Исследовательская работа.doc
опыты и эксперименты

Марина Журавлёва
Экспериментальные методы исследования особенностей семейных отношений в современной семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Экспериментальные методы исследования особенностей семейных отношений

в современной семье.

В ходе исследования семейных отношений были использованы тесты и методики из опросника Рогова «Настольная книга школьного психолога».

Первый тест – «Опросник родительского отношения» (ОРО) Варга и Столина, который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к детям. Опросник включает в себе утверждения типа «Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку» и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка.

Другой опросник – «Измерение родительских установок и реакций» (РАRY) Е.Щефера. Руководство по методике измерения родительских установок и реакций было представлено кандидатом психологических наук Т.В.Архиреевой. Этот опросник направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще.

Следующий тест «Подростки о родителях». Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDОR) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (для подростков 13-18 лет). Создал эту методику Шафер в 1905 году, а модифицировал З.Матейнек и П.Ржичан в 1983 году.

В работе также был использован «Психографический тест» Леонтьева, переработанный Ростовым А.С. для исследования внутрисемейных межличностных отношений. В данном тесте критерии оценки особенностей внутрисемейных межличностных отношений являются:

а) квадранты места, в которых располагаются кружки, символизирующие испытуемого и членов его семьи, родственников и друзей;

б) расстояние от кружка до «линии жизни»;

в) размер кружка, что может косвенно свидетельствовать об уровне самооценки личности и значимости для испытуемого других членов семьи;

г) расстояние между кружками, что позволяет судить об оценке испытуемым характера эмоциональных отношений в семье;

д) векторные характеристики, которые позволяют выявить динамику внутрисемейных межличностных отношений, и прогнозировать тенденции их дальнейшего развития.

Также в научной работе были использованы следующие тесты и методики для изучения личностных особенностей подростков:

1) тест «Кинестетический рисунок семьи» для исследования межличностных отношений ребенка с родителями.

2) тест «Несуществующее животное».

3) тест на определение уровня тревожности у подростков.

4) вопросник Басса-Дарки для диагностики состояния агрессии у подростков, а также для выявления уровня враждебности.

Выводы: различные методы психологии, а именно, исследовательские психологические методы позволяют установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить механизм этих явлений, а также помогает установить определенные качества личности. В данной работе были применены выше названые методы, в ходе которых были соблюдены все этапы исследования: подготовительный, собственно-эксперементальный, количественная обработка данного исследования и интерпретации полученных данных.

Тесты – опросники родительского отношения и измерения родительских установок и реакций, а также тест «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDОR), «Психографический тест», «Кинестетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», тест для определения уровня тревожности и агрессивности позволяют выявить особенности семейного воспитания на современном этапе развития общества, а также личностные качества подростков с разными стилями воспитания.

Экспериментальное исследование особенностей семейного воспитания на современном этапе развития общества.

§1 Общая характеристика проведенного исследования.

Данное исследование было проведено в городе Куйбышеве Новосибирской области, в ходе которого опрошены родители и дети из 6 семей: все семьи полные. В первой полной семье 3 детей: старшая дочь (21 год), средняя дочь (19 лет) и младший сын (15 лет). Во второй семье 3 дочери: 21 год, 20 лет и 14 лет. В третьей семье двое детей: старшая дочь (21 год) и младший сын (16 лет). В четвертой семье 4 ребенка: старшая дочь (16 лет), сын (14 лет), дочь (10 лет) и младший сын (2 года). В пятой семье 3 детей: старшая дочь (16 лет), средний сын (14 лет) и младший сын (8 лет). В шестой семье двое детей: старший сын (16 лет) и младшая дочь (14 лет)

В первой семье у родителей среднетехническое образование, во второй семье родители работают на производстве, в третьей семье родители педагоги, в четвертой семье мать работает на животноводстве, а отец тракторист. В пятой семье отец работает трактористом, а мать – домохозяйка. В шестой семье отец работает на животноводстве, а мать – торговый работник. Все семьи со средним достатком.

