Программа наставничества Хасановой Г.Ф.
проект
Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ»
по естествонаучному направлению
2022-2023 уч.год
Выполнила: к.г.н. Хасанова Г.Ф.
Преподаватель географии,
геодезии и геологии
Уфа, 2022
Пояснительная записка
Сохранение и развитие одаренности подростков важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогои стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие студентов, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В учебном процессе развитие одаренного студента следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны, является налаженная система поиска и обучения одаренных детей. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача.
Каждый одаренный ребенок ‒ индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Программа разработана в целях достижения результатов федерального национального проекта «Образование».
Актуальность программы
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всестороннеразвитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся младшего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на студентов, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии, экологии, геологии.
Форма наставничества «педагог – студент»
Предполагает взаимодействие педагога Хасановой Г.Ф. и студентки Гильмутдиновой К.Н. группы 2 ЭНН-1
Цели:
- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого;
- создание благоприятных условий для развития учащегося через оптимальную структуру;
- среднепрофессионального и внеклассного естествонаучного образования.
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств;
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемыми:
- помощь в реализации потенциала;
- развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей;
- формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по естествонаучному направлению;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
- улучшение показателей колледжа в образовательной, социокультурной, сферах;
- подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав наставляемого;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы организации наставничества:
- работа по индивидуальным планам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- участие в предметной неделе.
Работа с наставляемым включает в себя:
- Дифференцированный и индивидуальный подход
Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность и др.)
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в географической области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Внеурочную деятельность составляют:
- Внеклассная работа по предмету;
- Участие в городских предметных олимпиадах и конкурсах;
- Активное участие в творческих проектах и конкурсах;
- Исследовательская и проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне группы и колледжа
Основные направления в работе:
- Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
Постигая методику экологического и географического исследования, ученица выясняет содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Возможностей для формирования у школьницы простейших навыков исследовательской работы в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы территории, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.
Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученица закрепляет их написанием учебных рефератов, проведением мини- исследований.
Можно выделить три уровня проектов:
учебный,
учебно-исследовательский, научно-исследовательский.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при проблемном проведении уроков, проведении практических занятий исследовательским и проектным методом, внедрении системы домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
- Внеурочная деятельность.
Развитие внеурочных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьницы. Образовательно-воспитательное значение внеурочных занятий определяется не только тем, что они углубляют знания учащейся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащуюся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащейся на внеурочных занятиях приемам конспектирования лекций.
Географические и экологические внеурочные занятия должны способствовать решению следующих задач:
- развитию географического и экологического мышления;
- вооружению студента более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
- вооружению студента системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
- знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.
- Подготовка учащейся к олимпиадам.
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех студентов, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Для целенаправленной подготовки учащейся к олимпиадам необходимо знакомить ее с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества:
- Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей наставляемых.
- Реализация творческого потенциала студента: занятия во внеурочной деятельности, участие в олимпиадах, положительная динамика успеваемости учащихся.
- Разработка и реализация программ поддержки и развития слабоуспевающих детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы со студентами.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Способность к рефлексии и самоанализу.
- Развитие познавательной активности и памяти, умение работать с информацией.
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
- непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
- доверительные отношения;
- взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Реализация программы наставничества
Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение»
Задачи: повысить компетенцию педагога.
№п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
1. | Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад | Банк электронных материалов |
2. | Создание банка нестандартных заданий по географии, геологии и экологии | Банк нестандартных заданий по географии, геологии, экологии |
3. | Разработка мониторинга результативности работы. | Мониторинг |
4. | Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке к предметным олимпиадам | Сборник методических материалов, рекомендаций |
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение»
Задачи: разработать систему мероприятий, направленных на развитие одаренности.
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
1. | Участие обучающихся в предметных олимпиадах | Результаты олимпиады: приказы, сертификаты |
2. | Организация участия обучающихся в: -дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, | Результаты олимпиады: приказы, сертификаты |
3. | Индивидуальные занятия с обучающимися. | График индивидуальных занятий |
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение»
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
1. | Анализ результатов работы с одаренными детьми. | Аналитические материалы |
Задачи: создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как:
- использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору;
- дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных студентов;
- использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм колледжного и внеколледжного обучения.
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
- Подготовка к участию в предметных олимпиадах по географии, геологии, геодезии
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным студентом – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
- составить план занятий со студентом, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
- определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
- выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
- предоставить студенту:
- название темы;
- план изучения темы;
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- Предмет;
- Дата и время консультаций;
- Главные рассматриваемые вопросы;
- Время работы с темой по программе;
- Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
- Невыясненные вопросы.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по географии разных уровней.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом.
