Информационно-коммуникативные технологии
материал
Информационно-коммуникативные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikativnye_tehnologii.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Бурятский Республиканский Информационно-Экономический» техникум Тункинский филиал
Информационно-коммуникативные технологии
Разработчик: Ширяева И.А.
с.Тунка
Под информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ) понимают совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах; обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретных ИКТ.
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео, компьютер и интернет. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий получило название «информатизация образования». На сегодняшний день информатизация образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мудьтимедиа технологий и виртуальной реальности.
Ниже указаны критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе:
- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
- компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая
- накопление папок с информационным печатным материалом);
- наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
- возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
- возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
- как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
- как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
- как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
- как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
- как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
К достоинствам ИКТ можно отнести следующее:
- Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
- Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
- Повышают качество педагогического труда.
- Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
- Поиск информации в сети Интернет.
- Для обозначения темы занятия.
- В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
- Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла
Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробирование и удачное функционирование воспитательной системы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благоприятная внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя, функционирует, (еще не в полной мере) ученическое самоуправление.
Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)
Данная статья была напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...
Статья "Повышение эффективности урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий"
Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализиров...
Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»
Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...
Использование информационно-коммуникативных технологий, современных средств обучения, технологии дистанционного обучения
Тесты «Знаете ли вы Великобританию?»...
Методические рекомендации для педагогов: "Применение современной образовательной информационно-коммуникативной технологии: "Веб-квест""
В методических рекомендациях рассматривается методика и организационно - педагогические условия применения технологии Веб-квест на уроках учебных дисциплин. Содержание методических рекомендаций позвол...