Я – творец своей души
проект

Долгих Галина Николаевна

Методическая разработка. Данную разработку может применить классный руководитель в своей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_tvorets_svoey_dushi.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
 

Духовное и нравственное воспитание

Тематическое направление

«Я – творец своей души»

Название методической разработки

Автор: Долгих Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» г. Назарово

2021 год

  1. Пояснительная записка:

Тематическое направление - духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия – «Я – творец своей души».

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом. 

Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. 

В чем мы видим духовно-нравственное воспитание школьников? В смысле посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, к семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность... В этих словах близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи. 

В современном мире, где осталось так мало любви, где потерян нравственный идеал, преобладает низкий уровень духовности, "потребительское" отношение к жизни и окружающим.

Определяющее значение для духовного становления человека имеют школа, семья и церковь. Эти сферы бытия взаимозависимы. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности. Дух церкви пронизывает семейную жизнь православного человека и способствует его духовному становлению и нравственному самоопределению. В городе Назарово есть такой родник духовности – Покровский храм.

МБОУ «СОШ №4» и Покровский храм сотрудничают несколько лет, священнослужители оказывают информационную и просветительскую поддержку в области духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы образования. В курсе изучения ОРКСЭ, для ребят, подобран широкий спектр теоретического материала, считаем, что актуально провести ряд мероприятий  для обучающихся, направленных на решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей через изучение наших духовных и исторических традиций,  привлечение к творческому созидательному труду.

На основе проведенного анкетирования об истории Свято-Покровского храма в городе Назарово можно сделать вывод о том, что обучающиеся 3-х, 4-х классов владеют малой информацией о культурных православных традициях нашего города.

Вместе с тем мы понимаем, что современное поколение подростков – это поколение, проводящее большую часть своего свободного времени в сети Интернет. Это поколение, которое успешнее всего воспринимает информацию, предъявляемую на электронных носителях. Поэтому в ходе реализации нашего проекта мы активно использовали ресурсы Интернета, материалы социальных сетей, современные цифровые дидактические средства: видеоуроки, презентации, электровикторину о православии.  

Цель воспитательного мероприятия: создание условий для развития ребенка, открытие возможностей для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и самостоятельности, творческих способностей, формировании духовно-нравственных качеств, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.

К концу реализации проекта учащиеся МБОУ "СОШ №4" включатся в реализацию воспитательного мероприятия «Я – творец своей души», создадут творческие, исследовательские работы, а также презентуют свои продукты на выставке "Времен связующая нить", направленной на решение проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Методы: сравнительный анализ информации, системный анализ, описательный метод, работа с архивными материалами, просмотр электронных информационных обучающих средств, беседы с настоятелем Покровского храма города Назарово.

В результате реализации проекта был проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся, конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему «Добро», исследования, защита проектов, электровикторина «Что ты знаешь о православии?» (образовательный ресурс Дрофа Медиа), организована работа с  применением видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма» (из комплекта видеоуроков к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»), творческий конкурс «Без прошлого нет будущего», воскресные беседы, виртуальные экскурсии.  

Задачи: 
1. Создать условия для межличностного, познавательно-делового и духовно-нравственного общения.

2. Провести мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово среди обучающихся 3-х, 4-х классов.

3. Активизировать навыки детей, касающиеся планирования и организации собственной деятельности.

4. Организовать творческие конкурсы, мероприятия.

5. Организовать исследовательскую деятельность по следующим темам:

  • История православных праздников.
  • Православный календарь.
  • Какой ближайший праздник по церковному календарю.

6. Организовать встречи, беседы с представителями церкви.

7. Развивать навыки культурного общения.

8. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

9. Научить учащихся ответственно и с пользой применять цифровые и электронные информационные ресурсы (в том числе, ресурсы сети Интернет).

10. Организовать виртуальные экскурсии в Назаровский Покровский храм.

11. Подвести итоги реализованного воспитательного мероприятия.

12. Привлечь родителей, партнеров к активному участию в образовательном процессе.

План реализации воспитательного мероприятия:

1. Провести мониторинг на основе анкетирования учащихся о праздниках православного календаря среди обучающихся 3-го, 4-го классов.

2. Провести конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему «Добро».

3. Провести занятия с использованием видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма».

4. Провести защиту исследовательских работ.

