МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi»
план-конспект урока
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.09 ОСНОВЫ ПРОГАММИРОВАНИЯ
для специальности 09.03.02 Программирование в компьютерных системах.
Тема «События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_bashkortostan122.docx | 124.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский профессионально – технический колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.09 ОСНОВЫ ПРОГАММИРОВАНИЯ
для специальности 09.03.02 Программирование в компьютерных системах.
Тема «События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi»
МУКМИНОВА Л.Н. – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦ. ДИСЦИПЛИН
ГБПОУ СПТК.
Стерлитамак, 2022
План урока.
Специальность: Программирование в компьютерных системах.
Дисциплина: ОП09. Основы программирования.
Группа 25.
Тема урока: События и процедуры обработки событий в среде программирование Delphi.
Дидактическая цель: Сформулировать понятия «Событие», «Обработчик события», получить практические навыки по созданию интерфейсной части проекта.
Задачи:
- закрепление терминологии системы программирования Delphi;
- уметь самостоятельно подбирать необходимые компоненты и составлять структуру программы;
- научить создавать приложения по заданию, отлаживать проект.
Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, развитию творческих способностей.
Задачи:
- развитие умения применять знания на практике;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие умения контролировать и анализировать результат своей работы;
- формирование умений творчески подходить к решению учебных задач;
Воспитательная цель: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучаемому предмету, к будущей профессии;
Задачи:
- создание на уроке условия, обеспечивающего воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением информационных технологий;
- повышение добросовестного отношение к выполняемому заданию;
- закрепление умения применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и в группе.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний
Вид урока: изучение нового материала с формированием практических умений.
Оснащение средствами обучения: наглядные ( мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала), технические (компьютеры с установленным ПО Delphi 7).
Продолжительность: 45 мин.
Межпредметные связи: теория алгоритмов, МДК01.01 Системное программирование.
Структура урока:
- Организационный момент, актуализация прежних знаний (10мин).
- Постановка темы и цели урока (1 мин).
- Объяснение новой темы (15 мин).
- Практическая часть. Выполнение заданий учащимися (15 мин).
- Рефлексия (1 мин).
- Итоги урока (3 мин).
№ | Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Сопутствующая демонстрация | Методическое обоснование |
1 | Организационный момент, актуализация прежних знаний. | 10 мин | Проверка явки студентов Проверка готовности аудитории и обучающихся к занятию. Фронтальный опрос: 1. Какие 6 окон появляются после запуска Delphi? 2. Для чего предназначено каждое из окон? 3. Основой любого приложения являются средства, организующие связь программы с пользователем. Основные компоненты для построения диалогов? (панели инструментов «Standart»). Что представляет собой компонент Button? Что представляет собой компонент Label? Что представляет собой компонент Edit? 4. Их назначение? 5. Свойства? | Участие в опросе | Интерактивная презентация (Слайд 2-8) | Приведение группы в «рабочее состояние», создание настроя на учебную деятельность, снятие психологической нагрузки. Нацеливает студентов на осознанное восприятие и осмысление темы, на актуальность ее материала |
2 | Постановка темы и цели урока. | 1 мин | Визуальные компоненты способны генерировать и обрабатывать события. Поэтому тема нашего урока «События и процедуры обработки событий в среде Delphi». Как вы думаете какова цель нашего урока? Любой объект реальной жизни вынужден реагировать на те или иные события окружающего мира: зазвонил телефон – человек берёт трубку, пошёл дождь – мы открываем зонт. С компьютером тоже связаны различные события: включение питания, нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок кнопкой мыши и пр. | Отвечают на вопросы, формулируют цели и задачи урока | Интерактивная презентация | Развивает самостоятельность в приобретении новых знаний, внимание, творческий подход в решении учебных задач, обобщению учебного материала, создает условия для мотивации мыслительной деятельности, учит студентов ставить перед собой цели и способствует их достижению |
3 | Объяснение новой темы. | 15 мин | Среда Delphi предоставляет возможность своим клиентам реагировать на них: она по указанию программиста устанавливает связь специальных процедур компонента, называемых обработчиками событий, с соответствующим механизмом операционной системы. Windows первой узнает о любом событии, и если связь с обработчиком события установлена, передаёт ему управление. Событие - это реакция компонента на определённое воздействие. В общем случае это выглядит следующим образом: Для того, чтобы создать обработчик события, необходимо выполнить следующие действия:
В результате этих действий Delphi автоматически сгенерирует процедуру обработки события. Имя этой процедуры состоит из имени компонента и названия события. Оно может быть изменено пользователем непосредственно в окне "Инспектор объектов". Для удаления события нужно только очистить содержимое процедуры (код между словами Begin и End), а при следующей компиляции, Delphi сам удалит ненужный код процедуры. Откроется окно редактора кода, в котором уже добавлен шаблон процедуры обработки этого события: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); Begin end; Имя процедуры состоит из: TForm1 – имя формы, Button1 – имя объекта, Click –имя события. Давайте на примере рассмотрим как пишется обработчик события. А перед этим вспомним технику безопасности при работе в комп. кабинете. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, смотрят демонстрационный материал. | Интерактивная презентация | Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях, воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; развивает внимание, творческий подход в решении учебных задач, способствует достижению целей урока, обобщению учебного материала Использование элементов развивающего обучения таких как: проблемные вопросы, беседа, сравнительные характеристики, игровые ситуации, позволяет максимально сосредоточить мышление учеников в нужном направлении, на конкретном этапе урока. |
4 | Закрепление. Практическая часть. | 20 мин | Напишем программу, которая будет по нажатию кнопки отображать 1.Расположим на форме компонент Edit (строка ввода). 2. Свойство Text очистим. 3. Далее - компонент Button (кнопка). 4. В свойстве Caption напишем, например, «отобразить». 5. Затем - компонент Label (метка). 6. В свойстве Font сделаем размер побольше - для наглядности, например 24, выберите шрифт и цвет. 7.Свойство Caption также очистим 8. Щёлкните дважды по созданной кнопке. В обработчике пишем: Label1 и ставим точку. 9. Откроется окно модуля с заготовкой обработчика события нажатия на кнопку. 10. После этого система Delphi предлагает нам выбрать из списка 11. Нажмите "C", и строка "Caption" станет выделенной. 12. В результате получим: Label1.Caption. Как мы видим, точкой разделяются в Delphi объект и его свойства. Указанием на объект служит его имя (свойство Name). Имя компонента можно посмотреть в Инспекторе Объектов, или наведя мышку на компонент и дождавшись появления подсказки 13. Присваиваем свойству Caption объекта Label1 значение оператором присваивания := Label1.Caption:=... 14. Далее пишем то, что отобразится в метке Label1 – Edit1.Text и оператор ";". 15. Получилось Label1.Caption := Edit1.Text; между begin и end. Изменим нашу программу так, чтобы текст на форме появлялся прямо в момент его ввода. В момент ввода у Edit1 меняется свойство Text - в нём появляется новая буква. Воспользуемся событием (каким?) onChange Присваиваем свойству Caption компонента Label1 значение свойства Text компонента Edit1: Label1.Caption := Edit1.Text. Самостоятельно добавить кнопку «Очистить», при нажатии на которую очистится Edit1 В обработчике нужно присвоить свойству Text значение пустой строки. Строка в Delphi образуется заключением текста в одинарные кавычки | Выполняют задания в группах за компьютером. | Активизация деятельности учащихся на уроке происходит на основе смены видов учебной деятельности. Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала. Исключает образование пробелов в знаниях учащихся и обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, формирование ОК4. Компьютер влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Формируется ОК5. Развитие познавательной активности учащихся, внимание, творческий подход в решении учебных задач, способствует достижению целей урока. Групповая форма работы важна для создания атмосферы коллективного труда. Формируется ОК6. | |
