Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА
методическая разработка

Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демонстрационный экзамен – инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА.

Алексеева Валентина Андреевна, преподаватель

Государственное автономное

 профессиональное образовательное

учреждение Владимирской области

«Никологорский аграрно –

 промышленный колледж»

Владимирская область,

Вязниковский район, п.Никологоры

 ул 3 Пролетарская д.9

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. Подготовка специалистов среднего звена предполагает соответствие их умений и навыков новым профессиональным стандартам.

Острота темы профессиональных квалификаций очевидна сейчас для всех. Безработица, невостребованность большого количества людей трудоспособного возраста, в том числе молодежи, с одной стороны и безуспешный поиск предприятиями работников соответствующей квалификации с другой.

В процессе развития системы государственных учреждений среднего профессионального образования образовательные учреждения получили широкие возможности для адаптации к запросам и потребностям пользователей их образовательными услугами. В частности, внедрение модульного обучения дало возможность адаптировать учебные планы специальностей под требования конкретных работодателей.[1]

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.[2]

Демонстрационный экзамен предполагает оценку профессиональных компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Основные принципы проведения демонстрационного экзамена:

• трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;

• независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

• индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании. Так например это:

• квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;

• промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;

• практическая работа, как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.[3]

Формат демонстрационного экзамена, внедряемого в процедуру государственной итоговой аттестации, послужит моделью независимой оценки качества подготовки кадров без проведения дополнительных процедур. С его помощью удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills. Все компетенции, по которым будет проходить демонстрационный экзамен, соответствуют специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, согласно приказа Министерства труда и социальной Российской Федерации № 744 от 26.10.2020 года.[4]

В рамках своей образовательной деятельности государственное автономное профессиональное учреждение Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный колледж» реализует программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих «Повар, кондитер» - компетенции Ворлдскиллс «Поварское дело», «Кондитерское дело». По окончанию образовательной программы выпускникам предстоит в качестве итоговой государственной аттестации сдача демонстрационного экзамена и  присваивается квалификация Повар – кондитер. В течение всего периода обучения преподавателями и мастерами производственного обучения ведется методическая, теоретическая и практическая работа со студентами по стандартам  WorldSkills.

2020 год предполагал проведение пилотного демострационного экзамена по профессии «Повар, кондитер». Преподаватели и мастера производственного обучения ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно – промышленный колледж», прошедшие обучение в Академии WorldSkills, выступали в качестве линейных экспертов демонстрационного экзамена. Экзамен проводился на базе сертифицированного центра компетенций в ГБПОУ ВО «»Владимирский экономико – технологический колледж». Участие в пилотном проекте демонстрационного экзамена, а так же в отборочных соревнованиях на право участия в Региональном Чемпионате WorldSkills можно считать отправной точкой в проведении таких мероприятий на базе ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно – промышленный колледж».

Если раньше через процедуру демонстрационного экзамена проходило от 50 до 70% студентов выпускников, то в 2021 году все студенты обучающиеся по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» обязаны сдать демонстрационный экзамен. Для своевременной и качественной сдачи экзамена администрации колледжа предстоит проделать колоссальную работу. В первую очередь необходимо обеспечить кадровый состав экспертов. Преподаватели, мастера производственного обучения и представители работодателей в сфере общественного питания проходят обучение и повышение квалификации на сайте Академии  WorldSkills, с последующим получением сертификатов. Кроме этого предстоит масштабная подготовка материальной базы колледжа, что предполагает оснащение рабочих мест в соответствии с инфраструктурным листом по компетенции «Поварское дело».

Созданная из преподавателей и мастеров производственного обучения инициативная группа разрабатывает необходимую документацию:

- Положение об организации и проведении демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Поварское дело» в составе государственной итоговой аттестации по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

- комплект документов для получения электронного аттестат площадки

- разработка комплекта оценочной документации

- разработка технического описания

 - подготовка информации для работы в eSIM  и SIC

За месяц до проведения демонстрационного экзамена на официальном сайте ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно промышленный колледж» публикуется задание для студентов, а так же регламент проведения демонстрационного экзамена.

Привлечение работодателей в качестве экспертов демонстрационного экзамена дает возможность студентам показать приобретенные теоретические и практические навыки, а работодателям выбрать из числа выпускников будущих сотрудников.

Для выпускников колледжа, прошедших демонстрационный экзамен, преимущество очевидно. Он не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве [1].

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/12/15/doklad-demonstratsionnyy-ekzamen
  2. https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html 
  3. https://hmtpk.ru/about-the-college/news/4128/ 
  4. http://nauch-idea.ru/index.php/nomer-1-4/11-1-4/78-demonstratsionnyj-ekzamen-kak-novyj-format-podvedeniya-itogov-obucheniya-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

VBA: типы процедур и функций

VBA процедуры типа Sub – подпрограммы...

МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,  Методика проведения тестирования физических качеств...

Конспект занятия по теме " Главные, финальные заезды. Процедура стартов"

Конспект занятия с лекцией по теме "Главные, финальные заезды. Процедура стартов". Служит для подготовки спортсменов - картингистов к соревнованиям по картингу....

Открытый урок на тему: "Издержки производства и реализация продукции"

Открытый урок - конспект по предложенной теме...

методическое пособие для студентов "Объективный статус"

Разработано для улучшения качества подготовки студентов по практическому занятию "Обективные методы обследования пациента"...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 5 "Изучение работы программы по восстановлению работоспособности и тестированию жесткого диска - VICTORIA: основные опции и процедуры. Тестирование жесткого диска" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответсвии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подготов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕОП.09 ОСНОВЫ ПРОГАММИРОВАНИЯдля специальности  09.03.02 Программирование в компьютерных системах.Тема «События и процедуры обработки собы...