Программа наставничества Хасановой Г.Ф.
проект

Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx51.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ»

по естествонаучному направлению

2022-2023 уч.год

Выполнила: к.г.н. Хасанова Г.Ф.

Преподаватель географии,

геодезии и геологии

Уфа, 2022

Пояснительная записка

Сохранение и развитие одаренности подростков важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогои стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие студентов, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В учебном процессе развитие одаренного студента следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны, является налаженная система поиска и обучения одаренных детей. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача.

Каждый одаренный ребенок ‒ индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Программа разработана в целях достижения результатов федерального национального проекта «Образование».

Актуальность программы

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всестороннеразвитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся младшего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на студентов, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии, экологии, геологии.

Форма наставничества «педагог – студент»

Предполагает взаимодействие педагога Хасановой Г.Ф. и студентки Гильмутдиновой К.Н. группы 2 ЭНН-1

Цели:

  • максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого;
  • создание благоприятных условий для развития учащегося через оптимальную структуру;
  • среднепрофессионального и внеклассного естествонаучного образования.
  • создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории;
  • развитие гибких навыков, лидерских качеств;

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемыми:

  • помощь в реализации потенциала;
  • развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей;
  • формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по естествонаучному направлению;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
  • улучшение показателей колледжа в образовательной, социокультурной, сферах;
  • подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав наставляемого;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Формы организации наставничества:

  • работа по индивидуальным планам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в предметной неделе.

Работа с наставляемым включает в себя:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход

Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность и др.)

  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в географической области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность составляют:

  • Внеклассная работа по предмету;
  • Участие в городских предметных олимпиадах и конкурсах;
  • Активное участие в творческих проектах и конкурсах;
  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся: подготовка и защита  индивидуальных и групповых проектов на уровне группы и колледжа

Основные направления в работе:

  1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.

Постигая методику экологического и географического исследования, ученица выясняет содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Возможностей для формирования у школьницы простейших навыков исследовательской работы в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы территории, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученица закрепляет их написанием учебных рефератов, проведением мини- исследований.

Можно выделить три уровня проектов:

учебный,

учебно-исследовательский, научно-исследовательский.

Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при проблемном проведении уроков, проведении практических занятий исследовательским и проектным методом, внедрении системы домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.

  1. Внеурочная деятельность.

Развитие внеурочных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьницы. Образовательно-воспитательное значение внеурочных занятий определяется не только тем, что они углубляют знания учащейся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащуюся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащейся на внеурочных занятиях приемам конспектирования лекций.

Географические и экологические внеурочные занятия должны способствовать решению следующих задач:

  • развитию географического и экологического мышления;
  • вооружению студента более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
  • вооружению студента системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
  • знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.
  1. Подготовка учащейся к олимпиадам.

Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех студентов, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Для целенаправленной подготовки учащейся к олимпиадам необходимо знакомить ее с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества:

  • Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей наставляемых.
  • Реализация творческого потенциала студента: занятия во внеурочной деятельности, участие в олимпиадах, положительная динамика успеваемости учащихся.
  • Разработка и реализация программ поддержки и развития слабоуспевающих детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы со студентами.
  • Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  • Способность к рефлексии и самоанализу.
  • Развитие познавательной активности и памяти, умение работать с информацией.

Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:

  1. непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
  2. доверительные отношения;
  3. взаимообогащающие        отношения, выгодные всем участникам наставничества.

Реализация программы наставничества

 Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение»

Задачи: повысить компетенцию педагога.

№п/п

Мероприятия

Планируемый результат

1.

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

Банк электронных материалов

2.

Создание банка нестандартных заданий по географии, геологии и экологии

Банк нестандартных заданий по географии, геологии, экологии

3.

Разработка мониторинга результативности работы.

Мониторинг

4.

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке к

предметным олимпиадам

Сборник методических материалов,  рекомендаций

Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение»

Задачи: разработать систему мероприятий, направленных на развитие одаренности.

№ п/п

Мероприятия

Планируемый результат

1.

Участие обучающихся в предметных олимпиадах

Результаты олимпиады: приказы, сертификаты

2.

Организация участия обучающихся в:

-дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах,

Результаты олимпиады: приказы, сертификаты

3.

Индивидуальные        занятия с обучающимися.

График индивидуальных занятий

Направление 3 - «Аналитическое сопровождение»

№ п/п

Мероприятия

Планируемый результат

1.

Анализ результатов работы с  одаренными детьми.