5. Провести творческий конкурс «Без прошлого нет будущего».

6. Организовать выставку творческих работ.

7. Провести командную электровикторину на тему: «Что ты знаешь о православии?».

8. Организовать воскресные беседы.

9. Организовать виртуальную экскурсию в Назаровский Покровский храм.

10. Организовать выставку «Времен связующая нить».

Целевая аудитория воспитательного мероприятия:

1. Обучающиеся 3-х, 4-х классов МБОУ «СОШ № 4» города Назарово (9-11 лет).

2. Родители.

3. Священнослужители.

4. Учителя-предметники.

Предполагаемый результат:

К концу реализации проекта учащиеся:

1. Ответят на вопросы анкеты.

2. Подготовят и защитят исследовательские работы.

3. Выступят перед одноклассниками.

4. Продемонстрируют творческие способности.

5. Получат представление о Покровском храме, православных праздниках и др.

6. Извлекут информацию.

Этапы и мероприятия по реализации проекта:

Деятельность по реализации проекта

Сроки

Ответственные

1 этап: Подготовительный

1.

Провести анкетирование учащихся 3-х, 4-х классов.

Октябрь

Преподаватель курса ОРКСЭ.

2.

Домашнее задание для детей и родителей: совместное изготовление рисунков, плакатов на тему «Добро»; поделок на тему «Без прошлого нет будущего».

Октябрь – ноябрь

Классные руководители, учащиеся 3-х, 4-х классов, родители.

2 этап: Основной

1.

Написать исследовательские работы на темы:

  • Покровский храм.
  • Церкви и святые места родного края.
  • Научись творить добро.
  • Какой ближайший праздник по церковному календарю.

Декабрь

Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов.

2.

 Подготовить презентации к защите исследовательских работ.

Конец декабря

Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов.

3.

Выступить перед одноклассниками.

Январь  

Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов.

4.

Организовать выставку поделок и рисунков «Времен связующая нить».

Январь

Преподаватель курса ОРКСЭ.

5.

Провести занятия с применением видеоматериала.

Февраль

Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов.

6.

Воскресные беседы.

Январь-февраль

Священнослужитель.

3 этап: Заключительный

1.

Организовать виртуальную экскурсии в храм.

Февраль

Преподаватель курса ОРКСЭ.

2.

Провести командную электровикторину на тему: «Что ты знаешь о православии?».

Февраль

Учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов.

3.

Провести анкетирование учащихся 3-х, 4-х классов.

Февраль 2019 г

Преподаватель курса ОРКСЭ.

  1. Основная часть:
  1. этап: Подготовительный

1. Проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово, о деятельности РПЦ среди обучающихся 3-х, 4-х классов. Было опрошено 64 респондента.

1.

Как называется храм в нашем городе?        

63%

2.

Видели храм в городе? Можете ли рассказать, где он находится?

98%

3.

Знаете ли, когда и где был построен первый храм в нашем городе?

0%

4.

Какую роль в жизни города играет Назаровский храм?

36%

5.

Зачем человеку вера?

75%

6.

Помогает ли людям Церковь в их жизни?

62%

Вывод: Учащиеся не владеют информацией об истории возникновения Назаровского храма, слабо понимают его роль в жизни города.

2. Учащиеся совместно с родителями нарисовали и изготовили рисунки, плакаты на тему «Добро»; поделки на тему «Без прошлого нет будущего».

2 этап: Основной

  1. Учащиеся провели исследование по теме «История Покровского храма».

Назаровский Троицкий приход открыт в 1778 году. Самая первая церковь в приходе была деревянная, перевезенная из Малого Сережа, прослужила она назаровцам 25 лет. В 1813 году прихожане трех сел — Назарово, Алтата и Дорохово – рискнули строить каменную церковь. Все расходы по ее возведению они брали на себя. Располагалась новая церковь на месте современного памятника солдатам, погибшим в ВОВ. Закончилось строительство каменной двухэтажной церкви в 1820 году. Простояла она на этом месте более 100 лет, удовлетворяя духовным потребностям людей. Прихожане гордились своим храмом.

Но с 1918 года декретом Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», начинается изъятие церковных ценностей. К концу 1922 года положение храмов нашего района было тяжелейшим. В 1929г. второй этаж храма был закрыт. В феврале 1930года райисполком пришел к заключению, что от 17 мая 1930года Назаровский храм закрыть.

