Участие в МРО 30.11.2022г.
план-конспект занятия

Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку доступно понимание, что символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране. Такое назначение государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 г. Ярцева Смоленской области

Выступление "Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

( подготовительная группа).

Выполнила : Петрайтис

Анастасия Валентиновна.

2022 г

Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку доступно понимание, что символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране. Такое назначение государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

            Нужно познакомить детей с символическим значение цветов герба и флага России, изображением на гербе.

            Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают: доброту и красоту.

            Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души; синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

            Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.

            Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у детей, определяют в начале и конце учебного года.

            В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает детям найти среди изображения гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними.

            Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребёнком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными диагностическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением героев и флагов разных стран. Мы предлагаем перечень примерных вопросов:

·        Что это? (герб России, флаг России);

·        Назови цвет флага нашей страны (белый, синий, красный);

·        Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту, белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки, моря, красный – огонь);

·        Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник побеждающий Змея);

·        Что обозначает изображение двуглавого орла? (солнце);

·        Что обозначает изображение всадника? (победу добра над злом);

·        Где моно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолётах);

·        Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах);

·        Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолётах? (чтобы можно было отличать их от монет, автомобилей и самолётов других стран);

·        Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Дидактические игры:

1.«Сложи  узор  на  щите  из  мозаики».

2.«Найди  среди  гербов  разных  стран  герб  России.        

3.«Государственные  символы  России».

4«Государственные  праздники  России».

            В подготовительной группе закрепляются знания и представления детей о государственной символике, расширяются и углубляются знания. Так дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздников или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

            При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна.

            В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображение государственных символов. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.

            Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

            Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России.

            Не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Дети в этом возрасте далеко не всегда могут точно определять цвета государственных символов. Не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Однако, соблюдая правовые законы важно поддерживать и поощрять изображение государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве.

"День Государственного флага Российской Федерации"

Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести.  Для создания новых форм таких  важных государственных праздников требуется  время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа.  На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. На  музыкальных занятиях  детям  предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.     Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали  флажки в подарок малышам.  Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ  Российского Флага.

Вот таким  стал  День Государственного флага Российской Федерации в  нашем детском саду.

Сценарий праздника

"День Государственного флага Российской Федерации".

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом".

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

"Под тобой, березка, не огонь горит,

Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый".

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

И герб сочетает эти же цвета:

Белый - Святой Георгий Победоносец,

Синий - развевающийся плащ всадника,

Красный - фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?

Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит "Гимн Российской Федерации"

Россия, Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:

Березок юная листва

- Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки

Раздолье - русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом - Русь!

Песня "Ты цвети, Россия" Лившица.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Родина любимая - что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.

Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)

1.  Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем,

Эх! Попросите только нас.

2.  Все по-гурьевски  гутарим.

Хорошо живем, мы  тут,

Мы с веселой песней дружим,

Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае,

Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,

Раскудря-кудрявая.

Хорош ты, наш Бачат,

речка  величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

До чего же ты красива

Гавриловска  гора.

6.  Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтобы вы похлопали.

Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.

Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.

 

Исполняется "Кадриль".

- Плывут туманы белые

Над кружевом дубрав,

И кажется особенным

Настой медовых трав.

- Как сладок воздух Родины,

Дышу, не надышусь,

А в речке отражается

Ромашковая Русь.

- Синицы рады песнями,

Встречать зари восход,

И снова в роще кружится

Березок хоровод.

- Горит в пол неба радуга,

Дивлюсь, не надивлюсь.

Аукну - и откликнется,

Ромашковая Русь.

- Куда не глянешь - светится

Хрустальная роса.

В малинниках, в орешниках

Всех сказок чудеса.

- На эти дали дальние

Смотрю, не насмотрюсь,

На все четыре стороны:

Ромашковая Русь!

Исполняется песня "Моя Россия" .

            Например, ребёнок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.

            Такую информацию можно включить, например, в содержание консультации для воспитателей: «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».

            Общие правила, определяющие символику, сформировались ещё в эпоху средневековья. Двуглавый Орёл на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Также белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту.

            Герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, их происхождение связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мировоззрении.

            Золотой Двуглавый Орёл – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшениях женские головные уборы, полотенца. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряжённой двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях.

            Отсюда ведёт своё происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе.