5 | Рефлексия | 1 мин | Давайте вспомним цели и посмотрим, достигнуты ли они | Отвечают на вопросы, подводят итог занятия, поднимают смайлики. | Снятие психологической нагрузки. Рефлексия направлена на окончание занятия на позитивной ноте. Развитие познавательной активности учащихся, внимание, творческий подход в решении учебных задач, способствует достижению целей урока. Помогает зафиксировать результат и создать смысловую цепочку. | |
6 | Подведение итогов. | 3 мин | Оценки за урок. Выставление оценок за урок по устному опросу, практической работе Домашнее задание: конспект, знать понятия | Записывают домашнее задание | Интерактивная презентация, тетради | Оценка выполненной работы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
№ | Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Сопутствующая демонстрация | Методическое обоснование |
1 | Организационный момент, актуализация прежних знаний. | 5 мин | Проверка явки студентов Проверка готовности аудитории и обучающихся к занятию. Фронтальный опрос | Участие в опросе | Интерактивная презентация (Слайд 2-8) | Приведение группы в «рабочее состояние», создание настроя на учебную деятельность. Нацеливает студентов на осознанное восприятие и осмысление темы, на актуальность ее материала |
2 | Постановка темы и цели урока. | 1 мин | Мотивация учащихся к самостоятельной постановке темы урока, цели урока. Определение практической значимость данной темы урока. | На основе смыслового анализа, самостоятельно формулируют тему данного урока, формулируют цели. Осознают практическую значимость данной темы урока. | Интерактивная презентация | Развивает самостоятельность в приобретении новых знаний, внимание, творческий подход в решении учебных задач, обобщению учебного материала, создает условия для мотивации мыслительной деятельности, учит студентов ставить перед собой цели и способствует их достижению |
3 | Объяснение новой темы. | 15 мин | Сообщение новых знаний:
| Слушают преподавателя, записывают основные положения в тетрадь, отвечают на вопросы. | Интерактивная презентация | Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях, воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. |
4 | Закрепление. Практическая часть. | 20 мин | Организация выполнения практического задания, создание условий для оценки результата. | Выполняют задания за компьютером. | Активизация деятельности учащихся на уроке происходит на основе смены видов учебной деятельности. Компьютер влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. | |
5 | Рефлексия | 1 мин | Анализ и оценка работы обучающихся. Достигли ли вы цели, посталенной в начале урока? Был ли полезен урок? | Отвечают на вопросы, подводят итог занятия | Снятие психологической нагрузки. Рефлексия направлена на окончание занятия на позитивной ноте. Помогает зафиксировать результат и создать смысловую цепочку. | |
6 | Подведение итогов. | 3 мин | Выставление оценок за урок по устному опросу, практической работе Домашнее задание. | Записывают домашнее задание | Интерактивная презентация, тетради | Оценка выполненной работы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по системному программированию на тему «UEFI – эволюция или революция?»
Автор: Смирнова Ирина Петровна, преподаватель ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологийСпециальность: 230115 – Программирование в компьютерных системахПредмет: МДК 01.01 Системное...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО Междисциплинарному комплексу «Оператор ЭВМ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Разработка урока "Нанотехнологии"...
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...
методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных
В методической разработке раскрыты особенности подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях, применение методических приемов и методов на разных этапах ...
Лабораторная работа №15 Среда программирования Delphi
Лабораторная работа по дисциплине «Основы программирования» Среда программирования Delphi...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Материаловедение на тему: "Обработка металлов давлением"
В данной методической разработке открытого урока представлена методика преподавания темы «Обработка металлов давлением» учебной дисциплины Материаловедение с применением игровых мето...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по междисциплинарному курсу 02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» Тема: «Декоративный сувенир - Топиарии»
Данная методическая разработка содержит методические указания и практический материал к проведению учебного занятия на тему «Декоративный сувенир - Топиарии» и носит, прежде вс...