Методический доклад на тему «Проблемное обучение на уроках английского языка».
методическая разработка

«Проблемное обучение на уроках английского языка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_doklad.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад на тему

«Проблемное обучение на уроках английского языка».

Как любой преподаватель в колледже, я хочу, чтобы моя дисциплина вызывала глубокий интерес у студентов, чтобы они умели читать и переводить чужие мысли, но и могли свободно формулировать свои на английском языке. Хочу, чтобы по любой осуждаемой теме они могли и хотели бы высказать свое мнение, чтобы каждое занятие было праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и обучающимся, и преподавателю.

Для этого необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Он может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности студента.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания студентом доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Студент самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций он хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков, обучающихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов и т.д.

В своей практике я нередко использую проблемный метод обучения, а в последнее время, конкретно, метод решения ситуационных задач.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда студент систематически включается преподавателем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях. Как обучение, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения. Но во всех определениях подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения. Это:

1)создание проблемных ситуаций,

2)обучение обучающихся в процессе решения проблем,

3)сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.

В проблемном вопросе должны быть:

1)сложность, выступающая в форме противоречия,

2)ёмкое содержание,

3)увлекательная форма,

4)доступный для студента уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Проблемное обучение является одним из методов развития обучающихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций преподаватель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности обучающихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы студентов. Обучающиеся в ходе занятия получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Практическое использование методики проблемного обучения в курсе любой науки включает в себя несколько этапов.

1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным, но соответствующим логике науки;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

3. Формы решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера;

- исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:

- уровень развития обучающихся;

- характер исторического материала;

- педагогические цели;

- творческие и познавательные способности обучающихся, их интересы и потребности;

- организация поисковой работы;

- стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации;

- выявление причинно-следственных связей.

5. Создание блоков проблемных уроков.

6. Подготовка проблемных домашних заданий

7. Использование проблемного дидактического и контрольного материала.

В обучении чтению на разных этапах я часто использую проблемный метод.

В данном случае используется учебник А. П. Голубев «Английский язык. Учебник для студентов среднего профессионального образования, Москва, Изд центр «Академия», 2016 г

В начале мы разбираем дотекстовое задание, предполагаем, какое решение может быть верным.

Затем обучающиеся читают текст в течение заданного учителем времени.

Возвращаются к дотекстовому упражнению, решают какое предположение оказалось верным.

Затем на основе материала текста выполняется еще ряд заданий из учебника

Безкоровайная Г. Т. Planet of English Английский язык для учреждений СПО, Москва, Изд центр «Академия», 2016 г.

В начале урока - фонетическая зарядка: знакомство с новыми словами, предположения о том, какая тема будет обсуждаться на уроке. Упр.№1

Затем, учащимся предлагается сыграть в игру “My country has done it!”

Они знакомятся с правилами, предлагают свои варианты её проведения.упр.№2

После этого учащиеся делятся на 5 бригад-команд, каждая из которых является представителями одной из предложенных стран: Канада, США, Великобритания, Россия, Австралия.

Цель игры: в предложенном тексте найти 5 достижений каждой страны так, чтобы другие страны не смогли сказать, что сделали то же самое. Затем учащиеся представляют достижения своих стран. За каждое достижение команде дается 1 балл. Участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. страна-соперник не должна иметь похожих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Современные технологии, как инструменты для включения в компетентностное обучение на уроках английского языка

  Стратегическое направление развития образования в современном обществе предусматривает, что выпускники будут уметь: применять приобретенные знания на практике для решения разнообразных п...

Использование проблемного обучения на уроках русского языка

Использование проблемного обучения на уроках русского языка...

Доклад на ЦМК Технология сотрудничества на уроках английского языка

Доклад на ЦМК Технология сотрудничества на уроках английского языка...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Проблемное обучение на уроках английского языка

Проблемное обучение на уроках английского языка...