием последовательности взаимосвязанных действий по достижению цели. [4]

В педагогическом проекте  разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике: концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; новые формы организации деятельности обучающихся, педагогов, взаимодействия с родителями; философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию обучающихся. [6]

Под педагогическим  проектом будем понимать - разработанную систему действий педагога для реализации конкретной педагогической проблемы с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов. [6]

Отличие педагогического проекта от социального проекта  и  учебного проекта обучающихся представлен в таблице 2 [4].

Таблица 2

Отличие педагогического проекта

Вид проекта

Субъект проектной деятельности

Предмет проектной деятельности

Центральное место проектной деятельности

Результат проектной деятельности

педагогический проект

педагог

условия и содержание педагогической деятельности

поиск и обеспечение (создание) системы педагогических условий, обеспечивающих достижение определенного педагогического результата

позитивные изменения в развитии личности самих обучающихся

социальный проект

педагогом отдельно или с обучающимися

социальная среда

направленность «вовне»

значимый и полезный результат для внешнего социального окружения

проект обучающихся

обучающийся

замысел проекта и те действия, которые необходимо предпринять его участникам (обучающимся) для достижения намеченного результата

цель и запросы обучающегося

Конкретный, осязаемый результат

В литературе выделяют следующие виды педагогических проектов:

  • Инновационный проект связан с новшествами, путями его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
  • Практико-ориентированный проект направлен на внедрение в деятельность достижений науки или передового педагогического опыта.
  • Исследовательский проект отражает поиск, разработку, пути решения педагогических проблем педагога или творческой группы.
  • Социально-педагогический проект связан с творческой инициативой педагога, направлен на взаимодействие с социальными партнерами для решения педагогических задач в сфере обучения, развития, воспитания.

Вместе с тем педагогический проект может сочетаться с другими рассматриваемыми видами проектов, при этом учебные и социальные проекты выступают средствами для достижения целей педагогического проекта и не могут подменить собой собственно педагогического проектирования.

Педагогический проект можно рассматривать как средство решения реальных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности преподаватель, то есть направлен на решение конкретной проблемы. Поскольку педагогический проект выступает как средство решения реальных профессионально значимых проблем, он должен основываться на проблемно-рефлексивном анализе собственной педагогической практики. Преподаватель не просто берется за разработку проблемы, которая «у всех на слуху», а выбирает в качестве основы проекта такую проблему, которую он действительно осознает, как значимую и актуальную для него лично. 

Проблема решаема в педагогическом проекте, должна быть осознана и зафиксирована преподавателем как противоречие между желаемым результатом педагогической деятельности и условиями, которые не позволяют достичь этого результата в имеющейся на данный момент ситуации. Вместе с тем проблемой для педагогического работника может быть поиск способов эффективной адаптации и синтеза (комбинирования) различных существующих в теории и практике решений применительно к конкретному сочетанию условий педагогической деятельности (контингенту обучающихся, особенностям социокультурного окружения образовательной организации и т.д.). Ожидаемый результат должен обладать необходимой конкретностью, быть зафиксирован в методическом продукте (рекомендации; системе заданий; серии разработок заданий; новых методик или технологий и т.д.). Данные продукты позволяют тиражировать положительные результаты проектов в образовательную практику и, соответственно, его потенциальная ценность для системы образования возрастает.

Педагогические работники техникума в практической деятельности как правило занимаются лишь проекта обучающихся, реже социальными проектами. Разработке педагогических проектов не уделяется внимание, как нам видится это связано с недостаточной сформированностью проектной компетенции у педагогов, а также с большой педагогической нагрузкой.

При этом педагогический проект является обязательным элементом областных профессиональных конкурсов.

Опыт разработки успешных педагогических проектов имеют преподаватели техникума Сарникова Н.С. («Проект по профессиональному самоопределению «ТЫ ПРОФессИонал» направлен на повышающие профессиональной мотивации обучающихся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).) и Петрова Н.М. («Развитие пространственного мышления у обучающихся по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение» направлен на повышение уровня профессиональной подготовленности обучающихся для технически грамотного представления любой информации средствами графики).

В связи с вышесказанным, данному вопросу необходимо уделять большее внимание как со стороны работников методической службы, так и  самим педагогам.

Таким образом, проектная деятельность для педагогических работников техникума является эффективным средством их профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности.

Литература

  1. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/
  2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"
  3. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ога Л.С., Симакова Е.О.https://videouroki.net/razrabotki/proiektnaia-dieiatiel-nost-univiersal-noie-sriedstvo-razvitiia-riebienka-i-pieda.html
  4. Профессиональная компетенция педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования https://www.sites.google.com/site/professionalkompped/2-pedagogiceskoe-proektirovanie-kak-instrument-professionalnogo-s
  5. Суходимцева А.П. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности методической службы. Автореферат диссертации.  https://www.dissercat.com/content/razvitie-proektnoi-kompetentnosti-pedagogov-v-deyatelnosti-munitsipalnoi-metodichesko
  6. https://pandia.ru/text/78/548/97290.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

листовка для педагогических работников "Подросток"

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической - время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы»...

Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования

Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес...

Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»

Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...