Индивидуально-личностный подход в системе современного профессионального образования
статья

Гребнев Геннадий Иосифович

Данная статья познакомит читателей с личностным подходом в организации учебно-воспитательного процесса в современном профессиональном училище

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_grebnev_g.i.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Гребнев Г.И.

Индивидуально-личностный подход

в системе современного профессионального образования

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса в современном профессиональном училище. Суть личностного подхода в том, что в профессиональное училище приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать преподавателю, мастеру производственного обучения в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все учащиеся защищены в своей группе и в своем учебном заведении. Вместе с тем только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие учащегося. Именно личность ученика и личность педагога - главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ученика. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с учащимися поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого учащегося. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с учениками педагоги-воспитатели руководствуются следующими принципами:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "учитель - ученик - класс";
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

  1. Педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого  ученика;
  2. Используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют группы учеников с разным уровнем интеллектуального развития. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа требует от педагогов особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Таким ученикам требуется известная свобода действий в учебной и внеучебной работе, для них увеличивается доля свободного времени для развития способностей и для саморазвития. Учитель должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных учащихся создаются необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельность.
  3. Проектируется развитие ценностных ориентации, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащегося.
  4. Дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
  5. Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

Деятельность учителя, мастера производственного обучения на уроке с личностно-ориентированной направленностью является:

  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся.
  • Сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как учащийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  • Оценка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учащихся в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого учащегося, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Мастер п/о ГКУ  ПУ № 4

 Гребнев Г.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

БИНАРНЫЙ УРОК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведутпо определённой теме два или несколько педагогов - предметников.Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областейдля решения одно...

Формы и виды педагогического контроля в современной системе среднего профессионального образования

Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, п...