Здание решили передать под культурно-просветительское учреждение. По такой вот единой схеме были закрыты все храмы нашего района. Некоторое время в здании показывали кинофильмы, а 1933 году храм был разрушен, а кирпич, по рассказам старожилов, пошел на начавшую строиться «красную»  больницу. Верующие собирались на частных квартирах и в домах.

2. Учащиеся провели исследование по теме «Строительство нового храма в городе Назарово».

После разрушения храма в 1933 года в городе Назарово длительное время не было общего места для верующих. И только 17.12.1988 года была получена справка о регистрации исполнительного органа и ревизионной комиссии религиозного общества: «Выдана в том, что на основании постановления Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 1 декабря 1987 года, протокол №11, зарегистрировано православное общество в г.Назарово с одновременным разрешением ему приобрести домовладение с последующим переоборудованием его для молитвенных целей». Указом Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Новосибирского, настоятелем назначен иеромонах Павел Ведута. Службы совершались в освященном под храм домике.

По благословению архиепископа Новосибирского Гедеона настоятелем Покровского храма г. Назарово с 10 января 1988 года назначен протоиерей Петр Коник.

В начале 1989 года отец Петр перевез из деревни Тимонино недействующий деревянный храм в честь великомученика Пантелеимона. 14 мая этого же года на Неделе св. Жен — Мироносиц перевезенная церковь сгорела.
          После ликвидации последствий пожара начато возведение нового, кирпичного храма в честь Покрова Божией Матери. Размеры строящегося храма 22 метра на 10.370, с колокольней.

25 ноября 1990 года в Назарово освящен православный храм. Впервые за многие десятилетия забвения исконно народных традиций, атеистического тумана в Назарово, под куполом православного, осененного крестом храма, медленно и гулко ударил колокол. Службу возглавлял епископ Красноярский и Енисейский Антоний.

Над воссозданием нынешнего благолепия храма  трудился его настоятель ныне протоиерей Вячеслав Бачин и настоятель (2006-2011) протоиерей Евгений Нещерет. Их трудами храм имеет великолепный иконостас и другое убранство.

2. Выставка творческих работ учащихся. 75 % учащихся и их родителей приняли участие в выставке поделок и рисунков «Времен связующая нить». В своих работах обучающиеся изображали не только храм, но и картины природы, семьи.

3. Проведены занятия с использованием видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма», командная электровикторина на тему: «Что ты знаешь о православии?».

4. Проведены воскресные беседы.

3 этап: Заключительный:

  1. Виртуальные экскурсии в храм.
  2. Командная электровикторина на тему: «Что ты знаешь о православии?».
  3. Повторно проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово среди обучающихся 3-х, 4-х классов. Было опрошено 64 респондента.

1.

Как называется храм в нашем городе?

100 %

2.

Видели храм в городе? Можете ли рассказать, где он находится?

100 %

3.

Знаете ли, когда и где был построен первый храм в нашем городе?

100 %

4.

Какую роль в жизни города играет Назаровский храм?

100 %

5.

Зачем человеку вера?

100 %

6.

Помогает ли людям Церковь в их жизни?

100 %

Вывод: Учащиеся владеют информацией об истории возникновения Назаровского храма, четко понимают его роль в жизни города; знают, какую роль играет Церковь и вера в жизни людей.

        В результате воспитательного мероприятия учащиеся:

1. Ответили на вопросы анкеты.

2. Подготовили и защитили исследовательские работы.

3. Выступили перед одноклассниками.

4. Продемонстрировали творческие способности.

5. Получили представление о Покровском храме, православных праздниках и др.

6. Извлекли информацию.

Считаем, что данное воспитательное мероприятие достигдо своих целей, так как для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим - гипотеза подтвердилась.

Полученный материал был использован для обновления экспозиций школьного музея «СлавиБор», а так же на классных часах в начальном и среднем звене МБОУ «СОШ №4».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Душой болею о России"

Чтим традиции русского народа....

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!

Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра".  Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...

Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского

Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора  Владимира Яковлевича Шаинского....

Консультация "Я люблю свой свой детский сад!"

Консультация для родителей группы яслей....

Педагог как творец образовательного пространства

Материалы пятой международной научно-практической конференции. ...