Аналитические материалы

Задачи: создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми

При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как:

  • использование современных информационных технологий; занятия по  свободному выбору;
  • дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных студентов;
  • использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм колледжного и внеколледжного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по географии, геологии, геодезии

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным студентом – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий со студентом, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить студенту:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по географии разных уровней.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность  пользоваться Интернетом.

И, конечно, выполняют задания олимпиад прошлых лет.

Программа работы с одаренными студентами предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической  компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

  1. Исследовательская деятельность учащихся

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • Развитие рефлексивной деятельности учащейся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

В процессе исследовательской деятельности используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; решение задачи в новой ситуации.
  1. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающейся к интеллектуальным и творческим конкурсам.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам курса географии, геологии и экологии, а также за рамками учебной программы по предметам.

Формы подведения итогов реализации программы

  • участие в городских олимпиадах;
  • практические работы;
  • работа с картой;
  • тестирование;
  • самоконтроль,
  • взаимопроверка,
  • фронтальный опрос,
  • индивидуальный устный опрос,
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • презентация;
  • итоговая зачѐтная работа.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы

наставничества

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

- оценка качества процесса реализации программы наставничества;

- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе»  и «выходе» реализуемой программы.

Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

Форма наставничества: «ПЕДАГОГ - СТУДЕНТ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Ф.И.О. , должность наставника – Хасанова Галима Фаритовна

Ф.И.О. наставляемого ученика – Гильмутдинова Камилла, студентка 2 курса группы 2ЭНН-1

Срок осуществления плана: со «2» сентября 2022 г. по «31» мая 2023 г

Проект, задание

Срок

Планируемый результат

Фактический

результат

Примечание

Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления.

1.1

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Анкетирование,

собеседование

сентябрь

Определить перечень интересов и склонностей, требующих развития

Определен перечень интересов и склонностей, требующих развития

1.2

Диагностика и

индивидуальная беседа

сентябрь

Определить перечень интересов и

склонностей, требующих развития

Определен перечень интересов и

склонностей, требующих развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2.

октябрь

Определить перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулировать перечень тем консультаций с наставником. Составить индивидуальный план

саморазвития.

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником. Составлен индивидуальный план

  саморазвития.


Раздел 2. Направления профессионального развития студента

Проект, задание

Срок

Планируемый результат

Фактический

результат

Примечание

2.1

Обогатить учебный материал в сторону его углубления и

увеличения объема

Октябрь

Составить индивидуальный перечень литературы для

изучения

Составлен индивидуальный перечень литературы для изучения

2.2

Подготовка к отборочному этапу всероссийской предметной олимпиады

студентов по географии

Сентябрь-октябрь

Увеличить темп изучения учебного материала

Увеличен темп изучения учебного материала

2.3

Создание банка нестандартных заданий

Ноябрь

Обогатить учебный материал в сторону его углубления и

увеличения объема

Обогащен учебный материал в сторону его углубления и

увеличения объема

2.4

Психологический тренинг

«Путь к успеху».

Декабрь

Развитие личностных компетенций

Выполнено

2.5

Работа со справочной литературой

Февраль

Содействие дальнейшему развитию умений аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, делать выводы.

Создание проекта

«Проект переработки пластиковых бутылок

ООО «Красный Ключ»

 Участие в конкурсе ООО «Красный ключ» по переработке пластика

2.6

Организация индивидуальных и групповых консультаций.

Подготовка индивидуальных выступлений различного

формата во время учебных

занятий

В течение учебного года

Обучение с выходом за рамки изучения

традиционных тем за счет установления связей с

другими темами,

проблемами или дисциплин

Литература:

Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Наставничество"

Рабочая программа по наставничеству студента по поварскому-кондитерскому делу...

Программа наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»

Настоящая программа наставничества в ГБПОУ «Сахалинском промышленно-экономическом техникуме (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проект...

Программа наставничества Хасановой Г.Ф.

Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"...

ПРОГРАММА наставничества

Программа наставничества ( форма учитель - ученик) по худоПрограмма является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 11-15 лет. Основным направлением взаимодействия нас...

Программа наставничества "Учитель - Ученик"

В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказыв...

Программа наставничества "Учитель-Учитель"

Профессиональная подготовка преподавателей КСиПТ в учебном периоде 2023\2024 г. по Программе наставничества "Учитель-Учитель".Наставничество молодого преподавателя Сикидиной Л.Р. Подгот...

Программа наставничества модель «Работодатель - студент»

Программа наставничества по модели «Работодатель-студент» Филиал в БУ«Лангепасский политехнический колледж» в г. Покачи (далее - Положение) разработано всоответствии с:- Федера...