Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
план-конспект урока

Калиева Адэля Тахировна

Предварительный просмотр:

Предмет:  технология

Класс:  5 класс

 Тема урока:  «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Базовый учебник:  «Технология  ведения дома»  5 класс  авторы - Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Планируемый результат

Предметные:  знать понятия  композиция, орнамент, основные приемы, правила  и средства  композиции на примере ДПИ; уметь зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Личностные:    ясно,  точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные: обучающиеся получат знания о композиции, правилах.  

Научатся находить и выделять главное.

Технология проведения

Деятельность

       учеников

Деятельность

                      учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Организационный момент. Повторение пройденного. 

10мин

  1. Приветствуют учителя
  2. Обсуждают, слушают

Заполняют карточки и проверяют друг друга, ставят отметки друг другу.

Дети отвечают

Приветствует учеников и просит их отметить с каким настроением они пришли сегодня и готовность к уроку.

Показывает презентацию, просит учащихся проверить по ней карточки.

Работа в ленинапс

Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с темой декоративно прикладное искусство. Что это такое? Хорошо! Перед вами карточки задания, сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал, ответив на них.

Проверьте друг друга поменяйтесь карточками, поставьте отметки. Если справились со всем то поставьте балл в лист самооценки

 

2.Хорошо, теперь мы продолжим и выполним с вами вместе задание в ленингапсе. Нужно соотнести название ДПИ и картинку.

https://learningapps.org/display?v=pra92ogxn18 

Осуществлять актуализацию личного опыта, приводить примеры.

Умение слушать учителя и одноклассников,

Обсуждать ответы одноклассников

Высказывать собственное мнение

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Вызвать интерес к изучаемому материалу

Постановка  целей с учётом уровня знаний учащихся.

5мин

Смотрят, размышляют, выдвигают гипотезы о том, что такое композиция.

Высказывают предположения,  для чего человек использует композицию.

Выдвигают предположения о теме.

Демонстрирует изделия (одежда, кухонные текстильные изделия)

Воспринимает (слушает), корректирует, подводит к формулировке темы и целей.

Проблемные вопросы: у кого то в детстве был калейдоскоп и что мы там видели? Давайте посмотрим .Что вы увидели? Расскажите о своих впечатлениях. (Разные элементы,частицы образуют красивую картинку, так? Соединяясь они образуют композицию)  Выскажите предположение, что  такое композиция? Найдите определение в учебнике – стр 156.

Выскажите предположения,  для чего используется композиция?

 Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Запишите тему урока.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

 (Познавательные УУД).

Формирование познавательной цели. Формулирование   проблемы

 (Коммуникативные УУД).

 Коррекция высказанных мнений.

(Регулятивные УУД).

Целеполагание.

Планирование.

 Прогнозирование.

III. Изучение нового

 (10 мин)

Получить новые знания и расширить кругозор обучающегося

Анализируют  текст, просматривают презентацию.  Отвечают на поставленные вопросы,

Работают с учебником и РТ.

Наблюдает, направляет, и корректирует деятельность учащихся, демонстрирует презентацию с   основами  композиции, орнамента

Задание по слайду

  Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.  

Как вы думаете, чем отличаются композиции?

 Разобрать виды композиций. (Записать: статичная и диначичная)

  Посмотрите презентацию и записать основные понятия.

(Коммуникативные УУД). Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение.

Сотрудничать  в поиске и сборе информации.

 (Познавательные УУД). Поиск и выделение информации.   Анализировать   презентацию с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей.

(Регулятивные УУД).

Контроль и коррекция

Физкультминутка

(1 мин.)

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите!

Поднимите,опустите.

Вправо,влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

IV. Закрепление  нового  (10 мин)

Усвоить,  полученные знания

- проверить умение создавать стилизацию предметов;

Выполняют практическую работу.

Наблюдает, руководит,  служит проводником,  оказывает содействие.

Сейчас ваша задача создать коллективную работу с применением заготовок, каждая группа выполнила цветы, птичек и листья из цветной бумаги. Нужно создать симметричную или ассиметричную композицию, динамичную или статичную и приклеить.

Продемонстрируйте свои работы.

Поставьте себе балл за практическую работу в листе.

У вас в листе самооценки также есть отметка капитана команды, если он считает что вы хорошо работали в команде, то может вам поставить балл, если нет то знак вопроса.

 (Познавательные УУД).

Установления причинно-следственных связей.

   Понимать на слух ответы учащихся.

 (Коммуникативные УУД).

Инициативное сотрудничество.

V Контроль (2мин)

Проводят исследования, сравнивают  и анализирую.

Проводят самоконтроль и взаимоконтроль.

Наблюдает, проверяет знания, контролирует

На закрепление полученных знаний выполните следующее задание - Технологическое домино выполнить командой

Теперь посчитайте количество баллов на конец урока и поставьте себе отметку.

 

 

 (Коммуникативные УУД) Контроль, оценка действий, коррекция.

(Познавательные УУД)

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Подведение под понятия, выведение следствий.

(Личностные УУД).

Самоопределение.

 (Регулятивные УУД).  Взаимоконтроль.  

Контроль. Коррекция. Оценка.

VI. Рефлексия (3мин)

 - зафиксировать  новое содержание, изученное на уроке,

 -    организовать    самооценку учениками собственной учебной деятельности.  

  - соотнести    цель и результаты урока    

 

Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи.

Принимает,  соглашается,

Раскрывает  основные  критерии.  

  1. Сегодня на уроке я научился…
  2. Сегодня я узнал что….
  3. Я поняла что…
  4. Теперь я могу…
  5. Мне захотелось…

В листе самооценки отметьте свое настроение на конец урока.

 (Коммуникативные УУД).

Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями.

 (Регулятивные УУД).

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 (Личностные УУД). 

Нравственно-этическое оценивание

Технологическое домино

Композиция

Узор, основанный на повторении и чередовании  составляющих его элементов.

Статичная композиция

Отсутствие симметрии

Принцип построения композиции, где элементы расположены одинаково относительно плоскости или центра.

Динамичная композиция

Ритм

Передача движения и создание пространства в композиции.

Чередование каких-либо элементов в определнной последовательности.

Симметрия

Асимметрия

Составление, соединение, сочетание каких-либо частей в единое целое

Стилизация

Состояние покоя, устойчивости в композиции.



Предварительный просмотр:

Предмет:  технология

Класс:  5 класс

 Тема урока:  «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Базовый учебник:  «Технология  ведения дома»  5 класс  авторы - Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Планируемый результат

Предметные:  знать понятия  композиция, орнамент, основные приемы, правила  и средства  композиции на примере ДПИ; уметь зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Личностные:    ясно,  точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные: обучающиеся получат знания о композиции, правилах.  

Научатся находить и выделять главное.

Технология проведения

Деятельность

       учеников

Деятельность

                      учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Организационный момент. Повторение пройденного. 

10мин

  1. Приветствуют учителя
  2. Обсуждают, слушают

Заполняют карточки и проверяют друг друга, ставят отметки друг другу.

Дети отвечают

Приветствует учеников и просит их отметить с каким настроением они пришли сегодня и готовность к уроку.

Показывает презентацию, просит учащихся проверить по ней карточки.

Работа в ленинапс

Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с темой декоративно прикладное искусство. Что это такое? Хорошо! Перед вами карточки задания, сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал, ответив на них.

Проверьте друг друга поменяйтесь карточками, поставьте отметки. Если справились со всем то поставьте балл в лист самооценки

 

2.Хорошо, теперь мы продолжим и выполним с вами вместе задание в ленингапсе. Нужно соотнести название ДПИ и картинку.

https://learningapps.org/display?v=pra92ogxn18 

Осуществлять актуализацию личного опыта, приводить примеры.

Умение слушать учителя и одноклассников,

Обсуждать ответы одноклассников

Высказывать собственное мнение

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Вызвать интерес к изучаемому материалу

Постановка  целей с учётом уровня знаний учащихся.

5мин

Смотрят, размышляют, выдвигают гипотезы о том, что такое композиция.

Высказывают предположения,  для чего человек использует композицию.

Выдвигают предположения о теме.

Демонстрирует изделия (одежда, кухонные текстильные изделия)

Воспринимает (слушает), корректирует, подводит к формулировке темы и целей.

Проблемные вопросы: у кого то в детстве был калейдоскоп и что мы там видели? Давайте посмотрим .Что вы увидели? Расскажите о своих впечатлениях. (Разные элементы,частицы образуют красивую картинку, так? Соединяясь они образуют композицию)  Выскажите предположение, что  такое композиция? Найдите определение в учебнике – стр 156.

Выскажите предположения,  для чего используется композиция?

 Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Запишите тему урока.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

 (Познавательные УУД).

Формирование познавательной цели. Формулирование   проблемы

 (Коммуникативные УУД).

 Коррекция высказанных мнений.

(Регулятивные УУД).

Целеполагание.

Планирование.

 Прогнозирование.

III. Изучение нового

 (10 мин)

Получить новые знания и расширить кругозор обучающегося

Анализируют  текст, просматривают презентацию.  Отвечают на поставленные вопросы,

Работают с учебником и РТ.

Наблюдает, направляет, и корректирует деятельность учащихся, демонстрирует презентацию с   основами  композиции, орнамента

Задание по слайду

  Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.  

Как вы думаете, чем отличаются композиции?

 Разобрать виды композиций. (Записать: статичная и диначичная)

  Посмотрите презентацию и записать основные понятия.

(Коммуникативные УУД). Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение.

Сотрудничать  в поиске и сборе информации.

 (Познавательные УУД). Поиск и выделение информации.   Анализировать   презентацию с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей.

(Регулятивные УУД).

Контроль и коррекция

Физкультминутка

(1 мин.)

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите!

Поднимите,опустите.

Вправо,влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

IV. Закрепление  нового  (10 мин)

Усвоить,  полученные знания

- проверить умение создавать стилизацию предметов;

Выполняют практическую работу.

Наблюдает, руководит,  служит проводником,  оказывает содействие.

Сейчас ваша задача создать коллективную работу с применением заготовок, каждая группа выполнила цветы, птичек и листья из цветной бумаги. Нужно создать симметричную или ассиметричную композицию, динамичную или статичную и приклеить.

Продемонстрируйте свои работы.

Поставьте себе балл за практическую работу в листе.

У вас в листе самооценки также есть отметка капитана команды, если он считает что вы хорошо работали в команде, то может вам поставить балл, если нет то знак вопроса.

 (Познавательные УУД).

Установления причинно-следственных связей.

   Понимать на слух ответы учащихся.

 (Коммуникативные УУД).

Инициативное сотрудничество.

V Контроль (2мин)

Проводят исследования, сравнивают  и анализирую.

Проводят самоконтроль и взаимоконтроль.

Наблюдает, проверяет знания, контролирует

На закрепление полученных знаний выполните следующее задание - Технологическое домино выполнить командой

Теперь посчитайте количество баллов на конец урока и поставьте себе отметку.

 

 

 (Коммуникативные УУД) Контроль, оценка действий, коррекция.

(Познавательные УУД)

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Подведение под понятия, выведение следствий.

(Личностные УУД).

Самоопределение.

 (Регулятивные УУД).  Взаимоконтроль.  

Контроль. Коррекция. Оценка.

VI. Рефлексия (3мин)

 - зафиксировать  новое содержание, изученное на уроке,

 -    организовать    самооценку учениками собственной учебной деятельности.  

  - соотнести    цель и результаты урока    

 

Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи.

Принимает,  соглашается,

Раскрывает  основные  критерии.  

  1. Сегодня на уроке я научился…
  2. Сегодня я узнал что….
  3. Я поняла что…
  4. Теперь я могу…
  5. Мне захотелось…

В листе самооценки отметьте свое настроение на конец урока.

 (Коммуникативные УУД).

Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями.

 (Регулятивные УУД).

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 (Личностные УУД). 

Нравственно-этическое оценивание

Технологическое домино

Композиция

Узор, основанный на повторении и чередовании  составляющих его элементов.

Статичная композиция

Отсутствие симметрии

Принцип построения композиции, где элементы расположены одинаково относительно плоскости или центра.

Динамичная композиция

Ритм

Передача движения и создание пространства в композиции.

Чередование каких-либо элементов в определнной последовательности.

Симметрия

Асимметрия

Составление, соединение, сочетание каких-либо частей в единое целое

Стилизация

Состояние покоя, устойчивости в композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методическая работа "Живопись на стекле" предмет ( декоративно-прикладное искусство).

В метод.работе  я разработала методику обучения учащихся приёмам живописи на стекле. Она построена на подробном и последовательном объяснении технических тонкостей этой техники по нарастающей: от...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.

Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам:  Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...

Дистанционные занятия по предмету технология (декоративно-прикладное искусство)

Дистанционные занятия по предмету технология (декоративно-прикладное искусство)Необходимость представлять учебные пособия в качестве видео мастер-классов возникла на основе нескольких причин:Недо...