Методическая разработка урока по теме: «Алканы»
методическая разработка

Бердюгина Элеонора Валерьевна

Тема: Алканы

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представление об алканах, как представителях предельных углеводородов с одинарными связями.

 

Задачи:

а) образовательные

1.закрепить знания теории химического строения А.М.Бутлерова (понятия изомера, гомолога)

2. познакомить обучающихся со строением, получением, свойствами и применением алканов.

3. закрепить умение  составлять структурные формулы, называть предельные углеводороды, составлять модели молекул.

б) развивающие

1. развитие образного мышления посредством моделей предельных углеводородов, внимания, памяти.

2. развитие познавательного интереса к химии.

в) воспитательные

1. воспитание, формирование активности, положительного отношения к учению.

2. формирование коммуникативных качеств обучающихся.

 

Оборудование и материалы:

- компьютер, презентация

- магнитная доска

- модели атомов и химических связей для магнитной доски.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkany.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ртищевский политехнический лицей» 

 

 

Методическая разработка урока по теме:

 « Алканы».

 

 

 

 

                                                                   

  Разработала: Бердюгина Э.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ртищево,2022 г.

Тема: Алканы

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представление об алканах, как представителях предельных углеводородов с одинарными связями.

 

Задачи:

а) образовательные

1.закрепить знания теории химического строения А.М.Бутлерова (понятия изомера, гомолога)

2. познакомить обучающихся со строением, получением, свойствами и применением алканов.

3. закрепить умение  составлять структурные формулы, называть предельные углеводороды, составлять модели молекул.

б) развивающие

1. развитие образного мышления посредством моделей предельных углеводородов, внимания, памяти.

2. развитие познавательного интереса к химии.

в) воспитательные

1. воспитание, формирование активности, положительного отношения к учению.

2. формирование коммуникативных качеств обучающихся.

 

Оборудование и материалы:

- компьютер, презентация

- магнитная доска

- модели атомов и химических связей для магнитной доски.

- модели метана, этана, бутана, пропана из пластилина, пластилин разноцветный, спички

- опорные конспекты «Алканы» (15 шт.)

- гомологический ряд метана

- сигнальные карточки (И, Г), (ДА, НЕТ)

- карточки со структурными формулами алканов

- карточки «Найти ошибку»

- применение алканов (пособие) (15шт)

- карточки « Игра в крестики, нолики» (15шт)

- задания для химического диктанта

- карточки с фразой (найти название алкана)

                                                  Ход урока

1. Организационный момент

- проверка готовности к уроку

- проверка присутствующих

- настрой студентов на хорошую, активную, плодотворную работу

- сообщение темы урока (тема урока - Алканы).

       Сегодня мы будем изучать строение, изомерию, получение, применение алканов. Давайте вспомним, какие задачи, вы перед собой ставили на прошлом уроке. Сегодня по мере изучения материала, вы будете решать свои задачи.

- цель студенты формулируют сами (приглашаю к доске записать цель урока)

 

2. Проверка домашнего задания

- один человек к магнитной доске (тест ранжирования и сличения) - составить гомологический ряд предельных углеводородов

- гомологический ряд алканов (отвечают по очереди)

- второй человек-модель СН4 метана

- третий человек- модель С2Н6 этана

- четвертый человек –  к доске (назвать вещество)(2 метил пентан)                

- остальные работают во фронтальной беседе (карточки да, нет)

Вопросы:

1. Роль в развитии теории химического строения принадлежит Ломоносову (НЕТ)

2. Атом углерода во всех органических веществах четырехвалентен (ДА)

3. Основной состав органических соединений входят углерод, водород, кислород, азот (ДА)

4. Органические вещества делятся на 2 большие группы ациклические и циклические (ДА)

5. Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но различающиеся строением молекул и свойствами (ДА)

6. Пропан и бутан – изомеры (НЕТ)

7. Общая формула алканов  CnH2n (НЕТ)

Проверяем задания на доске, гомологический ряд, названия, модели, кто ещё ответит гомологический ряд метана?