В ходе тестирования каждый из испытуемых отвечал на поставленные вопросы. При обработке результатов для различения каждая семья были названы: семья №1, семья №2, семья №3, семья №4, семья №5, семья №6.

В первой, четвертой и пятой семьях тестирование прошли оба родителя, а во 2,3,6 – только матери. В 4,5,6 семьях тестирование прошли также дети, в возрасте 14 лет. В ходе тестирования было выявлено родительское отношение к своему ребенку, точка зрения родителей о воспитании вообще; установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, а также личностные особенности характера подростков.

§2 Результаты экспериментального исследования.

В результате исследования «Методика измерения родительских установок и реакций» показала отношение родителей к воспитанию детей вообще, вследствие чего были сделаны следующие выводы: во-первых, они выступают за товарищеские отношения между родителями и детьми; во-вторых, они за предоставление возможности детям высказываться; в-третьих, они поощряют активность ребенка, раздражительность (семьи №2,№3, №4,№5); навязчивость родителей (семьи №1,№2,№3,№6).

Данные результаты исследования можно разместить по шкалам, вошедшие в факторы «Гиперопека – отсутствие родительской опеки», «Отсутствие демократичности в отношении с ребенком – демократичность», «Диктат в воспитании – отказ от авторитарности».

Результаты опроса семей №1, №2, №3, №4, №5, №6.

Фактор 1. Гиперопека - отсутствие родительской опеки

шкалы

Название

шкалы

Семья №1

Семья

№2

Семья

№3

Семья №4

Семья №5

Семья

№6

мать

Отец

мать

отец

мать

отец

2

Оберегание ребенка от трудностей

14

20

15

18

13

18

10

12

19

10

Зависимость ребенка от матери

14

18

17

17

15

15

17

20

20

11

Поощрение зависимости ребенка от матери

12

20

14

20

16

17

17

13

18

12

Подавление агрессивности ребенка

15

19

20

19

18

18

13

10

19

18

Подавление сексуальности ребенка

15

18

10

15

16

16

19

19

20

20

Навязчивость родителей

18

19

20

20

17

17

15

17

20

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношении с ребенком - демократичность.

шкалы

Название шкалы

Семья №1

Семья №2

Семья №3

Семья №4

Семья №5

Семья

№6

мать

Отец

мать

отец

мать

отец

1

Предоставление ребенку

возможности

высказаться

20

20

17

20

18

17

16

20

19

14

Равенство родителей и ребенка

14

14

14

16

15

16

12

14

16

15

Поощрение активности ребенка

17

17

17

20

18

18

20

20

17

21

Товарищеские отношения между ребенком и родителями

19

20

17

20

19

19

20

18

20

Фактор 3. Диктат в воспитании – отказ от авторитаризма

шкалы

Название шкалы

Семья №1

Семья №2

Семья №3

Семья №4

Семья №5

Семья

№6

мать

Отец

мать

отец

мать

отец

4

Подавление воли ребенка

20

15

15

14

17

13

16

15

18

7

Супружеские конфликты

14

17

17

16

19

19

20

18

19

8

Раздражительность родителей

13

13

17

17

19

19

20

19

16

9

Строгость родителей

15

15

14

10

12

16

16

18

17

13

«Мученичество  родителей»

16

17

14

10

14

14

14

19

19

В семье №1 у родителей одинаковыми оказались показатели, вошедшие во второй фактор. Следовательно, родители настроены на демократичность в отношениях со своими детьми, они дают возможность ребенку высказаться, стараются общаться на равных, родители разделяют и поощряют интересы своего ребенка.

В семье №2 преобладает фактор преодоления агрессивности детей, раздражительность родителей и супружеские конфликты.

