Организация работы социального педагога со студенческим советом в профессиональном образовательном учреждении
статья
В русле формирующейся гуманистической педагогики в центр теории и практики воспитания встает не воспитание, обеспечивающее выживание общества, а воспитание, обеспечивающее свободное развитие каждого. Свобода человека предстает перед нами в трех взаимосвязанных структурах.
Во-первых, это человеческие потребности. Воспитатель и воспитанник (группа) могут иметь, а могут и не иметь образовательные потребности, потребность
в самовоспитании. И их предстоит развить.
Во-вторых, свобода ассоциируется с возможностью творческого самовоплощения человека. Субъективно этот процесс воспринимается как свободная творческая самореализация.
В-третьих, свобода всякого человека предполагает соотнесение своих потребностей с интересами других людей, с их свободой.
Переходя, непосредственно, к описанию практического опыта, хочется сказать,
в первую очередь, что постулаты гуманистической педагогики в нашем колледже используются в работе со студенческим советом. Это, как раз та социальная активность, которую мы всячески поощряем и развиваем.
За последние 6 лет студенческий совет в нашем колледже вырос от 5 человек до 62.
На данный момент, студенческий совет нашего колледжа имеет разветвленную структуру и возможность влиять на некоторые вопросы жизни колледжа. Условно наш студенческий совет можно разделить на три отряда:
1) культурно-развлекательный (занимается организацией акций и мероприятий, как внутри колледжа, так и за его пределами);
2) волонтерский (занимается экологическим и социальным добровольчеством);
3) оперативный студенческий отряд (следит за порядком в колледже, помогает улаживать конфликты между студентами, борется с асоциальными явлениями
в студенческой среде).
И закончить хотелось бы словами великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Понимать детей – значит встать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимать детей – значит овладеть высочайшим мастерством воспитания маленького человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org_raboty_sots_ped_so_stud_sovetom.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Кристина Валерьевна,
социальный педагог
СПб ГБ ПОУ НК им. А.Г. Неболсина
Организация работы социального педагога со студенческим советом
в профессиональном образовательном учреждении
Объектом обучения, воспитания в гуманистической педагогике не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив). Им (объектом педагогической работы) может выступать лишь образовательный материал: предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера. Этот материал осваивается, интериоризируется субъектами образования — учеником и учителем — в процессе выбора, исследования
и преобразования. Здесь происходит саморазвитие и учителя, и ученика,
и взаимодействующей группы в целом. Это служит основанием педагогики сотрудничества.
В русле формирующейся гуманистической педагогики в центр теории и практики воспитания встает не воспитание, обеспечивающее выживание общества, а воспитание, обеспечивающее свободное развитие каждого. Свобода человека предстает перед нами
в трех взаимосвязанных структурах.
Во-первых, это человеческие потребности. Воспитатель и воспитанник (группа) могут иметь, а могут и не иметь образовательные потребности, потребность
в самовоспитании. И их предстоит развить. В целом же родовые потребности детей включают потребности в новых впечатлениях, познании, общении, игре, самоутверждении, проверке своих сил, любви, творческой деятельности и т. д. Потребности личности и группы включают и множество ситуативных желаний, зависящих от погоды, межличностных отношений, окружающих предметов, предложений со стороны других лиц. Субъективно эти потребности воспринимаются как актуализация «хочу». Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает индивидууму и чувство свободы.
Во-вторых, свобода ассоциируется с возможностью творческого самовоплощения человека. В художественной, технической, общественной, научной деятельности,
в общении с коллегами, друзьями, в семейном общении, в проведении досуга и взрослый человек, и школьник не удовлетворяется только ролью исполнителя чужих замыслов. Он хочет решать познавательные и жизненнопрактические задачи по-своему, в соответствии со своими индивидуальными способностями и в ситуации свободы выбора, т. е. иначе, чем решают другие. Субъективно этот процесс воспринимается как свободная творческая самореализация.
В-третьих, свобода всякого человека предполагает соотнесение своих потребностей с интересами других людей, с их свободой. Это означает осознание человеком необходимости реализовывать свои потребности и творческую индивидуальность
с учетом реальностей — в природе, в материальной культуре — в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе.
Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается — сам! Условия
для такого развития дает дополнительное образование и свободная деятельность в сфере досуга. Все успехи и трудности, которые переживает подросток, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами — хорошо. Если нет — человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка.
Содержательную проработку гуманистической идеи саморазвития взял на себя ряд школ, в том числе школа самоопределения А. Тубельского, школа взросления
И. Фрумина. Практика стала работать с индивидуальными проблемами детей. Появились психологическая служба, коррекционная педагогика, специалисты для решения социальных, медицинских проблем, помогающие, таким образом, детям успешно продвигаться в образовании [1].
Почетный профессор Чикагского университета Ф. Джексон описывая то, что происходит в современных школах, использовал три слова — толпа, похвала и власть. Когда Джексон пишет о похвале, речь идет об оценке в целом. То же самое касается и толпы, так как в этом случае речь идет о буквальном пребывании ребенка в среде, которая ранее называлась гордым словом «коллектив», а на самом деле является просто совокупностью людей, толпой, и при этом о возможном одиночестве, изоляции. Наконец, если говорить о власти, то рядом с властью всегда есть безвластие, подчинение [3].
Но воспитание именно в рамках гуманистической педагогики способно превратить толпу в коллектив, а подчинение в поддержку.
Переходя, непосредственно, к описанию практического опыта, хочется сказать,
в первую очередь, что постулаты гуманистической педагогики в нашем колледже используются в работе со студенческим советом. Это, как раз та социальная активность, которую мы всячески поощряем и развиваем.
За последние 6 лет студенческий совет в нашем колледже вырос от 5 человек до 62. Причем, если раньше приходилось ходить по учебным группам и активно рекламировать нашу студенческую организацию, то теперь в этом нет необходимости - обучающиеся сами приходят записаться в студенческий совет, едва став первокурсниками.
На данный момент, студенческий совет нашего колледжа имеет разветвленную структуру и возможность влиять на некоторые вопросы жизни колледжа. Условно наш студенческий совет можно разделить на три отряда:
1) культурно-развлекательный (занимается организацией акций и мероприятий, как внутри колледжа, так и за его пределами);
2) волонтерский (занимается экологическим и социальным добровольчеством);
3) оперативный студенческий отряд (следит за порядком в колледже, помогает улаживать конфликты между студентами, борется с асоциальными явлениями
в студенческой среде).
Нужно отметить, что в каждом отряде нет определенного количества студентов. Каждый отряд имеет гибкую структуру: если студент из волонтерского отряда хочет участвовать в подготовке мероприятия к Новому году, ему будет дана такая возможность. В своей работе мы придерживаемся принципа добровольности. Каждый член студенческого совета может выбирать, чем ему заниматься, мы только вносим предложения. В работе со студенческим советом мы поощряем, в первую очередь, творческие идеи каждого студента. Даже, если идея выходит за рамки приемлемого, мы стараемся направить ее в созидательное русло, развить и реализовать.
И закончить хотелось бы словами великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Понимать детей – значит встать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимать детей – значит овладеть высочайшим мастерством воспитания маленького человека» [2].
Литература:
- Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики
к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. - 296 с. - Педагогические труды академика И. П. Иванова. в 2 т. Т.1. / сост. : И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 304 с.
- Фрумин И.Д. Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе» / И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2016. - № 2. – С. 314.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственн...
Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения
Из опыта работы...
Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"
В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности к образовательному учреждению с целью ...
Положение о студенческом Совете общежития №2 в государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Разработано в соответствии с концепцией воспитательной работы колледжа.Совет общежития является общественным постоянно действующим органом студенческого самоуправления и создается в общежи...
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...
Структура плана работы педагога-организатора профессионального образовательного учреждения.
Планирование работы пелдагога-организатора в профессиональном образовательном учреждении - это важная часть работы и гарант успеха....
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"...