Проверяем, как вы усвоили понятия изомеры, гомологи (работа с сигнальными карточками (Г, И)

СН2-СН-СН3

           /

        СН3

СН3-СН2-СН-СН3

                   /

              СН3

3 метил бутен

СН4-МЕТИЛ

С2Н6-ЭТАНОЛ

С3Н4-ПРОПАН

 

СН3-СН2-СН2-СН-СН3

                   /

             СН3

(2 метил пентен)

 

Найти ошибку в составлении формул и в названии веществ.

 

3. Изучение нового материала

Итак, приступаем к изучению первого класса органических соединений «алканы», достаем таблицы, подготовленные на прошлом уроке, проверяем названия граф (по презентации)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССОВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Общая формула

Строение молекулы (тип гибридизации, 

угол, форма,

вид связи, длина связи)

Изомерия,

Номенклатура,

гомологический ряд (примеры изомеров к С6)

 

Физические

свойства,

получение

(уравнения

реакций)

 

Химические

свойства

(уравнения

реакций)

 

Применение

Соединений

(направления использования по химическим свойствам)

 

 

- Заполняем первую графу строения простейшего представителя

(по презентации)

 

Строение алканов

• Простейшим представителем алканов является метан. Рассмотрим строение его молекулы.

• CH4ковалентная полярная связь.

• 109°28’ – угол между связями

•  Длина связи C-H 0.109 нм

                            C-C 0.154 нм

 

 

- Заполняем вторую графу изомерия и номенклатура алканов (по презентации)

 

Изомерия алканов

Изомерия – это явление, при котором вещества имеют одинаковый качественный и количественный состав, но различные свойства.

 

Тип изомерии алканов:

1. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета)

СН3-СН2-СН2-СН3                  СН3-СН-СН3

                                                             /

                                                         СН3

      бутан                                         изобутан

- Заполняем третью графу физические свойства,  получение алканов  (по презентации)

 

Физические свойства

Алканы имеют молекулярную кристаллическую решетку

С1 -С4- бесцветные газы

С5-С17-бесцветные жидкости, имеющие запах бензина

С18-твердые вещества

Алканы малорастворимы в воде

- Заполняем четвертую графу химические свойства алканов (по презентации)

 

Химические свойства

Для алканов характерны реакции:

I. Замещение

- Галогенирование            

                  свет

CH4 + Cl2   →   CH3Cl + HCl

II. Гидратация

CH4+ Н2О → СО + 3Н2

 

III. Окисление

- Горение

СН4 +2О2 →СО2 + 2Н2О

IV. Пиролиз

       10000c

СН4 →С+ 2Н2

V. Дегидрирование

         t,Ni

 С3Н8→С3Н+ Н2

              15000C

 2СН4   →  С2Н2 + 3Н2

VI. Изомеризация        

                               t,AlCl3

СН3-СН2-СН2-СН3 →СН3-СН-СН3

                                                 /

                                             СН3

- Заполняем пятую графу.

Применение основано на химических свойствах. Работа в группах, сформулировать и рассказать о применение алканов первая группа по первому и второму хим.свойству, вторая группа по 3 и 4 хим. свойству, третья группа по 5-6 свойству.

1- Получение синтетического каучука

2- Горючее для двигателей внутреннего сгорания

3- Получение синтетического бензина

4- Растворители

5- Применение при резке и сварке металлов

6- Топливо

7- Получение типографской краски

8- Резина

 

Применение

Для получения:

1. Растворителей, хладагентов

2. Синтез-газа, получение спирта

3. Горючего

4. Типографской краски

5. Каучука, резины, уксусной кислоты (органический синтез)

 

4. Закрепление

- Работа с сигнальными карточками (ДА, НЕТ)

Вопросы:

1. общая формула алканов СnН2n+2 (ДА)

2. простейший представитель алканов пропан (НЕТ)

3. пропан и бутан – гомологи (ДА)

4. тип гибридизации алканов sp (НЕТ)

5. длина связи между атомами углерода в алканах 0,12 нм (НЕТ)