В семье №3 показатели, вошедшие в первый фактор, являются высокими, следовательно, мать хочет знать о ребенке все и старается ограждать его от сложных жизненных ситуаций. Дети в такой семье должны слушаться во всем своих родителей, здесь поощряется зависимость ребенка от матери. Третий фактор показал, что в семье №1 у родителей установки на авторитарность воспитании детей. В такой семье видят в детях дурные наклонности и стараются их переломить

В семье №4 родителями поощряется активность ребенка, они выступают сторонниками товарищеских отношений между ребенком и родителями, но в то же время у них высок балл по шкале навязчивость родителей, подавление агрессивности ребенка. Возможной причиной такого отношения к детям являются частые супружеские конфликты и раздражительность.

В семье №5 показатели, вошедшие во второй фактор, оказались высокими, следовательно, родителями приветствуется демократичность в отношении с детьми. В этой семье отцом приветствуется зависимость ребенка от матери. В 3 факторе высоки баллы по шкале супружеские конфликты и раздражительность родителей.

В семье №6 мать старается ограждать ребенка от сложных жизненных ситуаций, хочет знать о нем все и старается навязать ему свои вкусы, взгляды.

Почти во всех семьях высокая оценка таких шкал, как «супружеские конфликты», «раздражительность родителей», «мученичество родителей» говорит о том, что в этих семьях не все благополучно, возможно причиной ссор являются особенности их характера. 

По результатам «Опросника родительского отношения» (ОРО) можно сделать следующие выводы:

Название семьи

№ шкал

Принятие отверждения

Кооперация

Симбиоз

Авторитет гиперсоц-я

Маленький неудачник

Семья № 1

Мать

77.21

48.82

74.97

95.76

70.25

Отец

12.02

9.77

86.63

95.76

100.00

Семья № 2

97.46

48.82

96.65

83.79

93.04

Семья № 3

53.79

48.82

92.93

53.87

84.81

Семья №4

Мать

93.67

48.82

86.63

95.76

84.81

Отец

94.30

9.77

74.97

83.79

96.83

Семья № 5

Мать

53.79

31.10

74.97

95.76

84.81

Отец

84.12

48.82

57.96

83.79

45.57

Семья № 6

84.17

31.19

92.93

83.79

84.81

Итак, в семье №1, где отвечали на вопросы оба родителя преобладают шкалы «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация». Это значит, что родители требуют от ребенка дисциплины и безоговорочного послушания, они стараются навязать ребенку свою волю. За любое проявление своеволия ребенок наказывается. Родители следят за успехами и достижениями ребенка. В школе «принятие-отвержение» их мнение распадается. У матери особенно выражена шкала «кооперация», а у отца «маленький неудачник». Это значит, что мать больше заинтересована в делах своего ребенка, она ценит способности своего ребенка, а отец наоборот считает его дела и интересы детскими, несерьезными, он считает ребенка неуспешным в жизни и не доверяет своему ребенку.

В семье №2 доминирует шкалы «кооперация», «симбиоз», «отвержение». Мать заинтересовала в делах ребёнка, старается помочь ему, но считает неприспособленным к жизни. Шкала «симбиоз» показывает межличностную дистанцию в отношении с ребёнком. Здесь балл высок, а это означает, что родители и ребёнок составляют единое целое, стараются во всем удовлетворяют его потребности, но никогда по своей воле не предоставляют ребёнку самостоятельности.

В семье №3 преобладают такие шкалы как «принятие», «симбиоз», «кооперация». Здесь родители уважают индивидуальность ребенка, одобряют его интересы и планы, высоко оценивают интеллект ребенка, поощряют его самостоятельность.

В семье №4 доминируют такие шкалы, как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», так же у матери высок балл по шкале «симбиоз», а у отца «маленький неудачник». Родители считают ребенка не приспособленным к жизни, мать старается пристально следить за его социальными достижениями, мыслями, поступками, стремиться навязать ребенку свою волю и за проявления своеволия ребенок наказывается. Отец же считает ребенка открытым для дурных влияний, не доверяет своему ребенку, приписывает ему личную и социальную несостоятельность.

