Идентичность приемного ребенка
статья

Довгалева Марина Валерьевна

Формирование, кризис, восстановление идентичности. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл identichnost_priemnogo_rebenka.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Идентичность приемного ребенка». Рекомендации для родителей.

Довгалева Марина Валерьевна,

педагог - психолог службы подбора,

подготовки и сопровождения замещающих семей

КГКУ Детский дом 4 г. Хабаровск

Формирование идентичности        : чтобы понять, почему приемные дети больше других склонны формировать идентичность, основанную на чувстве стыда, несмотря на усилия родителей, помогающих им создать положительную самооценку, нужно сначала дать определение понятию идентичности. На простейшем уровне идентичность можно определить как представление человека о самом себе. Это представление меняется с течением жизни. В возрасте тридцати лет большинство людей скажет, что они уже не такие, как были в двадцать или в десять лет. В пятьдесят многие скажут, что они больше не те, что были в тридцать. Идентичность является одновременно и процессом и характеристикой человека в определенный момент времени. Наша идентичность растет вместе с нами и изменяется с каждой переменой в нашей жизни, ее можно даже «временно потерять, а потом найти». Идентичность изменчива, поскольку она частично формируется как ответ на роли индивида, окружающую его среду и значимых для него людей, а все эти факторы меняются на протяжении жизни.

Кризис идентичности ребенка: кризис идентичности психологи часто называют «поисками себя». Человек экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с новыми родителями и их надежности. Кроме того, ребенок вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем.

Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для ребенка. Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от ребенка подробности его усыновления не стоит. Нужно лишь постараться говорить с ребенком на его языке, объяснить ему обстоятельства усыновления приемлемым образом. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Ребенок должен понимать, что ждет его дальше.

         Восстановление идентичности ребенка: этот процесс невозможен без четких связей с его прошлым. Ребенку нужно предоставить максимально полную информацию о его кровной семье. Соберите его фотографии в младенчестве, фотографии его бабушек и всех дальних родственников. Обобщите в «семейный альбом». Если нет возможности достать фотографии – найдите время и предложите ребенку нарисовать семью такой, какой он её помнит. Уделяйте больше внимания позитивным воспоминаниям. Попытайтесь осторожно спросить у ребенка, что он думает о расставании со своей родной семьей. Не стоит негативно воспринимать желание ребенка встречаться со своими кровными родителями. Любой ребенок будет любить свою настоящую семью, не смотря на травматический опыт в прошлом.

Самое важное, что могут сделать приемные родители для сохранения идентичности ребенка – это открыто обсуждать все возникающие проблемы. Ни один вопрос ребенка, ни одно его воспоминание не должно уходить «в никуда». Надо понимать, что, если ребенок хочет знать все подробности о своем рождении и своей семье – это не значит, что он отвергает приемную. Будьте рядом постоянно, и однажды приемная семья станет ему родной. И проблема кризиса идентичности приемного ребенка просто перестанет существовать.

Советы приемным родителям:

1.Принимайте чувства ребенка независимо от того, разделяете вы их или нет.

2.Объясняйте ребенку, что всю информацию нужно стараться воспринимать позитивно, например, учите его спрашивать себя: «Знает ли меня этот человек, чтобы судить обо мне?»

3.Учите ребенка принимать комплименты, даже если он не согласен с ними.

4.Учите ребенка контролировать свои чувства, особенно ярость.

5.Хвалите ребенка, будьте с ним искренни и честны.

6.Принимайте цели и способности ребенка, даже если они плохо сочетаются с интересами остальных членов семьи.

7.Помогайте ребенку расстаться со старыми обидами и негативными эмоциями, разговаривайте с ним о том, что случилось, о причинах произошедшего и о его роли в данной ситуации.

8.Помогайте ребенку видеть его сильные стороны и вместе боритесь со слабостями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Этнокультурная и личностная идентичность в условиях развития гражданского общества.

Процесс воспитания личностной и этнокультурной идентичности в образовательном пространстве современной России предполагает складывание целостной картины мира; выработку человеком собственной жизненной...

В Кызыле пройдет серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия

15 октября 2021 года на площадках МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла и ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» пройдет серия образовательно-просветительских мероприятий по вопрос...

Спорт как элемент взаимодействия приемного родителя и ребенка (подростка)

Спорт – это одних из важных элементов воспитания гармоничной личности ребенка (подростка)....

Роль традиционных духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идентичности

Роль традиционных духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идентичности является одной из ключевых тем современного общественного дискурса. В эпоху глобализации, когда мир становится...

"Для каждого отказного ребенка найдется в России приемная семья"

Стендовый доклад "Для каждого отказного ребенка найдется в России приемная семья" был сделан моими студентами для городского студенеского форума "Ребенок - особый пациент" 31.10.20...