И, конечно, выполняют задания олимпиад прошлых лет.
Программа работы с одаренными студентами предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
- Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
- расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Исследовательская деятельность учащихся
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
- Развитие рефлексивной деятельности учащейся по осмыслению основных проблем исследования;
- координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
- подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
В процессе исследовательской деятельности используются следующие учебные приемы:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
- определение темы и цели исследования;
- формулирование и отбор полезных гипотез;
- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
- разграничение допущений и доказанных положений;
- планирование проверки гипотезы;
- планирование результата;
- составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
- установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
- систематизация фактов, явлений;
- интерпретация данных;
- использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
- установление аналогий;
- формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; решение задачи в новой ситуации.
Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающейся к интеллектуальным и творческим конкурсам.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам курса географии, геологии и экологии, а также за рамками учебной программы по предметам.
Формы подведения итогов реализации программы
- участие в городских олимпиадах;
- практические работы;
- работа с картой;
- тестирование;
- самоконтроль,
- взаимопроверка,
- фронтальный опрос,
- индивидуальный устный опрос,
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- презентация;
- итоговая зачѐтная работа.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
Форма наставничества: «ПЕДАГОГ - СТУДЕНТ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Ф.И.О. , должность наставника – Хасанова Галима Фаритовна
Ф.И.О. наставляемого ученика – Гильмутдинова Камилла, студентка 2 курса группы 2ЭНН-1
Срок осуществления плана: со «2» сентября 2022 г. по «31» мая 2023 г
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Примечание |
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления. | |||||
1.1 | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Анкетирование, собеседование | сентябрь | Определить перечень интересов и склонностей, требующих развития | Определен перечень интересов и склонностей, требующих развития | |
1.2 | Диагностика и индивидуальная беседа | сентябрь | Определить перечень интересов и склонностей, требующих развития | Определен перечень интересов и склонностей, требующих развития | |
1.3 | Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2. | октябрь | Определить перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулировать перечень тем консультаций с наставником. Составить индивидуальный план саморазвития. | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником. Составлен индивидуальный план саморазвития. | |
Раздел 2. Направления профессионального развития студента | |||||
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Примечание |
2.1 | Обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объема | Октябрь | Составить индивидуальный перечень литературы для изучения | Составлен индивидуальный перечень литературы для изучения | |
2.2 | Подготовка к отборочному этапу всероссийской предметной олимпиады студентов по географии | Сентябрь-октябрь | Увеличить темп изучения учебного материала | Увеличен темп изучения учебного материала | |
2.3 | Создание банка нестандартных заданий | Ноябрь | Обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объема | Обогащен учебный материал в сторону его углубления и увеличения объема | |
2.4 | Психологический тренинг «Путь к успеху». | Декабрь | Развитие личностных компетенций | Выполнено | |
2.5 | Работа со справочной литературой | Февраль | Содействие дальнейшему развитию умений аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, делать выводы. Создание проекта «Проект переработки пластиковых бутылок ООО «Красный Ключ» | Участие в конкурсе ООО «Красный ключ» по переработке пластика | |
2.6 | Организация индивидуальных и групповых консультаций. Подготовка индивидуальных выступлений различного формата во время учебных занятий | В течение учебного года | Обучение с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплин |
Литература:
Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Наставничество"
Рабочая программа по наставничеству студента по поварскому-кондитерскому делу...
Программа наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»
Настоящая программа наставничества в ГБПОУ «Сахалинском промышленно-экономическом техникуме (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проект...
Программа наставничества Хасановой Г.Ф.
Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"...
ПРОГРАММА наставничества
Программа наставничества ( форма учитель - ученик) по худоПрограмма является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 11-15 лет. Основным направлением взаимодействия нас...
Программа наставничества "Учитель - Ученик"
В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказыв...
Программа наставничества "Учитель-Учитель"
Профессиональная подготовка преподавателей КСиПТ в учебном периоде 2023\2024 г. по Программе наставничества "Учитель-Учитель".Наставничество молодого преподавателя Сикидиной Л.Р. Подгот...
Программа наставничества модель «Работодатель - студент»
Программа наставничества по модели «Работодатель-студент» Филиал в БУ«Лангепасский политехнический колледж» в г. Покачи (далее - Положение) разработано всоответствии с:- Федера...