В семье №5 также преобладают шкалы «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз», «маленький неудачник». В этой семье мать старается контролировать действия и поступки своего ребенка, требует от него послушания и дисциплины, составляет с ребенком единое целое и старается удовлетворять его потребности. Отец тоже старается управлять делами и поступками ребенка, считает его несамостоятельным.

В семье №6 высок балл по шкале «симбиоз», «маленький неудачник». Это говорит о том, что мать составляет с ребенком единое целое, старается выполнять его просьбы, но считает его неприспособленным к жизни и старается контролировать его действия.

На основе сказанного выше можно сделать вывод о том, что в данной группе семей ведущим типом семейного воспитания является «авторитарная гиперсоциализация», т.е. родители ведут жесткий контроль за делами, поведением, достижением своих детей. И практически не присутствует такой тип воспитания, как « кооперация». Для всех семей можно сделать некоторые рекомендации:

1) родителям следует уважать мнение своего ребенка, так как диктат в воспитании может привести к нежелательным последствиям;

2) нужно относиться к ребенку с большим уважением и сдерживать свое негативное отношение к нему, нужно больше поддерживать интересы ребенка.

Данный метод исследования должен помочь родителям в выборе правильного пути в воспитании ребенка.

В результате исследования методики «поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDОR) можно сделать выводы:

Номер семьи

Название шкалы 

Семья №4

Семья №5

Семья №6

мать

отец

мать

отец

мать

отец

POZ-позитивный интерес

15

4

2

10

16

12

DIR-директивность

14

15

16

0

18

9

HOS-враждебность

19

18

6

3

2

5

АVТ-автономность

15

7

10

16

8

11

NED-непоследовательность

15

11

16

9

11

15

В семье №4 у матери преобладают такие шкалы как «непоследовательность» и «позитивный интерес».

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование таких психологических тенденций, как господство силы и амбиции и покорность, недоверчивая подозрительность. Ребенок оценил отношение отца к себе как враждебное. Здесь мы встречаем неприятие ребенка, отцом, его интересов, позиций, действий. Недовольство и раздражительность отца.

В семье №5 подросток выделяет по отношению к матери такие шкалы как «директива» и «непоследовательность». Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней. Матерью как бы изначально утверждается зависимость ее статуса и оценки, окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Наблюдается также непоследовательность проводимой матерью линии воспитания. По отношению к отцу резко выделилась шкала «автономности», которая проявляется в формальном отношении к воспитанию в излишней беспристрастности в процессе общения. Отец не вникает в жизнь и проблемы сына. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. По его мнению, сын «сам должен все знать».

В семье №6 ребенок выделил по отношению к матери такую характерную черту, как директивность. Описывая директивность своих матерей, девочки подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, и, не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом». По отношению к отцу выделилась шкала «позитивного интереса». Дети описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутое отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью подростком является проявление искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что моно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

По результатам проведенного «психографического теста» Леонтьева мы приходим к следующим выводам: в семье №1 у подростка достаточно низкий уровень самооценки, т.к. размер его кружка меньше всех. Для ребенка значимость родителей не велика. О характере эмоциональных отношений в семье можно судить по расстоянию между кружками. Подросток находится ближе к отцу, но возможной причиной этого может быть менее основанный контроль (и уровень) со стороны отца и большое количество претензий в отношении воспитания со стороны матери

В семье №5 для подростка наиболее значимой и близкой является мать. Отец (отчим) отнесен на второй план.

В семье №6 оба родителя являются одинаково близки ребенку, но наиболее значимым является отец. Однако наиболее близкие отношения девочка поддерживает со старшим братом. В данном случае это наиболее благополучная семья во всех отношениях, что также подтверждается методикой «Конструктивный рисунок семьи». В нем опять же девочка-подросток рисует себя рядом с братом, причем она нарисовала себя и брата, держащихся за руки. «Рисунок семьи» подтверждает также и то, что наиболее значимым для нее является отец (он нарисован первым).

В семье № 5 подросток изображает семью как бы разбросанную, разрозненную, но все-таки более близко он ставит к себе мать, брата и сестру. Отчим нарисован в стороне от семьи. На первом месте подросток изображает себя.

