Дидактическая игра "Я и моя семья".
план-конспект занятия

Соловьева Ирина Ефимовна

В ГБПОУ ДЗМ МК№6 прошла дидактическая игра "Я и моя семья" для родителей.

Презентация представлена в сокращенном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_semya.pptx352.68 КБ
Microsoft Office document icon semya_2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и моя Семья Структурное подразделение №3 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы «Медицинский колледж №6» Структурное подразделение №3 ГБПОУ ДЗМ «МК №6» Москва, 2018

Слайд 2

1 . Блиц-опрос Вся семья вместе и… Детишек воспитать – Кто детям потакает – Нет лучше дружка - чем … В гостях хорошо, а … В прилежном доме густо, а В своем доме и Доброе братство лучше … Дерево держится корнями, а человек … Дополните пословицу семьей . душа на месте. не курочек пересчитать . тот слезу проливает . родная матушка . дома лучше. в ленивом доме пусто. стены помогают. богатства.

Слайд 3

Результаты опроса родителей «Искусство жить с детьми»

Слайд 4

15 . Стремись все делать как можно лучше. Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию Ставь интересы других людей выше собственных. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее. 3. Будь верен и надежен. 4. Уважая других людей, уважай себя. 5. Терпимо относись к чужим точкам зрения. 6. Воспринимай людей как равных себе. 7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место. 8. Умей прощать и не будь обидчив. 9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми. 10. Проявляй чуткость. 11. Будь уверен в себе и достоин своего дома. 12. Будь свободен ото лжи и обмана. 13. Умей контролировать свои желания и поступки. 14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.



Предварительный просмотр:

Я и моя семья

Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.

Задачи.

1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.

2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.

3. Повышение авторитета образовательного учреждения у родителей, обучающихся и далее в целом у общественности.

Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.

Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.

Ведущий 1:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…

Ведущий 2:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!

Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!

Ведущий 2. А сейчас родителей и их детей просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)

- Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!

Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!

- В состав уважаемого жюри входят: …

Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).

I этап

Ведущий 1. Блиц-опрос.

Аудитории предлагается вспомнить пословицы и поговорки о семье: (говориться начало, а продолжает аудитория студентов).  

Ведущий 1.

1. Вся семья вместе и… душа на месте.

2. Детишек воспитать - не курочек пересчитать.

3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.

Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.

Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.

Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.

Ведущий 2. Доброе братство лучше … богатства.

Ведущий 1. Дерево держится корнями, а человек … семьей.

Вам даётся 1 минута. Время пошло.

Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.

II этап

Ведущий 1. Блиц-интервью для родителей

Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:

  1. «Мое самое большое желание-…»
  2. «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
  3. «В моей семье исключено…»
  4. «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
  5. «Особенно меня раздражает то, что…»
  6. «В нашей семье под запретом…»
  7. «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
  8. «Счастливая семья-это…»

На экране появляются результаты анкеты «Искусство жить с детьми»  

Задание 3

Тренинг 2.  "За семейный очаг" 

Не все люди создают семью. Есть сторонники семейного очага, есть противники.

Учащиеся делятся на пары и встают в два круга.

Внутренний круг - это "противники" семейного очага. Внешний круг - "сторонники" семейного очага. 

Задача тех, кто во внешнем круге, - убедить партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще болеют, совершают преступления и т. д.

Вторые (внутренний круг) - сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз, отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

Время на один диалог с партнером - 3 мин.

Вопросы учащимся: 

1.     Кто, на ваш взгляд, был более убедительным, страстным приверженцем той или иной позиции?

2.     Кого убедили аргументы противника, и кто изменил свою точку зрения?

3.     Знаете ли вы, когда можно вступать в брак, заводить семью?

4.     Кому нельзя вступать в брак, почему?

5.     Где и как люди находят своего спутника или спутницу жизни?

III этап

«Семейная викторина»

Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. (Презентация 2)

Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.

Ведущий 2. Внимание! Музыкальная пауза.

(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)

Задание №4 Ролевая игра “Услышать ребёнка”

Командам раздаются карточки с заданиями.

Родителям-актёрам:

(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.

- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;

- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;

- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);

- “дедушка” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;

- “младший брат” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.

Детям-актёрам:

Ситуация: “Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.

“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.

“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.

“Бабушка” - в замешательстве.

Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в колледж. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:

- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!);

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;

- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);

- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);

- а также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.

Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?

- Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.

Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.

Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
  2. Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
  3. Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?

То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

IV этап

Задание №5  “Дом мечты”

Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов.  У каждого человека, а тем более у каждой семьи, должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно, куда хочется возвращаться.

Каждая микрогруппа должна "построить" дом своей мечты. Договоритесь, из каких "кирпичей" вы построите свой дом, какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т. д. Время на строительство дома - 3 мин. По сигналу педагога или его помощника работу следует закончить. От группы выступает один человек и рассказывает, каким будет их дом. Каждый следующий выступающий должен назвать только те "кирпичи", которые не были названы до него.

                       

 Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.

Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.

(Ведущие раздают карточки).

(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).

Детям от родителей. Родителям от детей.

Ведущий 1. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.

Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего колледжа проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.

(Ведущие раздают медали).

Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.

Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.

Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)

Чаепитие.

Приложение

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию 

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3.  Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10.  Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.  Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

Литература

1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.

2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.

3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.

4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....

Дидактический материал по теме "Семья"

Дидактический материал по теме "Семья". Сначала отработка материала идет по наглядным пособиям, затем закрепление в упражнениях....