6. для алканов характерна реакция замещения (ДА)

- А сейчас каждой группе задание (найти в предложении название предельного углеводорода ( по 2 предложения каждой группе)

Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико (НОНАН)

Смета на строительство нового объекта была утверждена (МЕТАН)

- Игра в крестики нолики (гомологи, изомеры) найти выигрышный путь (какая группа найдет первой выигрышный путь)

Покажите выигрышный путь, который составляют:
    а) молекулярные формулы алканов                                                                                 б) структурные формулы алканов

СН2=СН-СН-СН3

                   /

              СН3

СН3-С-СН3

         / \

Н3С     СН3

СН2 – СН2-СН2

   |                 |

CН3          CН3

Н2С-СН2

|             |

Н2С-СН2

СН3-СН-СН3

            |

         СН3

 

СН3-СН-СН-СН3

           |        |

         Н3С   СН3

СН=С-СН2-СН3

СН3-СН3

СН3-СН=СН2

В пункте б назовите вещества, формулы которых образуют выигрышный путь.

- применение, химические свойства, (на плакате задание - составить слово) (ВАЗЕЛИН)

Из букв, соответствующих правильным ответам вы составите название смеси твёрдых и жидких алканов, которую применяют в медицине в качестве основы для приготовления мазей

 

Химические свойства алканов Применение реакции или продуктов

Горения

(+О2)

Замещения
(+СL2)

Разложение

(->C+Н2)

Неполное разложение

Реакция дегидрирования

(-Н2)

С2Н6

Получение Н2

П.

О

В

-

-

Производство хладагентов СН3СL

К

А

П

К

О

Получение С2Н2

Ю

Т

Н

З

Я

Топливо

Е

С

Ы

Д

Ж

Получение сажи

П

Т

Л

П

Ы

Производство растворителей

Я

И

О

М

Ч

Получение С2Н4

Т

О

 

Б

 

Э

 

Н

 

5. Контроль и самопроверка знаний.

Химический диктант.

1. Назвать вещество СН3-СН2-СН-СН3

                                              /

                                          СН3

2. Молекулярная формула этана

3.Тип реакции СН4 + СL2 ->

4. Гомологами или изомерами являются вещества С3Н8 и С2Н6

5. Гомологами иди изомерами являются вещества СН3-СН-СН3

                                                                                             /

                                                                                        СН3

 и СН3-СН2-СН2 - СН3

6. Сколько  сигма связей в молекуле этана

7. Длина связи между атомами углерода в молекуле пропана СН3-СН2-СН3

8. Продукты реакции размножения С2Н6 -.>

9. Продукты реакции СН4 +О2-.>

10. Продукты реакции С2Н6 -.>

11. Тип гибридизации атома углерода в молекулах алканов

 

Химический диктант (ответы на слайде)

Ответы к химическому диктанту

«Предельные углеводороды»

1. 2 метил бутан

2. С2Н6

3. Замещение

4. Гомологи

5. Изомеры

6. 7

7. 0,154 мм

8. С иН2

9. СО22О

10. С2Н4

11. Sp3

Проверяют каждый сам свой листок и оценивают себя самостоятельно учитывая критерии

Нет ошибок – 5,

1-3 ошибки -4,

4-6 ошибок-3,

7 и более – 2.

 

6. Подведение итогов урока. Что узнали нового? Какие знания и умения закрепили? Выставление оценок. Молодцы спасибо всем за работу на уроке!

 

7. Информация о домашнем задании. Доделать таблицу «Алканы». В графе №2 дать названия веществам. Учебник стр.283, вопр.5,6,8. Подготовиться к тесту «Алканы»

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Габриелян О. С. Химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

2. Габриелян О. С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. М. Дорофеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

3. Ерохин Ю. М. Химия: Учебник для средн. проф. учебных заведений.  – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

4. Ерохин Ю. М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие  для студ. средн. проф. учебных заведений/ Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Презентация к уроку по теме "Алканы"

Презентация к уроку по теме "Алканы"...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...