Дидактическая игра "Я и моя семья".
план-конспект занятия
В ГБПОУ ДЗМ МК№6 прошла дидактическая игра "Я и моя семья" для родителей.
Презентация представлена в сокращенном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_semya.pptx | 352.68 КБ |
semya_2.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Блиц-опрос Вся семья вместе и… Детишек воспитать – Кто детям потакает – Нет лучше дружка - чем … В гостях хорошо, а … В прилежном доме густо, а В своем доме и Доброе братство лучше … Дерево держится корнями, а человек … Дополните пословицу семьей . душа на месте. не курочек пересчитать . тот слезу проливает . родная матушка . дома лучше. в ленивом доме пусто. стены помогают. богатства.
Результаты опроса родителей «Искусство жить с детьми»
15 . Стремись все делать как можно лучше. Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию Ставь интересы других людей выше собственных. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее. 3. Будь верен и надежен. 4. Уважая других людей, уважай себя. 5. Терпимо относись к чужим точкам зрения. 6. Воспринимай людей как равных себе. 7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место. 8. Умей прощать и не будь обидчив. 9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми. 10. Проявляй чуткость. 11. Будь уверен в себе и достоин своего дома. 12. Будь свободен ото лжи и обмана. 13. Умей контролировать свои желания и поступки. 14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Предварительный просмотр:
Я и моя семья
Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.
Задачи.
1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.
2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.
3. Повышение авторитета образовательного учреждения у родителей, обучающихся и далее в целом у общественности.
Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.
Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.
Ведущий 1:
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Ведущий 2:
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!
Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!
Ведущий 2. А сейчас родителей и их детей просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)
- Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!
Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!
- В состав уважаемого жюри входят: …
Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).
I этап
Ведущий 1. Блиц-опрос.
Аудитории предлагается вспомнить пословицы и поговорки о семье: (говориться начало, а продолжает аудитория студентов).
Ведущий 1.
1. Вся семья вместе и… душа на месте.
2. Детишек воспитать - не курочек пересчитать.
3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.
Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.
Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.
Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.
Ведущий 2. Доброе братство лучше … богатства.
Ведущий 1. Дерево держится корнями, а человек … семьей.
Вам даётся 1 минута. Время пошло.
Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.
II этап
Ведущий 1. Блиц-интервью для родителей
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:
- «Мое самое большое желание-…»
- «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
- «В моей семье исключено…»
- «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
- «Особенно меня раздражает то, что…»
- «В нашей семье под запретом…»
- «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
- «Счастливая семья-это…»
На экране появляются результаты анкеты «Искусство жить с детьми»
Задание 3
Тренинг 2. "За семейный очаг"
Не все люди создают семью. Есть сторонники семейного очага, есть противники.
Учащиеся делятся на пары и встают в два круга.
Внутренний круг - это "противники" семейного очага. Внешний круг - "сторонники" семейного очага.
Задача тех, кто во внешнем круге, - убедить партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще болеют, совершают преступления и т. д.
Вторые (внутренний круг) - сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз, отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.
Время на один диалог с партнером - 3 мин.
Вопросы учащимся:
1. Кто, на ваш взгляд, был более убедительным, страстным приверженцем той или иной позиции?
2. Кого убедили аргументы противника, и кто изменил свою точку зрения?
3. Знаете ли вы, когда можно вступать в брак, заводить семью?
4. Кому нельзя вступать в брак, почему?
5. Где и как люди находят своего спутника или спутницу жизни?
III этап
«Семейная викторина»
Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. (Презентация 2)
Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.
Ведущий 2. Внимание! Музыкальная пауза.
(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)
Задание №4 Ролевая игра “Услышать ребёнка”
Командам раздаются карточки с заданиями.
Родителям-актёрам:
(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.
- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;
- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;
- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);
- “дедушка” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;
- “младший брат” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.
Детям-актёрам:
Ситуация: “Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.
“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.
“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.
“Бабушка” - в замешательстве.
Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в колледж. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:
- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;
- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);
- а также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.
Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?
- Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.
Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.
Вопросы к родителям:
- Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
- Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
- Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
- В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?
То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.
IV этап
Задание №5 “Дом мечты”
Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. У каждого человека, а тем более у каждой семьи, должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно, куда хочется возвращаться.
Каждая микрогруппа должна "построить" дом своей мечты. Договоритесь, из каких "кирпичей" вы построите свой дом, какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т. д. Время на строительство дома - 3 мин. По сигналу педагога или его помощника работу следует закончить. От группы выступает один человек и рассказывает, каким будет их дом. Каждый следующий выступающий должен назвать только те "кирпичи", которые не были названы до него.
Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.
Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.
(Ведущие раздают карточки).
(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).
Детям от родителей. Родителям от детей.
Ведущий 1. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.
Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего колледжа проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.
(Ведущие раздают медали).
Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.
Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.
Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)
Чаепитие.
Приложение
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше.
Литература
1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.
2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.
3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.
4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста
В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...
Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"
разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....
Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов
В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...
Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»
Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....
Дидактический материал по теме "Семья"
Дидактический материал по теме "Семья". Сначала отработка материала идет по наглядным пособиям, затем закрепление в упражнениях....
Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностей и дидактические игры в обучении физике
Методическая разработка...