Управление профессиональным развитием педагогов
статья
В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание – "образование через всю жизнь". В этих условиях требуется творческий педагог, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, способный успешно и быстро решать педагогические задачи. В связи с этим актуализируется значимость управления профессиональным развитием педагогов.В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание – "образование через всю жизнь". В этих условиях требуется творческий педагог, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, способный успешно и быстро решать педагогические задачи. В связи с этим актуализируется значимость управления профессиональным развитием педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_professionalnym_razvitiem_pedagogov.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление профессиональным развитием педагогов
В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание – "образование через всю жизнь". В этих условиях требуется творческий педагог, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, способный успешно и быстро решать педагогические задачи. В связи с этим актуализируется значимость управления профессиональным развитием педагогов.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, нами были определены основные пути развития его профессиональной компетентности: повышение квалификации, тематический педагогический совет, работа в методическом объединении, предметные недели, участие в конкурсах, конференциях, фестивалях и исследовательской деятельности, выявление, обобщение, трансляция собственного педагогического опыта, самообразование, работа информационно-методического кабинета. Безусловно, важное место в процессе методического сопровождения педагогов в процессе их аттестации отводится повышению квалификации.
Реализуется оно следующим образом: формируется база данных кадрового состава, изучаются запросы, что позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого педагога. Затем составляется перспективный план повышения квалификации и формируются заявки на прохождение курсов. Ведущие специалисты Академии социального управления в рамках повышения квалификации через систему лекционных и практических занятий содействуют развитию и обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, формированию профессионально-личностной культуры педагогов.
Результаты эффективности повышения квалификации отслеживаются через планы профессионального развития педагогов (планы по самообразованию). Однако повышение квалификации не может решить все те проблемы педагога, которые возникают в процессе подготовки к аттестации. Ведь развитие профессионального мастерства осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментирования, общения с коллегами, самообразования, когда происходит осмысление и освоение полученных знаний, выстраивается собственный стиль педагогической деятельности. И здесь главным звеном работы с педагогами по развитию их профессионализма выступает методическая служба, связывающая в единое целое всю систему работы учреждения образования, в состав которой входит педагогический совет и методическое объединение (далее – МО).
Вся работа методической службы нашего учреждения построена на диагностической основе с учетом запросов каждого педагога, анализа организации образовательного процесса. Она предполагает: выявление проблем и затруднений в профессиональной деятельности; анализ (самоанализ) уровня подготовки педагога в соответствии с современными требованиями; выбор эффективных форм работы методической службы; организацию методического сопровождения в процессе аттестации; мониторинг участия в семинарах, МО, конкурсах профессионального мастерства.
Акцент в реализации методической работы в учреждении сделан на развитие системы мотивации педагогических кадров, формирование профессиональной культуры, дифференцированный подход в работе с педагогами. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность учреждения образования. Считаем, что самым главным и существенным в методической работе учреждения является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога. Основной групповой формой методической работы является МО, которое вносит значительный вклад в решение задач по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива учреждения.
МО в соответствии со своим положением работает над конкретной темой и строит свою работу по разработанному плану, анализирует и прогнозирует свою деятельность с учетом актуальных проблем учреждения в целом и своего направления в частности. В последнее время МО учреждения образования уделяет большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием у обучающихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.
В план работ МО включаются вопросы, способствующие повышению уровня теоретической подготовки, овладению педагогами инновационными технологиями. Предусматривается знакомство с новинками методической литературы, новыми достижениями коррекционной педагогики, а также обмен опытом. Работа МО традиционно демонстрируется во время проведения предметных недель. На открытых уроках и мероприятиях педагоги показывают современные формы и методы работы с детьми, широко используют занимательный материал и наглядность, информационно-комуникационные технологии (82% (9) педагогов нашего учреждения имеют сертификат пользователя ИКТ).