В семье №4 все члены семьи изображены одинакового размера и все они (изображения) находятся на расстоянии друг от друга. Ни между кем из членов семьи близости нет. Все члены семьи изображены как бы в виде карикатуры.

По результатам проведенного теста «Несуществующее животное» мы приходим к следующим выводам. Ребенок из 4 семьи имеет объективный уровень самооценки. Возможно легкое возникновение страхов и опасений, поверхностность и необоснованность суждений, легкомысленность выводов, импульсивность принятия решений. Наблюдается также недовольство собой, подавленность, сожаление, агрессивная защита.

В семье №5 у подростка наблюдается устойчивая тенденция к деятельности, энергия, охват разных областей человеческой деятельности, любознательность

В семье № 6 у ребенка наблюдается тенденция к рефлексии, размышлению, основательность, обдуманность, рациональность в принятии решений, опора на существующее положение.

В работе также была использована «Диагностика состояния агрессии у подростков» (Опросник Баса-Дарки).

Номер семьи

Вид агрессии                  

Семья № 4

Семья № 5

Семья № 6

Физическая агрессия

9

6

4

Косвенная агрессия

6

4

6

Негативизм

3

3

3

Обида

7

4

6

Вербальная агрессия

9

8

10

Номер семьи

Вид агрессии                      

Семья № 4

Семья № 5

Семья № 6

Чувство вины

6

3

10

Подозрительность

4

5

8

Раздражение

5

1

8

Враждебность

11

9

14

Агрессивность

23

15

22

Нормой агрессии является величина равная 21±4, нормой враждебности является величина равная 6,5-7±3.

У всех испытуемых агрессивность в норме, а уровень враждебности повышен у подростков из семьи № 4, № 6.

Также был проведен тест на выявление тревожности у подростков.

Номер семьи

Вид тревожности   

Семья №4

Семья №5

Семья №6

Школьная

25

2

29

Самооценочная

29

14

23

Межличностная

26

5

32

Общий уровень тревожности

80

21

84

В семье №4 у ребенка высокий уровень тревожности. Подобная тревожность может порождаться (либо) реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях действительности и общения.

В семье №5 у подростка наблюдается низкий уровень тревожности, который характеризуется, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», (уровень тревожности почти по всем шкалам не превышает 5 баллов). Подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения и действительности, сказываясь на продуктивности деятельности. В семье №6 уровень тревожности также высок. Тревожность в данном случае существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушении в развитии самооценки и т.д. подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни. Тревожность в этих случаях порождается наличием в ней противоречия между высоким притязанием и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляет этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.

Выводы

Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Для данной группы семей на современном этапе развития характерно то, что:

1) родители выступают за товарищеские отношения между родителями и детьми,

2) родители выступают за предоставление возможности высказаться;

3) они поощряют активность ребенка.

Но в то же время родители стремят навязать ребенку свои взгляды, вкусы, поощряют зависимость ребенка от матери. Характерной особенность данных семей является раздражительность и супружеские конфликты. Возможно, причиной ссор являются особенности их характера. Преобладающим типом семейного воспитания данной группы семей является «авторитарная гиперсоциализация», при которой родители ведут жесткий контроль за делами, поведением, достижениями своих детей. Практически отсутствует такой тип воспитания, как «кооперация». Для всех семей можно дать некоторые рекомендации:

1) родителям следует уважать мнение своего ребенка;

2) нужно относиться к ребенку с большим уважением и сдерживать свое раздражение и негативное отношение к нему.

Еще одной особенностью является непоследовательность проводимой линии воспитания, которая наблюдается почти во всех семьях. Такой стиль воспитания отражается и на личностных особенностях характера подростков:

1) у испытуемых наблюдается высокий уровень тревожности;

2) появляется   отчужденность   детей   от   родителей,   что   подтверждается «Психографическим тестом» и «Кинестетическим рисунком семьи»;

3) у подростков повышен уровень враждебности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы

Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...