«Возможности повышения качества изучения дисциплины «Инженерная графика» через дидактическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения»
материал
доклад на тему: Возможности повышения качества изучения дисциплины "Инженерная графика" через дидактическое обеспечение дифференцации и индивидуализации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_noyabre_2022g._matveevae.n.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»)
ДОКЛАД
на тему «Возможности повышения качества изучения дисциплины «Инженерная графика» через дидактическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения»
Матвеева Елена Николаевна
преподаватель специальных дисциплин
г. Чебоксары
Одной из ключевых задач педагога является «Как помочь добиться успеха тем, кому учеба дается тяжелее?», т.е. добиться того, чтобы каждый студент мог проявить свои знания и умения и имел не одну ситуацию успеха. Для этого на уроках мною осуществляется дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психических особенностей с использованием разработанных комплектов карточек-заданий.
Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:
- обучающим должны быть известны уровни усвоения материала;
- задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности.
Дифференцированный подход к обучению означает, что обучающему выдаются задания различных уровней трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний каждому обучающемуся, сколько он сможет в себя вместить.
Применяю следующие способы дифференциации:
- содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных студентов время на выполнение работы уменьшается;
- задание общее для всей группы, а для слабых студентов дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец и т.д.);
- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых студентов;
- предоставляется самостоятельный выбор обучающимся одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала;
- разного уровня тесты.
Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания.
Подобная разбивка должна быть всегда ориентирована на то, что обучающиеся должны постепенно переходить от одного уровня к другому.
Например, трех уровневая дифференциация при проведении самостоятельной работы по теме «Построение третьего вида по двум заданным»:
Первый уровень. Предлагаются задания, в которых содержаться изображения 2-х видов детали. Для облегчения построения 3-го вида предлагается наглядное объемное изображение детали.
Второй уровень. Предлагаются задания идентичные предыдущим, но при этом выбираются детали более сложной конструкции и как дополнение к заданию работа усложняется тем, что отсутствует наглядное изображение.
Третий уровень. Прежде чем строить третий вид нужно предварительно внести изменения в предложенной детали. Например, дополнить отверстия.
Основа построения занятий предполагает комплексное изучение объемных и плоских геометрических фигур, так как это активизирует пространственное воображение студентов и используется во многих видах деятельности (конструктивной, изобразительной, графической). Чтобы успешно учиться, важно видеть объекты во всем многообразии их свойств и отношений, находить между ними черты сходства и различия, уметь действовать с ними в уме, представляя все особенности измерения фигур при тех или иных преобразованиях. Поэтому и содержание предлагаемых заданий, прежде всего, опирается на образную интуицию, моделирование различных геометрических объектов, динамизм пространственного восприятия.
Итак, работая дифференцированно с обучающимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» студенты не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом.
Дифференцированные задания использую не только при изучении, повторении и закреплении учебного материала на уроке, но и для самостоятельной работы дома: выдаются домашнее задание двух или трех уровней.
Первый уровень – обязательный (оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому студенту).
Второй уровень – дополнительный (его выполняют студенты, не испытывающие затруднений в усвоении материала).
Третий уровень – творческий (особо сложные задания, требующие нестандартного подхода).
Творческая графическая деятельность обучающихся мною используется при изучении всех разделов курса инженерной графики, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.
Одним из направлений формирования творческих способностей обучающихся на уроках инженерной графики является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения, алгоритм которого неизвестен студенту. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Например, творческие задачи с неполными данными, что создает условия комбинаторного перебора. Это задачи:
- по техническому рисунку с недостающими линиями;
- по чертежу с недостающими на нем линиями;
- «круглой» детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости;
- «круглой детали» по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положения оси;
- по видам и габаритам других изображений;
- по разрезу и габаритам видов;
- по сечению и габаритам главного вида;
- «найди и исправь ошибку» и т.д.
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь системы контроля результатов учебного процесса с системой оценивания достижений обучающихся. При дифференцированном обучении предполагается оценка методом «сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого обучающегося. Критерий более высокого уровня строится на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня и системы зачетов.
Применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему преподавателю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным.
Вывод. Таким образом, дифференциация учебной деятельности является важнейшим дидактическим условием, необходимым для того, чтобы все обучающиеся овладели знаниями, умениями и навыками. Она предполагает учет уровня обучаемости, рациональное использование интеллектуального потенциала обучающихся и, следовательно, является одним из основных средств повышения эффективности обучения.
Дифференциация учебной деятельности обучающихся, на мой взгляд, может быть осуществлена только при наличии определенной системы в работе преподавателя, комплексном подходе к организации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»
Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения сту...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика
В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....
Доклад на тему: «Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и группо...
Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»
При изучении дисциплины «Техническая графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей професс...
Применение дистанционной формы обучения при изучении дисциплины "Инженерная графика"
Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку по дисциплине Инженерная графика необходимо творческое поэтапное освоение программы.Сначала необходимо проработать теоретический материал по ука...
«Использование игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика»
Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квал...