Памятка. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
проект

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» - продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы. Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка - это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx514.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» - продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы. Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка - это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности.

Цели проектной образовательной технологии

1. создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников;

2. формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач;

3. развитие коммуникативных и исследовательских навыков;

4. активное развитие мышления.

ВЫБОР ТЕМЫ

На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы:

1. Тематика проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций государственной системы образования, в соответствии с учебными программами.

2. Тема для проекта может быть инициативой учителя в рамках определённого предмета или изучаемого учебного материала.

3. Тема проекта может быть основана на профессиональном интересе педагога или интересах учащихся.

 Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью углубить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Чаще всего тематика проектов младших школьников основывается на изучении какого-либо актуального вопроса современной жизни.

Прежде чем приступить к проектной работе с учениками младших классов, учитель должен:

•        в доступной форме познакомить школьников с методами научного познания

•        научить сотрудничать учеников друг с другом

•        использовать индивидуальный подход при работе с учениками

•        пробовать организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных, прямо на уроке

•        задавать на дом задания исследовательско-творческого характера.

Что такое проектно -исследовательская деятельность?

Проектно-исследовательская деятельность - эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Завершается сезон в районном научном объединении учащихся "Продвижение...

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:

1. исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

2. социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,

3. оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

4. информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

5. рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”).

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/04/s_61aba4de3a1b3/phpl8XfOD_buklet_html_d196faaca796be59.png

ОРАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная деятельность - прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.

 

http://shkola24.su/wp-content/uploads/2020/03/kaf.jpg

 Этапы проектной деятельности

1 этап: Подготовительный - погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект – мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы, цели. Тема проекта должна быть не только близка, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития детей.

2 этап: Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника.

3 этап: Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач.

4 этап: Представление результатов исследования, отчёт. Этап презентации необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. На этапе презентации важно: научить учеников кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность.

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1.        Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития младшего школьника.

2.        Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.

3.        Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

4.        Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.

5.        Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.

6.        Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.

7.        При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

8.        Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.

В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для младших школьников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Рабочая программа ДОУ 2017 Организация конструктивной познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся 2-4 курсов, получающих о...

Пасхальная свеча - Конкурс проектной деятельности младших школьников

Почему я начала  работу над проектом?  На Пасху издавна принято использовать сувениры  для украшения стола и преподносить близким подарки, связанные с тематикой праздника.С древних врем...