В рамках МО ведется работа по самообразованию, работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. На заседаниях МО подводятся итоги проведенных мероприятий, делается их всесторонний анализ. Руководителем МО представляется анализ деятельности за прошедший учебный год. Работа МО в учреждении результативна, т.к. имеет практическую направленность: наряду с докладами, сообщениями, открытыми уроками и внеклассными мероприятиями используются такие формы работы, как мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, дискуссия, заседания круглого стола. Результаты проведённых заседаний находят своё отражение в образовательном процессе. Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как тематические педсоветы. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Целям повышения образовательного уровня служит такой фактор, как самообразование. Именно самообразование является одним из основных источников получения новой информации, теоретических знаний, обоснования собственных идей и умозаключений. В основе самообразования лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности в личностном и профессиональном росте. В связи с этим содержание, методы и формы обучения педагога направлены на возрастание степени самостоятельности, активизации самообразования. Эффективными формами самообразования являются изучение современной научно-методической и учебной литературы, исследовательская работа по определенной теме, участие в педсовете, методическом объединении, посещение уроков, внеклассных мероприятий коллег, обмен мнениями по вопросам содержания обучения, организации занятий, методов преподавания, теоретические и практические апробации разных форм уроков, внеклассных мероприятий. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности, дистанционное обучение. Большие возможности для самообразования появились с развитием сети Интернет и других видов электронных информационных ресурсов.
Особое значение для самообразования имеет общение с коллегами. Именно в общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, установление их связи с другими явлениями и понятиями, раскрывается опыт внедрения современных технологий. Каждый педагог нашего учреждения разрабатывает план по самообразованию, активно работает над своей темой. Выбор тем основывается на оценке деятельности, видении каждым педагогом своих личностных и профессиональных проблем, умении проектировать и контролировать свои действия. В целях формирования информационной культуры педагогов, развития эффективной системы информационного обеспечения педагогического коллектива в учреждении организована работа методического кабинета, в котором созданы условия для оптимального доступа педагогов к необходимой информации. Здесь подобран и систематизирован дидактический материал для проведения педагогических советов, семинаров, оформлены выставки, имеется электронный каталог методической литературы.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства. Считаем, что активность участия педагогов в подобных мероприятиях достаточно высока по причине внутренней мотивации педагогов. Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников.
Необходимость аттестации, в процессе которой не только диагностируется уровень профессиональной компетентности, но и определяются перспективные направления на следующий период, неоспорима. Прохождение аттестации способствует личностному и профессиональному росту педагога, повышению качества его труда, развитию творчества, обеспечивает социальную защищенность через дифференциацию оплаты труда, т.е. для педагога аттестация является демонстрацией его успешности, стимулом повышения профессионализма, механизмом социальной стабильности. Процедуру аттестации педагоги проходят согласно перспективному плану.
В связи с изменениями и дополнениями в нормативные правовые документы, регулирующие вопросы аттестации педагогических работников, проведена серия индивидуальных и групповых консультаций. Всего в учреждении работает 18 педагогов, из них 14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 4 – первую.
Реализация системы управления профессиональным ростом педагогов в условиях учреждения образования позволила нам получить следующие результаты: мы отмечаем повышение уровня профессионального мастерства педагогов при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. Педагоги детально продумывают методы и приёмы обучения, ориентируясь на индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка, гендерную направленность в воспитании детей, обеспечивают здоровьесберегающий подход через чередование различных видов деятельности, динамические паузы. Именно система управления профессиональным ростом помогает педагогам осмысливать свои профессиональные затруднения, находить пути решения возникающих проблем, подвигает к оценке результатов собственной педагогической деятельности, а также способствует построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества, реализации индивидуального маршрута профессионального роста.
Литература
1. Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс/ Б.З. Вульфов.// Мир образования – образование в мире, 2006. - № 2 (22).
2. Певзнер, М.Н. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО. /. Е.Е.Шестернинов, // Завуч, 2004. - №5.
3. Федорова, Т. Научно-методическая работа в школе: формы организации и способы осуществления/ Т. Федорова // Директор школы. 2005. - №6. с. 26-36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по профессиональному развитию педагога
В данном разделе предлагаются материалы и рекомендации по различным направлениям профессионального развития педагога в современных условиях...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
Статья раскрывает некоторые аспекты сотрудничества преподавателей педагогического колледжа и студентов старших курсов колледжа в рамках профессионального развития....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.
Индивидуальная программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога 2015-2020 гг.
Индивидуальная программа развития педагога...
Траектория профессионального развития педагога.
Траектория профессионального развития педагога....
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год...
«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»
Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен ...