Учебные материалы нашей команды
учебно-методический материал
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической продукции. Ведь в ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».
Это обуславливает необходимость своевременного обеспечения специалистов системы образования новыми знаниями, информацией. Одним из способов такой информационно-методической помощи педагогам является создание и распространение методической продукции, описывающей передовой педагогический опыт, наиболее рациональные, эффективные формы, методы организации образовательного процесса, новые направления деятельности и другие актуальные темы.
Создание методической продукции, безусловно, является функциональными обязанностями методиста и одним из направлений его деятельности.
Однако преподаватель, владеющий базовыми навыками создания методической продукции, при этом активно погружающийся в современные веяния цифровой образовательной среды, довольно быстро может стать проводником передовых педагогических идей, лидером мнений, двигателем перспективного методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНА, А ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕНЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, В КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО РЕБЕНКА, РАЗВИТИЕ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
Цели проекта: — ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ — ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи проекта: ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ВОСПИТАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫХ ПРИЁМОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ДЕМОНСТРАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЁНКА; УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ, КОНКУРСАХ. СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА, СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ.
Ожидаемые результаты: - ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИИ (ОСОБЕННО В СОЦИАЛИЗАЦИИ); - С ЖЕЛАНИЕМ ПОСЕЩАЮТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; - УЧАСТВУЮТ В ВЫСТАВКАХ, КОНКУРСАХ, РАЗВЛЕЧЕНИЯХ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (АДАПТАЦИОННЫЙ) ЭТАП — ПЕДАГОГИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ; ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ, ПОДВИЖНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕМАТИКЕ ПРОЕКТА; — ПЕДАГОГИ АКТИВНО ВКЛЮЧАЮТСЯ В РАБОТУ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ); — РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И АПРОБИРУЮТСЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И РЕАЛИЗУЮТСЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ; — РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И АПРОБИРУЮТСЯ ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ;
«Ступенька к успеху» ученика 3го класса МБОУ « Хоринская СОШ» Кондакова Леонардо Я могу познавательный личностный коммуникативный регулятивный
Наши достижения
Вывод : ПРОИЗОШЛИ ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ. ПОВЫСИЛАСЬ СТЕПЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ, СТАЛО ВЫШЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА СИТУАЦИЮ, ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ДЕТИ СТАЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ РЕАГИРОВАТЬ НА МУЗЫКУ, ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОВЫСИЛАСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС И ЖЕЛАНИЕ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Список литературы: . КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: КОНВЕНЦИЯ ООН. - МОСКВА : РИОР, 2009. . БЫЛЕВСКАЯ В. Н . РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. – 1990. - №5. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. ПОД РЕД. Г.Ф.КУМАРИНОЙ. – М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ», 2001.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек рожден для мысли и действия Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности Лейтмотив проектной работы
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд» понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Цель проектной деятельности
повышению личной уверенности учащихся; обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; развивает у учащихся исследовательские умения; развивает «командный дух»; развивает коммуникабельность и умение сотрудничать. Проектное обучение способствует:
ПРОЕКТ –это шесть «П»: Проблема Поиск информации Продукт Презентация Проектирование Портфолио проекта
Классификация проектов По содержанию Монопред-метные Межпред-метные Надпредмет-ные выполняются на материале конкретного предмета интегрируется смежная тематика нескольких предметов выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу
Классификация проектов По доминирующему методу или виду деятельности исследовательские творческие ролево-игровые информационные практико-ориентированные
Классификация проектов индивидуальные парные групповые По количеству участников:
Классификация проектов долгосрочные По продолжительности краткосрочные средней продолжительности
Классификация проектов По характеру контактов: внутренние или региональные международные
Классификация проектов видеофильм доклад альбом сборник каталог макет схема план-карта выставка и др. По результатам
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ включение в процесс обучения и воспитания учащихся; наличие реальной проблемы, значимость результата деятельности; осмысленность и активность работы учащихся; умение самостоятельно и творчески действовать; правильное оформление конечного результата работы.
Роль учителя Специалист (обладает знаниями и умениями) Консультант (организует доступ к информационным ресурсам) «Человек, который задаёт вопросы» (наводящие вопросы при преодолении трудностей) Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта Будущее – в руках школьного учителя Виктор Гюго Энтузиаст (вдохновляет и мотивирует)
4. Формулирование результатов или выводов. 5 .Защита проекта Этапы проектной деятельности 1. Подготовка. 2 .Планирование . 3 .Исследование 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Виды представления проекта Доклад Газета Путеводитель Программа Письменное обращение Реферат Альманах Эссе Видеофильм Альбом Плакат
Критерии оценки проекта Актуальность Практическая направленность Значимость выполненной работы Объем и полнота работы Самостоятельность Законченность Подготовленность к восприятию другими людьми Материальное воплощение
Проект - это метод обучения - Может применяться на уроке и во внеурочное время. - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. - Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Школа будущего - школа проектов
Советы учителю, работающему по методу проектов. 1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе. 2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения. 3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.) 4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше. 5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи. 6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными. 7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Чему учит работа над проектом? Распределять правильно время; Анализировать собственные действия Презентовать результаты своего труда Доделывать все до конца Достигать поставленной цели Рассматривать тему с разных точек зрения
Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать! Кларк
Предварительный просмотр:
Павлова Н.К.
Учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Хоринская СОШ»
с.Хоринцы Олекминского района РС(Я)
УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ.
Цели урока:
- Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения;
- Развивающая: развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся.
- Коммуникативная: формирование языковой компетенции обучающихся;
- Воспитательная: нравственное воспитание, сострадание и милосердное отношение к близким и родным людям.
Задачи.
Обучающие:
- Систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;
- Вырабатывать навыки анализа текста: научить определять тему, главную мысль, проблемы текста;
Развивающие:
- развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной)в стиле рассуждения, подготовка обучающихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания, милосердия;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памяти;
- формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Материалы к уроку: текст с рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления», памятки по написанию сочинения.
Формы работы: эвристическая беседа, работа с текстом в группах, организация частично-поисковой деятельности, написание чернового варианта сочинения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, элементы проблемно-диалогической технологии.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока:
1. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.
- Ребята, сегодня у нас урок обучения сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ. Напишите тему и скажите, какие цели поставите перед собой сегодня на уроке? (1.Проанализировать текст 2.Научиться определять тему, проблему текста, выявлять авторскую позицию)
2. Мотивация деятельности.
- Как говорил М.Горький: «Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»
Итак, что? как? для чего?
3. Повторение сведений: из каких частей состоит сочинение-рассуждение.
4. Создание проблемной ситуации.
- У вас на столах лежат листы с рассказом писателя Б.Екимова «Ночь исцеления». После его прочтения, мы его проанализируем и будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения у вас есть (памятки).
5. Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст.
6. Работа в группах.
1 группа – выявить и сформулировать проблему текста, написать вступление.
2 группа – прокомментировать проблему.
3 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме.
7. Подведение итогов урока.
- Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, «сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – время еще есть, вам будет над чем поработать
8. Рефлексия.
- Добились ли вы целей, которые поставили в начале урока?
- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока:
- «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли»
- Ах, как я устал от всего этого…»
- Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».
9. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по рассказу Б.Екимова.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Шахматное образование в условиях сельской школы
Общество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить. При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается. В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Необходимо отметить у подрастающего поколения «клиповое» мышление.
Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы явяляются уникальной надпредметной дисциплиной, которая научит детей учиться.
Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся около 70% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
На данный момент в школе обучается 65 обучающихся. В начальной школе 27, в основной школе 32, средней школе 6. Школа находится в отдаленном от центра труднодоступном месте. Материальное оборудование школы недостаточно: не достаточно обеспечено интерактивными досками, нет специального кабинета для занятия шахматами. Интернет есть только в школе. Дети в основном из малообеспеченных семей- 81%. Контингент родителей: с высшим образованием-22%, средним профессиональным образованием-40%, без образования -38%. Из -за малочисленности учащихся средней школы невозможно открытие профильных классов. Дети не выбирают предметы техническогонаправления при сдаче ОГЭ,ЕГЭ. За последние 3 года в высшее учебное заведение по техническому направлению поступил 1 выпускник. Всего в школе работают 24 педагога, из них 7 педагогов высшей категории, 12 педагогов первой категории, 22 педагога имеют высшее педагогическое образование. Шашечный спорт в нашей школе является одним из популярных видов спорта за многие годы. Обучение по шахматам проводятся только в начальной школе по учебному плану. Кружком «Шашки» охвачено всего 18 учащихся. Шахматным образованием занимается 1 педагог дополнительного образования. Ежегодно в школе проводятся шашечные турниры, учащиеся активно участвуют в районных и республиканских соревнованиях по шашкам, шахматам. Учащиеся занимают призовые места в районных соревнованиях по шашкам и шахматам Популяризация шашек среди населения носит активный характер. Выросло немало поколений шашистов, которые передали интерес к шашкам своим детям. Есть положительные результаты 7 кандидатов в мастера спорта,20 перворазрядников по шашкам,98 призёров республиканских соревнований. Проведенный опыт работы с детьми свидетельствует , о том, что шашки-шахматы благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. Поэтому шахматы мы стараемся интегрировать во всех предметах в школе.
ZOOM эбэтэр ЯНДЕКС ТЕЛЕМОСТ платформа нонуо ыытыллар
дистанционнай КНРС(Я) уруогун технологическай каартата
5 кылаас. Учуутал: Николаева Полина Дмитриевна
Уруок тиэмэтэ: «Сахалыы остуол оонньуулара уонна саахымат»
Үѳрэнээччи маршрутнай илииhэ
Предмет, кылаас | КНРС(Я) 5 кылаас |
Учуутал аата | Николаева П.Д. |
nickol.polina@yandex.ru | |
89656760038 | |
Источник, ресурс | - 5 кылаас Саха Республикатын норуоттарын култуурата/Нь.Г.Никитина, А.Н.Павлов, Е.М.Поликарпова Дьокуускай, «Дани-Алмас» кинигэ кыhата, 2017 - Шахматы (доска, фигуры) - Шахматы. Учебное пособие для учащихся. Г.Н.Авксентьев. Якутск.Бичик 2002 |
Уруок темата | «Сахалыы остуол оонньуулара уонна саахымат» |
Аа5ааччы маршрутнай илииhэ
Предмет, кылаас | КНРС(Я) 4 кылаас |
Учуутал аата | Николаева П.Д. |
nickol.polina@yandex.ru | |
89656760038 | |
Источник, ресурс | - 5 кылаас Саха Республикатын норуоттарын култуурата/Нь.Г.Никитина, А.Н.Павлов, Е.М.Поликарпова Дьокуускай, «Дани-Алмас» кинигэ кыhата, 2017 - Шахматы (доска, фигуры) - Шахматы. Методическое пособие для учителей. Г.Н.Авксентьев. Якутск.Бичик 2002 |
Уруок темата | «Сахалыы остуол оонньуулара уонна саахымат» |
1.Үѳрэнэр сыалы уонна соругу туруоруу. Үѳрэнэр ба5аны тэрийии.
Уруок сыала:
1.Уерэтэр: Толкуйу, өйү-санааны сайыннарарга аналлаах остуол оонньууларын кытары билиьиннэрии.
2. Иитэр: Логическай толкуйдаах, өйтөн айар, бириэмэни көдьүүстээхтик туһанар, дьоҥҥо-сэргэҕэ сиэрдээх сыһыаннаах, үтүө майгылаах буола улаатарыгар олук ууруу; ытык ойдобуллэри иитии.
3. Сайыннарар: Сахалыы остуол уонна саахымат оонньуутун көмөтүнэн оҕо толкуйдуур дьоҕурун, өйүн-санаатын, этин-сиинин сайыннарыы.
Уруок соруктара:
Оҕо этэ-сиинэ, өйө сайдар уратытын учуоттаан сахалыы остуол оонньууларын билиһиннэрии, интэриэһи үөскэтии;
Хас биирдии дьиэ кэргэҥҥэ сахалыы остуол оонньууларын пропагандалааһын;
Сахалыы остуол оонньууларын оҕо бэйэтэ баҕа өттүнэн оонньуурун ситиһии;
1.Тэрээһин чааһа.
Киирии тыл:
Үтүѳ күнүнэн!
«Оҕону төһөнөн эрдэ өй, остуол оонньуутугар угуйаҕын да, кини соччонон сытыы, имигэс өйдөөх, билбитин сатаан олоххо туһанар, инникитин өтө көрөр кыахтаах дьиҥнээх үрдүк интеллектээх киһи буола улаатар»
Оҕо сааска киһи оонньоон үөрэнэр, сайдар кэмэ. Оҕолор сүрүн дьарыктарынан оонньуу буолар. Ханнык баҕарар оонньуу иитэр-үөрэтэр ис хоһоонноох. Оҕо өйүгэр иҥэриитэ, оҥорон көрүүтэ, өйгө тутуута, болҕомтото, өйдүүр дьоҕура оонньууннан сайдар. Билиңңи оҕо суотабай төлөппүөн, компьютер, телевизор иннигэр элбэхтик олорор. Бэлэм информацияны ыла үөрэммит оҕо толкуйдуур, айар дьоҕура сыппыыр.
Уруок хаамыыта
Учуутал: Сахалыы остуол оонньуута өбүгэбит культуратын сорҕото буолар. Бугун биьиги обугэлэрбит айбыт остуол онньууларын билсиэхпит, оонньуу быраабылатын билиэхпит уоннаоцорон коруохпут.
2.Учуутал беседата: «Саха торут оонньуулара»
- Саха дьоно былыр-былыргыттан иллэц кэмнэрин оонньоон-корулээн атааралларын астыналлара. Кыьыммыт кылгас куннээх, уьун тууннээх буолан, куну-дьылы кылгатаары, туун хойукка диэри оонньуу арааьын тэрийэллэрэ. Ордук ыраахтан хоноьо кэлэн хонно5уна, оьоххо сыалаах эт дыргыччы буьан, остуолга хоторуллунна5ына, ирэ-хоро кэпсэтэ-кэпсэтэ, аьаан-сиэн бутэн баран, араас уьуйээннэри кэпсэтэн, обугэлэрин оонньууларын санаьар эбиттэр.
Биһиги билэрбит курдук, саахымат диэн боростуой уонна чэпчэки оонньуу буолбатах. Кини спорт биир кѳрүҥэ. Онно эт – сиин күүһэ буолбакка, ѳй дьо5ура үлэлиир. Ол иһин эһигини сорудахтыыбын, бол5омтолоохтук истэн олорун уонна кѳхтѳѳхтүк кыттын.
Уруок хаамыыта | Теория | Сорудах. Эппиэт |
Демонстрация экрана 1 слайд | Уруок тиэмэтэ: «Сахалыы остуол оонньуулара уонна саахымат» | |
2-3 слайд Саха оьуора уонна саахымат (учуутал кордорор, толору быhааран биэрэр) | Учуутал кэпсээнэ: Саахымат уонна саха культурата (олбох, саха оьуордара…) | Сэhэргэhии. |
4 слайд ХАБЫЛЫК (учуутал аа5ар, толору быhааран биэрэр) | Хабылык XVI уйэ5э ебугэлэрбит киэЬээ аайы алаастарынан бэйэ – бэйэлэрин ынырсан оонньууллара Хабылык маһа 16 см уһун, 9 см кэтит, 4 мм халыҥ буолар. Ахсаана 30 устуука. 2 мүнүүтэ оонньонор. Оонньооччу хабылыгы ытыһыгар ууран баран өрө быраҕаат, илиитин көхсүгэр түһэрэн ылар. Өссө биирдэ быраҕаат, чопчу биир хабылыгы харбаан ылыахтаах. Бүтэһик биэс хабылык хааллаҕына барытын хабан ылан баран биири ылар, эбэтэр эмиэ биири эрэ хабан ылыахтаах. Бүтэһик үс хабылык хааллаҕына эмиэ үһүөннэрин хабан ылан баран биири ылар, эбэтэр биири эрэ ылар. Бүтэһик хабылыгы ытыһыгар ууран баран өрө быраҕаат, ылгын чыкыйа уонна аата суох тарбахтар ыккардыларыгар кыбытан ылыахтаах. Икки мүнүүтэ бүтүөр диэри оонньонор, элбэҕи ылбыт бастыыр. | Ыйытыыларга эппиэттээhин: - Хабылык ахсаана хас устуука эбитий? (30 устуука) - Хас мунуутэ оонньоноруй? (2 мунуутэ) - Оонньуу тугу сайыннарарый? (Киһи илиитэ, тарбаҕа имигэс, чуолкай хамсаныылаах буола сайдар) |
5 слайд ХААМЫСКА (учуутал аа5ар, толору быhааран биэрэр) | Хаамыска XVII уйэ5э нууччалар а5албыттар. Ерус кыра таастарынан оонньууллар эбит. Ол иЬин “камушки” диэн ааттан тахсыбыт. Хаамысканы биир отто 1,5 см кубик мастан оноЬуллар. Ахсаана 5 буолуохтаах. Оонньууга 4-5 киЬи кыттыан соп. Биир хаамыска кэрдиистээх, ол баЬылык буолар. Ыытааччы хаамысканы уоЬээ быра5ар. Оонньооччу дьон хабан ылыахтаахтар. Кимиэхэ баЬылык тубэспит ол са5алыыр. Бастакы оонньооччу биэс хаамысканы уна илиитигэр ылан биирин уоЬэ, туордун остуолга ыЬа быра5аат, уоЬэ бырахпыт хаамыскатын хабар. Онтон биир хаамысканы уоЬээ быра5ар, атыттары хамсаппакка эрэ остуолтан биири ылаат уоЬэ бырахпытын хабар. Хаалбыттарын биирдиилээн остуолтан хомуйар, бырахпыт хаамыскатын олорго холбуу уна ытыЬыгар хабан иьэр. Итинник биир хаамысканы уоЬэ быра5а - быра5а, атыттар ыыЬа быра5аат – иккиЬигэр остуолтан иккини биирдэ, усуЬугэр – бастаан биири, онтон уЬу биирдэ, тордуЬугэр – туорду бииргэ холбуу хабар, бэсиЬигэр-биирдии хаамысканы остуолга субуруччу уурар. Онтон барыларын биирдэ сотон ылар. Ити курдук бара турар. | Ыйытыыларга эппиэттээhин - Хаамыска ахсаана хас устуука эбитий? (5 устуука) - Хас мунуутэ оонньоноруй? (2 мунуутэ) - Оонньууга хас киьи кыттарый? (4-5 киьи) - Оонньуу тугу сайыннарарый? (Хаамыскаһыт тарбаҕа имигэһин, хапсаҕайын таһынан түргэнник хамсанар, сытыы-сымса буолуохтаах) |
6 слайд ТЫКСААН (учуутал аа5ар, толору быhааран биэрэр) | Тыксаан оонньууга тала5ы ортотунан анардаан, уьуна 2см гына оноьуллубут фишкалар наадалар. Биир фишка бэлиэлээх буолар. Фишкалары остуолга быра5абыт. Биир бэлиэлээх фишканан атын фишкалары тарбахпытынан тыгабыт. Хаьан сыыьыаххар диэри таба-таба бара тура5ын. Ким элбэх фишкалаах кыайар. Сыыьа таппыт киьи уочараттан туораан иьэр. | Ыйытыыларга эппиэттээhин - Оссо ханнык остуол оонньууларын билэ5ит? |
7 слайд СААХЫМАТ (учуутал аа5ар, толору быhааран биэрэр) | Саахымат - аатырбыт логическэй оонньуу. Искусство, наука уонна спорт ыккардыларыгар сытар. Аан дойдуга былыр былыргаттан үөдүйбүт оонньуулартан биирдэстэрэ. Икки оонньооччу анал быраабыланы тутуһан уочаратынан фигууралары хаамтаран оонньууллар. Саахымат өйү сайыннарар оонньуу быһыытынан биллэр[1]. Саахымакка биир- икки оонньооччулар киирэллэр. Также возможно играют одной группы шахматистов против одного игра, такие партии часто консультационные. Маны таһынан, биир күүстээх утарылаһааччыны утары хас да утарылаһааччыны, туспа дуоскаҕа оонньуур бириэмэлээх оонньуу практиката баар. | Сэьэргэьии: Оонньуу быраабылата сүрүннээн XV үйэлэргэ үөскээбитэ; аныгы официальнай турнирдарга фигураны көһүү эрэ буолбакка, судьуйа бырааба, оонньооччулар сиэр- майгы быраабылалара уонна бириэмэ быраабылалара туттуллаллар. Дистанционнай дьайыылаах оонньуу, холобур, биэрэпиһинэн, телефонунан эбэтэр Интернет нөҥүө туспа быраабылалардаах. |
