Информационно-коммуникативные технологии
материал

Ширяева Ирина Анатольевна

Информационно-коммуникативные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikativnye_tehnologii.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Бурятский Республиканский Информационно-Экономический» техникум Тункинский филиал

Информационно-коммуникативные технологии

Разработчик: Ширяева И.А.

                                                             

                                                       с.Тунка

Под информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ) понимают совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах; обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретных ИКТ.

 Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео, компьютер и интернет. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий получило название «информатизация образования». На сегодняшний день информатизация образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мудьтимедиа технологий и виртуальной реальности.

Ниже указаны критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая
  • накопление папок с информационным печатным материалом);
  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
  • как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
  • как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

К достоинствам ИКТ можно отнести следующее:

  • Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
  • Повышают качество педагогического труда.
  • Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

  • Поиск информации в сети Интернет.
  • Для обозначения темы занятия.
  • В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла

Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробирование и удачное функционирование воспитательной системы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благоприятная внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя, функционирует, (еще не в полной мере) ученическое самоуправление.

Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)

Данная статья была напечатана в сборнике  материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...

Статья "Повышение эффективности урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий"

Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализиров...

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Методические рекомендации для педагогов: "Применение современной образовательной информационно-коммуникативной технологии: "Веб-квест""

В методических рекомендациях рассматривается методика и организационно - педагогические условия применения технологии Веб-квест на уроках учебных дисциплин. Содержание методических рекомендаций позвол...