Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА
методическая разработка

Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демонстрационный экзамен – инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА.

Алексеева Валентина Андреевна, преподаватель

Государственное автономное

 профессиональное образовательное

учреждение Владимирской области

«Никологорский аграрно –

 промышленный колледж»

Владимирская область,

Вязниковский район, п.Никологоры

 ул 3 Пролетарская д.9

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития. Подготовка специалистов среднего звена предполагает соответствие их умений и навыков новым профессиональным стандартам.

Острота темы профессиональных квалификаций очевидна сейчас для всех. Безработица, невостребованность большого количества людей трудоспособного возраста, в том числе молодежи, с одной стороны и безуспешный поиск предприятиями работников соответствующей квалификации с другой.

В процессе развития системы государственных учреждений среднего профессионального образования образовательные учреждения получили широкие возможности для адаптации к запросам и потребностям пользователей их образовательными услугами. В частности, внедрение модульного обучения дало возможность адаптировать учебные планы специальностей под требования конкретных работодателей.[1]

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.[2]

Демонстрационный экзамен предполагает оценку профессиональных компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Основные принципы проведения демонстрационного экзамена:

• трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;

• независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

• индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании. Так например это:

• квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;

• промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;

• практическая работа, как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.[3]

Формат демонстрационного экзамена, внедряемого в процедуру государственной итоговой аттестации, послужит моделью независимой оценки качества подготовки кадров без проведения дополнительных процедур. С его помощью удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills. Все компетенции, по которым будет проходить демонстрационный экзамен, соответствуют специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, согласно приказа Министерства труда и социальной Российской Федерации № 744 от 26.10.2020 года.[4]

В рамках своей образовательной деятельности государственное автономное профессиональное учреждение Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный колледж» реализует программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих «Повар, кондитер» - компетенции Ворлдскиллс «Поварское дело», «Кондитерское дело». По окончанию образовательной программы выпускникам предстоит в качестве итоговой государственной аттестации сдача демонстрационного экзамена и  присваивается квалификация Повар – кондитер. В течение всего периода обучения преподавателями и мастерами производственного обучения ведется методическая, теоретическая и практическая работа со студентами по стандартам  WorldSkills.

2020 год предполагал проведение пилотного демострационного экзамена по профессии «Повар, кондитер». Преподаватели и мастера производственного обучения ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно – промышленный колледж», прошедшие обучение в Академии WorldSkills, выступали в качестве линейных экспертов демонстрационного экзамена. Экзамен проводился на базе сертифицированного центра компетенций в ГБПОУ ВО «»Владимирский экономико – технологический колледж». Участие в пилотном проекте демонстрационного экзамена, а так же в отборочных соревнованиях на право участия в Региональном Чемпионате WorldSkills можно считать отправной точкой в проведении таких мероприятий на базе ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно – промышленный колледж».

Если раньше через процедуру демонстрационного экзамена проходило от 50 до 70% студентов выпускников, то в 2021 году все студенты обучающиеся по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» обязаны сдать демонстрационный экзамен. Для своевременной и качественной сдачи экзамена администрации колледжа предстоит проделать колоссальную работу. В первую очередь необходимо обеспечить кадровый состав экспертов. Преподаватели, мастера производственного обучения и представители работодателей в сфере общественного питания проходят обучение и повышение квалификации на сайте Академии  WorldSkills, с последующим получением сертификатов. Кроме этого предстоит масштабная подготовка материальной базы колледжа, что предполагает оснащение рабочих мест в соответствии с инфраструктурным листом по компетенции «Поварское дело».

Созданная из преподавателей и мастеров производственного обучения инициативная группа разрабатывает необходимую документацию:

- Положение об организации и проведении демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Поварское дело» в составе государственной итоговой аттестации по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

- комплект документов для получения электронного аттестат площадки

- разработка комплекта оценочной документации

- разработка технического описания

 - подготовка информации для работы в eSIM  и SIC

За месяц до проведения демонстрационного экзамена на официальном сайте ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно промышленный колледж» публикуется задание для студентов, а так же регламент проведения демонстрационного экзамена.

Привлечение работодателей в качестве экспертов демонстрационного экзамена дает возможность студентам показать приобретенные теоретические и практические навыки, а работодателям выбрать из числа выпускников будущих сотрудников.

Для выпускников колледжа, прошедших демонстрационный экзамен, преимущество очевидно. Он не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве [1].

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/12/15/doklad-demonstratsionnyy-ekzamen
  2. https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html 
  3. https://hmtpk.ru/about-the-college/news/4128/ 
  4. http://nauch-idea.ru/index.php/nomer-1-4/11-1-4/78-demonstratsionnyj-ekzamen-kak-novyj-format-podvedeniya-itogov-obucheniya-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие для студентов "Объективный статус"

Разработано для улучшения качества подготовки студентов по практическому занятию "Обективные методы обследования пациента"...

«Тестовый контроль как объективная норма контроля качества обучения»

Тестовый контроль как объективная норма контроля качества обучения...

Задания для объективного контроля.

Задания  для  объективного контроля  знаний  обучающихся по предмету  «Технология  одежды»...

Сестринское дело в терапии. Методы обследования пациента: субъективные, объективные.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТАтеоретическое занятие Специальность 340201   Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.МДК 02.01 Сестринский у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕОП.09 ОСНОВЫ ПРОГАММИРОВАНИЯдля специальности  09.03.02 Программирование в компьютерных системах.Тема «События и процедуры обработки собы...