8 слайд Кылгастык саахымат историяттан: | Кылгастык саахымат историяттан: 2000 сыл анараа ѳттүгэр Индия5а олорбут раджа –БАГРАМ диэн олус ѳйдѳѳх киһи саахымат диэн оонньууну толкуйдаабыт. «Раджа» тыл индийскэй тыл –хоруол диэн бѳрѳбүѳттэнэр. Бу киһи ыаллыы сытар дойдуларын кытта сэриилэһэрин туохтаа5ар да ордорор эбит. Раджа –Баграм кѳмѳлѳһѳѳччүлэрэ сэриини хайдах тохтотор туһунан толкуйга түспүттэр. Хас биирдии оонньооччуга халыҥ аармыйалаах. Ким булугас ѳйдѳѳх- ол киһи кыайар. Баграм бу оонньууну олус сэҥээрбит уонна хамначчыттарыгар үѳрэтин диэн бирикээстээбит. Ол кэмтэн ыла Индия5а сэриилэр тохтообуттар. | Ыйытыыларга эппиэттээhин - Саахымат ханнык дойдуттан кэлбитий? (Индия) - Хоруол аата ким диэн эбитий? (Баграм) - Хоруол Баграм тугу гынарын туохтаа5ар да ордорор эбитий? Мин эһиэхэ элбэх сорудахтаах кэллим, ону кыһаллан толоруохпутун наада. Сорудах: Геометрическай фигураны сѳпкѳ этэн сорудах таһаара5ыт уонна толоро5ут. Онтон бүтэһик соруда5ы сѳпкѳ таайдаххытына, ѳс хоһооно тахсыахтаах. (Биир бэйэҥ бэрт буолуоҥ суо5а). Ыйытыыларга эппиэттээhин |
9 слайд Анатолий Карпов в Якутии. | В начале июня 1976 года размеренную жизнь Якутска нарушило известие о приезде в столицу чемпиона мира, гроссмейстера Анатолия Карпова. Повсюду – в автобусе, на улицах, в кабинетах – были только и разговоры об этом событии. Не удивительно, что все встречи прошли при полном аншлаге. В то время звезды мирового спорта особо не баловали якутян визитами. Здесь стоит напомнить, что звание 12-го чемпиона мира Карпов получил 3 апреля 1975 года. С большим интересом собравшиеся выслушали выступление Анатолия Карпова. После этого гроссмейстер дал сеанс одновременной игры на двадцати досках. Федерация шахмат республики постаралась, чтобы в нем участвовали все ведущие игроки республики. Во второй день визита Анатолий Карпов в здании Ленского объединенного речного пароходства встретился с речниками. После торжественной части он дал сеанс одновременной игры на 25 досках. Против гроссмейстера свои силы попробовали лучшие игроки общества «Водник» и из других предприятий столицы. 17 июня против чемпиона мира 20 своих лучших шахматистов выставили авиаторы республики. | - Анатолий Карпов 1976 сыллаахха ханна кэлбит эбитий? - Аан дойду 12 чемпионун аатын хас сыллаахха сүкпүтүй? - Бастакы күнүгэр сеанс биэрэригэр хас киһини кытта оонньообутуй? - Иккис күнүгэр кимнээ5и уонна хас киһини кытта оонньообутуй? - Бэс ыйын 17 күнүгэр кимнээ5и уонна хас киһини кытта оонньообутуй? - Барыта холбоон хас киһини кытта оонньообутуй? ( Эбэтэр задаача боппуруоһун о5олорго толкуйдатыы) |
Үѳрэнэр соругу толоруу. Ханнык фигура тиийбэтий? Фигураны ааттаан. |
-Саахыматнай дуоска квадраттара хайдах дьүһүннээхтэрий? | Сѳпкѳ эппиэттээ. -от күѳх квадрат -маҥан уонна хара - хара поле -маҥан поле -64 -32 -32 |
10 слайд ВЕРТИКАЛЬ ГОРИЗОНТАЛЬ ДИАГОНАЛЬ | - Хонууга элбэх суол баар. - Уҥа – хаҥас бардахха - бу… - Онтон муннуктан муннукка | (вертикаль), (горизонталь). (диагональ) |
11 слайд Үѳрэнэр соругу толоруу | - Квадраттартан вертикальнай суолу сааһылаан, онтон горизонтальнай суолу - Вертикальнай уонна горизонтальнай суол саахыматнай дуоскађа хас баарый? -Саахыматнай дуоскађа саамай уһун диагональ оҥор. - Саамай уһун уонна кылгас диагональ хас квадраттаа5ый? | - остуолга оноруу - 8+8 - тутуу - 8,2 |
12-13 слайд Оонньуу "Саахымат фигуратын бил" | Сал5ыы сорудахпыт: - биһиги билэбит кини ордук. То5о ордугуй? (араҥас тѳгүрүк). - Кыһыл, ол гынан баран квадрат буолбатах. (кыһыл үс муннук) | О5олор саахымат фигуратын кѳрѳн таайаллар - мѳһѳѳччүк |
14-18 слайд " Саахымат фигуратын параада" | фигуралар миэстэлэрин булларыы Тылы ситэр. Маҥан этэрээт, хара этэрээт, Кытаанах бэрээдэктээх. Хас биирдии этэрээккэ Ɵйдѳѳн кѳр -
-Кинилэр сүрүн буойуннар. Иннигэр кэчигирэһэн тураллар- саллаат…(пешкалар) | - ладьялар - аттар - слоннар - ферзь уонна хоруол - пешкалар |
19 слайд БЫРААБЫЛА | - Фигуралар бары бэйэлэрин миэстэлэригэр тураллар. - Фигураларбытын туруортуохпут иннинэ саахыматнай дуоскабытын бэрэбиэркэлиибит. - Ферзь бэйэтин дьүһүнүн сѳбүлүүр. - дьэ маннык сааһыланан баран оонньууну са5алыыллар. О5олоор ѳйдѳѳн, саахымат диэн хамаанданан оонньуу, бу оонньууга бары фигуралар бэйэ бэйэни кѳмүскүү, кѳмѳлѳһѳ оонньууллар. -Хаамыыны маҥан фигуралар сађалыыллар. | Дуосканы сѳпкѳ уур, |
Динамическай пауза | 1) Уҥа илиибитигэр пешканы ылабыт. Илиибитин утары уунан баран, хаҥас илиибитигэр ылабыт. Турабыт. Уҥа илиибитигэр пешкалаахпыт. Илиибитин кѳнѳтүк үѳһэ кѳтѳ5ѳбүт. Пешканы хаҥас илиибитэгэр биэрэбит. Илиилэрбитин тѳттѳрү аллараа түһэрэбит. 2) Турабыт. Саахымат фигуратыттан икки илиибитинэн тутуһабыт. Иннибит диэки тѳҥкѳйѳбүт. Саахымат фигуратын муоста5а уурабыт. Кѳнѳтүк турабыт. Онтон эмиэ тѳҥкѳйѳбүт, саахымат фигуратын тѳттѳрү ылабыт. 3) Атахпытын тобугун токурутан баран, ат фигурата буолабыт. Илиибитин уҥа, хаҥас тутабыт. Сиспитин кѳннѳрѳбүт, турабыт. Тѳбѳбүтүн хамсаппакка эрэ уҥа, хаҥас, үѳһэ, аллараа кѳрѳбүт. Харахпытын симптибит, астыбыт. Түннүк диэки хайыстыбыт. Ыраах туох баарын кѳрѳбүт. Түннүгү кѳрдүбүт(түннүк тааһыгар точка булабыт) | О5олор экраны корон туран учуутал дьарыгын толороллор |
Учуутал экранна кордорор Бу фигуралар ааттара? | Саамай кыра размердаа5ы булабыт. (прямоугольник) Хатылыахха, фигуралар хайдах хаамаллар этэй. | О5олор эппиэттииллэр |
Оонньуу «Ким суолай» | -Бүтэһик сорудах. Эппитим курдук ѳс хоһоонун таһаарабыт. ( биир) (бэйэн) (бэрт) (буолуон) ( суо5а) | Эппиэтэ: Биир бэйэҥ бэрт буолуоҥ суо5а. |
!!! СААХЫМАТ ис хоһоонун быһаарыҥ? | + Эйэлээхтик, бол5омтолоохтук оонньуохха наада. Фигуралар бэйэ бэйэ5э кѳмѳлѳһѳн ооньууллар. Биир хамаанда буоланнар. Ѳскѳтүн эһиги тугу эмит ѳйдѳѳбѳтѳх буоллаххытына- хаҥас илиигитин кѳтѳ5үн. Ѳскѳтүн эһиэхэ барыта ѳйдѳнѳр уонна сѳбүлээбит буоллаххытына- уҥа илиигитин кѳтѳ5үн. Саахымат оонньуутун сѳбүлүүр уонна оонньуоххутун ба5арар буоллаххытына икки илиигитин уунун. | О5олор эппиэттэьэллэр, санааларын этэллэр |
