Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
статья

Попова Вера Савельевна

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма, масштабов его психофизического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, учебной определяются уровнем здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе                                                                                                                         

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма, масштабов его психофизического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, учебной определяются уровнем здоровья человека.

В федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется здоровьесбережению студентов. Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ),  – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В период обучения в техникуме большое значение имеет формирование потребностей здоровой личности на определенной нравственной высоте. Процесс образования должен обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей студентов в получении профессионально значимой информации, познаний, общении, социальном признании и личностном выражении.

Для реализации здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образовательного пространства требуется качественное обучение, развитие и воспитание студентов, не наносящие ущерба их здоровью. Для этого требуется контроль результатов работы каждого образовательного учреждения по грамотному внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

  1.             Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения.
  2.        Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на занятиях физической культурой и в работе спортивных секций.
  3. Экологические здоровьесбергающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы  области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание гармоничных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В техникуме - это обустройство прилегающих территорий, зеленые растения в кабинетах, рекреациях,и участие в природоохранных мероприятиях.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОКЖ) реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья - это частный случай  главной задачи – сохранения жизни, то требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному  учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих  технологий. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается при изучении курсов ОБЖ и БЖ.
    5.Здоровьесберегающие  образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:
    *организационно - педагогические технологии (ОПТ),  определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированного в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
    * психолого-воспитательные технологии  ( ППТ), связаны не с работой преподавателя на занятиях;

*учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают

программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье, формированию культуры здоровья студентов,  мотивации их к здоровому образу жизни, неприятию вредных привычек, предусматривающих также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.
Отдельное место занимают еще две группы технологий:
* социально адаптирующие  и личностно-развивающие, которые включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической реализации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только студентов, но и их родителей, а также педагогов;
* лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ), составляют самостоятельные медико-педагические  области занятий, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья студентов.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем: сохранение и укрепление здоровья студентов.
В работе преподавателя здоровьесберегающие технологии можно представить, как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» техник и элементов педагогического
мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности студента к учебном процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
Это работа преподавателя, при которой полноценно выполняется учебная программа, формируя у студентов интерес к предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности студентов для  повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической   адаптированности  студентов обусловлена тем, что это качество играет определяющую роль в жизни человека, именно на данном этапе его развития. Высокий педагогический профессионализм позволит достичь благоприятных результатов, лишь при условии использования  всех здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политич...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.

Цель внедрения и использования здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающемуся образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знани...

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях....

Презентация к выступлению "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОГАПОУ "Алексеевский колледж"

В презентации представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, реализующего ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Методическая разработка по физической культуре...