            С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связано трактовка образа Двуглавого Орла в современной военной эмблематике. Двуглавый Орёл зорко охранят границы нашей большой страны.

            Дети пяти – семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повёрнутые в разные стороны.

            С национально-культурными особенностями связана и этическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики.

            Поэтому эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них на представление о эмоциональной основе. Ребёнок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

            Перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача – сформировать у ребёнка, уважительное отношение к современной государственной символике России. 

            Знакомя детей с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребёнке, его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.

            Для ребёнка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразит в рисунке, или какой – либо другой деятельности. Знания и впечатления, полученные на занятие, посвящённом образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

            Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной берёзки, зимнего пейзажа, аппликации – «гроздь рябины» и др.

            Педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых при изображении герба и эмблем.

            Но всё же имеет смысл освоить их самим и познакомить детей с некоторыми из них.

            Воспитатели могут подготовить для родителей консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов.

                  

Список использованной литературы:

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина Е.Л.,  Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

5. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

6. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

7. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

8. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

9. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

10. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

12. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 г. Ярцева Смоленской области

Выступление "Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

( подготовительная группа).

Выполнила : Петрайтис

Анастасия Валентиновна.

2022 г

Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку доступно понимание, что символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране. Такое назначение государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

            Нужно познакомить детей с символическим значение цветов герба и флага России, изображением на гербе.

            Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают: доброту и красоту.

            Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души; синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

            Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.

            Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у детей, определяют в начале и конце учебного года.

            В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает детям найти среди изображения гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними.

            Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребёнком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными диагностическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением героев и флагов разных стран. Мы предлагаем перечень примерных вопросов:

·        Что это? (герб России, флаг России);

·        Назови цвет флага нашей страны (белый, синий, красный);

·        Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту, белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки, моря, красный – огонь);

·        Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник побеждающий Змея);

·        Что обозначает изображение двуглавого орла? (солнце);

·        Что обозначает изображение всадника? (победу добра над злом);

·        Где моно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолётах);

·        Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах);

·        Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолётах? (чтобы можно было отличать их от монет, автомобилей и самолётов других стран);

·        Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Дидактические игры:

1.«Сложи  узор  на  щите  из  мозаики».

2.«Найди  среди  гербов  разных  стран  герб  России.        

3.«Государственные  символы  России».

4«Государственные  праздники  России».

            В подготовительной группе закрепляются знания и представления детей о государственной символике, расширяются и углубляются знания. Так дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздников или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

            При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна.

            В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображение государственных символов. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.

            Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

            Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России.

            Не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Дети в этом возрасте далеко не всегда могут точно определять цвета государственных символов. Не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Однако, соблюдая правовые законы важно поддерживать и поощрять изображение государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве.

"День Государственного флага Российской Федерации"

Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести.  Для создания новых форм таких  важных государственных праздников требуется  время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа.  На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. На  музыкальных занятиях  детям  предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.     Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали  флажки в подарок малышам.  Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ  Российского Флага.

Вот таким  стал  День Государственного флага Российской Федерации в  нашем детском саду.

Сценарий праздника

"День Государственного флага Российской Федерации".

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом".

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

"Под тобой, березка, не огонь горит,

Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый".

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

И герб сочетает эти же цвета:

Белый - Святой Георгий Победоносец,

Синий - развевающийся плащ всадника,

Красный - фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?

Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит "Гимн Российской Федерации"

Россия, Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:

Березок юная листва

- Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки

Раздолье - русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом - Русь!

Песня "Ты цвети, Россия" Лившица.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Родина любимая - что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.

Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)

1.  Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем,

Эх! Попросите только нас.

2.  Все по-гурьевски  гутарим.

Хорошо живем, мы  тут,

Мы с веселой песней дружим,

Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае,

Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,

Раскудря-кудрявая.

Хорош ты, наш Бачат,

речка  величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

До чего же ты красива

Гавриловска  гора.

6.  Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтобы вы похлопали.

Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.

Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.

 

Исполняется "Кадриль".

- Плывут туманы белые

Над кружевом дубрав,

И кажется особенным

Настой медовых трав.

- Как сладок воздух Родины,

Дышу, не надышусь,

А в речке отражается

Ромашковая Русь.

- Синицы рады песнями,

Встречать зари восход,

И снова в роще кружится

Березок хоровод.

- Горит в пол неба радуга,

Дивлюсь, не надивлюсь.

Аукну - и откликнется,

Ромашковая Русь.

- Куда не глянешь - светится

Хрустальная роса.

В малинниках, в орешниках

Всех сказок чудеса.

- На эти дали дальние

Смотрю, не насмотрюсь,

На все четыре стороны:

Ромашковая Русь!

Исполняется песня "Моя Россия" .

            Например, ребёнок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.

            Такую информацию можно включить, например, в содержание консультации для воспитателей: «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».

            Общие правила, определяющие символику, сформировались ещё в эпоху средневековья. Двуглавый Орёл на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Также белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту.

            Герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, их происхождение связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мировоззрении.

            Золотой Двуглавый Орёл – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшениях женские головные уборы, полотенца. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряжённой двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях.

            Отсюда ведёт своё происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе.

            С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связано трактовка образа Двуглавого Орла в современной военной эмблематике. Двуглавый Орёл зорко охранят границы нашей большой страны.

            Дети пяти – семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повёрнутые в разные стороны.

            С национально-культурными особенностями связана и этическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики.

            Поэтому эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них на представление о эмоциональной основе. Ребёнок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

            Перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача – сформировать у ребёнка, уважительное отношение к современной государственной символике России. 

            Знакомя детей с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребёнке, его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.

            Для ребёнка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразит в рисунке, или какой – либо другой деятельности. Знания и впечатления, полученные на занятие, посвящённом образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

            Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной берёзки, зимнего пейзажа, аппликации – «гроздь рябины» и др.

            Педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых при изображении герба и эмблем.

            Но всё же имеет смысл освоить их самим и познакомить детей с некоторыми из них.

            Воспитатели могут подготовить для родителей консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов.

                  

Список использованной литературы:

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина Е.Л.,  Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

5. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

6. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

7. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

8. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

9. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

10. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

12. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 г. Ярцева Смоленской области

Выступление "Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

( подготовительная группа).

Выполнила : Петрайтис

Анастасия Валентиновна.

2022 г

Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку доступно понимание, что символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране. Такое назначение государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

            Нужно познакомить детей с символическим значение цветов герба и флага России, изображением на гербе.

            Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают: доброту и красоту.

            Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души; синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

            Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.

            Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у детей, определяют в начале и конце учебного года.

            В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает детям найти среди изображения гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними.

            Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребёнком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными диагностическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением героев и флагов разных стран. Мы предлагаем перечень примерных вопросов:

·        Что это? (герб России, флаг России);

·        Назови цвет флага нашей страны (белый, синий, красный);

·        Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту, белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки, моря, красный – огонь);

·        Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник побеждающий Змея);

·        Что обозначает изображение двуглавого орла? (солнце);

·        Что обозначает изображение всадника? (победу добра над злом);

·        Где моно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолётах);

·        Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах);

·        Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолётах? (чтобы можно было отличать их от монет, автомобилей и самолётов других стран);

·        Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Дидактические игры:

1.«Сложи  узор  на  щите  из  мозаики».

2.«Найди  среди  гербов  разных  стран  герб  России.        

3.«Государственные  символы  России».

4«Государственные  праздники  России».

            В подготовительной группе закрепляются знания и представления детей о государственной символике, расширяются и углубляются знания. Так дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздников или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

            При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна.

            В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображение государственных символов. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.

            Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

            Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России.

            Не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Дети в этом возрасте далеко не всегда могут точно определять цвета государственных символов. Не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Однако, соблюдая правовые законы важно поддерживать и поощрять изображение государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве.

"День Государственного флага Российской Федерации"

Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести.  Для создания новых форм таких  важных государственных праздников требуется  время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа.  На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. На  музыкальных занятиях  детям  предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.     Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали  флажки в подарок малышам.  Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ  Российского Флага.

Вот таким  стал  День Государственного флага Российской Федерации в  нашем детском саду.

Сценарий праздника

"День Государственного флага Российской Федерации".

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом".

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

"Под тобой, березка, не огонь горит,

Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый".

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

И герб сочетает эти же цвета:

Белый - Святой Георгий Победоносец,

Синий - развевающийся плащ всадника,

Красный - фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?

Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит "Гимн Российской Федерации"

Россия, Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:

Березок юная листва

- Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки

Раздолье - русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом - Русь!

Песня "Ты цвети, Россия" Лившица.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

Родина любимая - что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.

Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах)

1.  Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем,

Эх! Попросите только нас.

2.  Все по-гурьевски  гутарим.

Хорошо живем, мы  тут,

Мы с веселой песней дружим,

Эх! Со сметаной хлеб едим.

3.  Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае,

Эх! Песни звонкие поем.

4.  Ой, березонька-береза,

Раскудря-кудрявая.

Хорош ты, наш Бачат,

речка  величавая.

5.  Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

До чего же ты красива

Гавриловска  гора.

6.  Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтобы вы похлопали.

Начинаем танцевать, да не знаем, как начать.

Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.

 

Исполняется "Кадриль".

- Плывут туманы белые

Над кружевом дубрав,

И кажется особенным

Настой медовых трав.

- Как сладок воздух Родины,

Дышу, не надышусь,

А в речке отражается

Ромашковая Русь.

- Синицы рады песнями,

Встречать зари восход,

И снова в роще кружится

Березок хоровод.

- Горит в пол неба радуга,

Дивлюсь, не надивлюсь.

Аукну - и откликнется,

Ромашковая Русь.

- Куда не глянешь - светится

Хрустальная роса.

В малинниках, в орешниках

Всех сказок чудеса.

- На эти дали дальние

Смотрю, не насмотрюсь,

На все четыре стороны:

Ромашковая Русь!

Исполняется песня "Моя Россия" .

            Например, ребёнок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.

            Такую информацию можно включить, например, в содержание консультации для воспитателей: «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».

            Общие правила, определяющие символику, сформировались ещё в эпоху средневековья. Двуглавый Орёл на гербе любой страны мира означает единство и независимость государства. Также белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту.

            Герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, их происхождение связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мировоззрении.

            Золотой Двуглавый Орёл – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшениях женские головные уборы, полотенца. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряжённой двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях.

            Отсюда ведёт своё происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе.

            С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связано трактовка образа Двуглавого Орла в современной военной эмблематике. Двуглавый Орёл зорко охранят границы нашей большой страны.

            Дети пяти – семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повёрнутые в разные стороны.

            С национально-культурными особенностями связана и этическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики.

            Поэтому эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них на представление о эмоциональной основе. Ребёнок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

            Перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача – сформировать у ребёнка, уважительное отношение к современной государственной символике России. 

            Знакомя детей с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребёнке, его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.

            Для ребёнка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразит в рисунке, или какой – либо другой деятельности. Знания и впечатления, полученные на занятие, посвящённом образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

            Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной берёзки, зимнего пейзажа, аппликации – «гроздь рябины» и др.

            Педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых при изображении герба и эмблем.

            Но всё же имеет смысл освоить их самим и познакомить детей с некоторыми из них.

            Воспитатели могут подготовить для родителей консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов.

                  

Список использованной литературы:

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина Е.Л.,  Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

5. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

6. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

7. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

8. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

9. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

10. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

12. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка июнь 2022г.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся старших курсов по специальности Машинист локомотива....

План работы ПЦК на 2021-2022г.

Цель методической работы:Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, их компетентности в области учебного предмета и методики ...

методическое обеспечение кабинета на январь 2022г

методическое обеспечение кабинета...

волонтерство 25.02.2022г.

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ  Чугунова Светлана Николаевна,г. Рузаевка,«РТЖГТ им. А. П. Байкузова»,преподаватель...

Гражданственность 18.02.2022г.

Введение      Пpоблема патpиотизма в то вpемя и сейчас является одной из самых актуальных в сфеpе воспитания детей. Психологи и педагоги отмечают все возрасло число подростков...

Культурное Наследие 24.02.2022г.

ВведениеКультурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нра...

Участие в конкурсе буклетов «Психическое здоровье доступно всем», посвященного Всемирному дню здоровья.11.04.2022г.

Хизриева Хадижат Пашаевна,специальность 34.02.01. Сестринское делоКурс: III, группа: С926-2. представила буклет. Тематическое направление конкурснойработы: Психогигиена учебной деятельности студентов....