Рефлексия | - О5олоор, арай былыр Индия5а саахымат оонньуутун айбатахтара буоллар раджа Баграм ол сэриини кыайыа этэ дуо? То5о? 1. Тугу ордук сѳбүлээтим…………….. 2.Тугу ордук интэриэhиргээтим……… 3.Тугу ыарыр5аттым………………. | Сэhэргэhии. Бэйэ санаатын толору этии. Сыаналааһын |
Тумук | -Дьэ ол курдук о5олор, саха остуол оонньуулара уонна саахымат толкуйу, өйү-санааны сайыннарарга аналлаах олус туьалаах оонньуулар эбит дии. -Саха культууратыгар саахымат технологиятынан араас оьуордаах –мандардаах олбохтору, саха таьаьын, унтуу билэтин о.д.а тигиэххэ соп эбит, саахымат технологията саха оьуор ункуутугэр эмиэ костор. Мин санаабар бары дьарыгы сѳбүлээтэххит буолуо. - Маладьыастар! Мин эмиэ эһиги кѳхтѳѳх үлэ5итин сѳбүлээтим, барыгытыгар махтал! Корсуоххэ диэри! | Корсуоххэ диэри! |
Дьиэ5э сорудах: | Практика: Саахымакка оонньууллар | Дьиэ5э улэни сурунуу |
Туттуллубут литератууралар, матырыйааллар.
1.Саахымат (саахымат доската, фигуралар)
2. 4 кылаас Саха Республикатын норуоттарын култуурата/Е.И.Винокурова, Е.П.Чехордуна, Л.Г.Дедюкина Дьокуускай, «Бичик» кинигэ кыhата, 2013
3. Шахматы. Методическое пособие для учителей. Г.Н.Авксентьев. Якутск.Бичик 2002. 4.Шахматы. Учебное пособие для учащихся. Г.Н.Авксентьев. Якутск.Бичик 2002. 5.Интернет ресурстартан хартыыналар (презентация онорорго) 6.С.Р.Иванова «Саха танаьа» учууталга кордорор матырыйаал, Якутск 1993. 7.И.Г.Федоров Обугэбит оло5о-дьаьа5а: ойуулаах тылдьыт, Дьокуускай 2012 8.С.И.Петрова Обугэ танаьа уонна итэ5эл, Дьокуускай 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные учебные материалы
В данном разделе представлены электронные учебные материалы по курсам дисциплин "Компьютерные сети" и "Информационные технологии"...
в помощь студенту _учебные материалы по дисциплине "История" (для всех специальностей)
учебные материалы по дисциплине "История" (для всех специальностей):1 - в основе курса учебное пособиеН.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.П. Петров "История Отечества 20век"ссылка для скачив...
Статья на тему: «Электронные учебные материалы. Виды электронных учебных материалов»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.К ЭОР относятся: Учебные видеофильмы Звук...
Учебные материалы к дисциплине "Право" !
Для чего необходима дисциплина "Право"?Первое: Право следует изучать для того, чтобы юридически и безукоризненно точно обосновывать свою правоту! Второе: Право необходимо изучать для то...
Учебные материалы
Учебные материалы...
ЛАЙФХАК ОТ НАШЕЙ КОМАНДЫ
Несколько советов от команды "Стороны горизонта"...
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУПу. 04 Математика
Материалы собраны и систематизированы на основе рабочей программы и Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования....