Выступление-доклад "Эмоциональная сфера ребенка"
учебно-методическое пособие

Самушкина Елена Витальевна

Выступление-доклад "Эмоциональная сфера ребенка" НИИ НДхит 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.emotsionalnaya_sfera_rebenka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: "Эмоциональная сфера ребенка"

        Эмоциональная сфера это переживания ребенком,его отношения к предметам, к людям,явлениям, событиям.

        К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.                                                         Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие. Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «бесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок.                                                         Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.                 Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем. Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…»                                                                 В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.                                                         Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека. Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми.                                                                 «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми».                                                                         Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются. Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.                                         В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.         Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:         Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.                                                                 Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.                                                                         Поэтому, работу мы построили следующим образом: определили темы мероприятий ; ‒ сделали подборку игр. Главная задача  помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.                                                         В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта. Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.                                                         Основная задача  — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми. Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.                                                                                 Главная задача — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.                                                          Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее! Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, дошкольник, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка.

Литература

Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАШ РЕБЕНОК ТАНЦУЕТ? ИССЛЕДУЙТЕ ОСАНКУ СВОЕГО РЕБЕНКА.

 При квалифицированном осмотре нарушения осанки выявляются у 60 - 80 % детей. A у 5 - 9% детей диагностируется сколиоз. К сожалению, порой профилактические осмотры в детских учрежден...

желанный ребенок - счастливый ребенок

Желанный ребенок – счастливый ребенокНежеланный ребенок – психологическая травмаЗаключение...

Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...

Агрессивный ребенок - "Особый ребенок"

Исследование и освещение темы про агрессивного ребенка, который как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых......

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

Лекция «Основные налоги и их расчет в сфере эстетических услуг» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Основные налоги и их расчет в сфере эстетических услуг» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.07.2021 № 1052 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредит

С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособрнадзором государственной услуги по государственной...С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособ...