Планирование на уроках технологии. Основные технологические операции
методическая разработка

Шипилова Надежда Владимировна

Одним из основных этапов урока технологии является планирование трудовой деятельности. Знание технологических операций - важный аспект при проведении и организации данного этапа урока. Основные виды технологических операций представлены в данном материале. 

Также предложена инструкция по организации практической работы после изечения теории

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С БУМАГОЙ

Виды разметки:

Разметка – это изображение на куске материала контуров детали, которую нужно будет затем отделить, превратив в заготовку.

Иногда кроме контуров размечают элементы внутри детали – места сгиба, отверстий, прорезей, элементов отделки и т.д.

Для ребенка разметка – это рисование, поэтому, сколько бы учитель на уроке труда ни бился, призывая размечать маленькое солнышко в уголке большого листа с изнанки, ребенок делает это в центре на красивой, лицевой стороне. А отчего? Очень просто, все, как в рисовании. Для ребенка лист – это мир, «а рисунок – это я, любимый; конечно, я должен быть в центре. Меня ведь всю сознательную жизнь учили рисовать именно так».

- собирайте обрезочки бумажек и давайте ученику такой маленький кусочек, чтобы шаблон туда не поместился, а «влез с мылом»

- не объясняйте, что надо размечать в уголке, а спросите сто раз, на каждом уроке, почему это делают так.

1. Разметки на глаз. Разметка произвольных кривых линий на складных заготовках, разметка будущего узора на целой яичной скорлупе.

Почему на глаз? Потому что нет приспособления: шаблона, трафарета, контрольной копии. Помощник – глаз. Он ведет руку, представляя в уме, как это получится, глаз «рисует», а рука за ним поспевает. Нельзя все разметить на глаз – нужно тренироваться, чтобы было красиво. На яичной скорлупе будет непросто, потому что она не плоская. Правда, если заготовка складная, то красиво будет обязательно, потому что нарисованный узор после вырезания точно повторится столько раз, сколько раз была сложена бумага.

2. Разметка по шаблону и по трафарету.

ТРАФАРЕТ – приспособление для разметки из плотного листового материала. Для изготовления нужного трафарета на материал, из которого он будет изготавливаться, наносят контуры нужной фигуры, вырезают по этим контурам отверстие и производят разметку по внутреннему контуру трафарета.

ШАБЛОН – это приспособление, выполненное из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры или другого прочного листового материала, которое имеет форму необходимой для работы детали или выкройки. Шаблон обводят по внешнему контуру.

При обводке шаблона карандаш несколько отклоняется в сторону по направлению движения, а при обводке трафарета грифель стоит вертикально. Трафареты делают в том случае, если детали очень мелкие, их шаблоны легко потеряются, да и надписать их будет невозможно.

Дети говорят: «трафарет – это дырка, остававшаяся от шаблона».

3. Разметка складыванием

Суть этой операции – без линейки разметить на прямоугольнике квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника. Для этого совмещают две смежные стороны прямоугольника так, чтобы прямой угол оказался разделенным пополам, короткая сторона прямоугольника легла на длинную, ее конец указал, сколько бумажки нужно будет отрезать.

ФАЛЬЦЕВАНИЕ (фальцовка) – заглаживание листа гладилкой по линии сгиба.

4. Разметка по месту

Этот вид чрезвычайно распространен в жизни. Плотник, навешивая дверь, никогда не вымеряет место на притолоке, куда попадут дверные петли; он прислоняет полотно двери к тому месту, где они должны висеть, и по месту размечает – поставит черточку там, где нужно. Портниха, выкроив по размеру пояс для юбки с небольшим запасом, прикладывает его к талии и по месту размечает петлю для пуговицы. (Конверт)

4. Разметка на просвет

Этот вид разметки разделяется на два этапа: снятие копии с оригинала и получение оттисков деталей с копии на материале. Чаще всего первый этап (снятие точной копии) выполняет взрослый. Для этого используется калька или ее аналог – очень прозрачная полимерная пленка, матовая с одной стороны и блестящая – с другой. И калька и пленка должны быть очень прозрачными и достаточно жесткими, копию снимают простым карандашом 2М. Соблюдение этих условий облегчит собственно этап разметки, который выполняется следующим образом: контрольку (так называют копию рисунка на кальке) кладут на бумажную заготовку картинкой вниз. Поскольку копия прозрачная, контуры рисунка хорошо видны, их нужно обвести с нажимом простым карандашом 2Т, при этом жирный слой с лицевой стороны окажется оттиснутым на заготовке, то есть мы получим бледный, но хорошо различимый оттиск.

5. Разметка через копировальную бумагу

Суть операции заключается в том, что между оригиналом рисунка и материалом, на который его переводят, вкладывается лист очень тонкой, но прочной бумаги, имеющий с одной стороны сплошной слой жирной мастики какого-либо цвета: черного, синего, красного, желтого и т.д. Причем красящий слой обращен именно в сторону материала, а не рисунка. Так же как и при разметке на просвет. Рисунок обводят твердым карандашом, чтобы мастика из-под линии рисунка отпечаталась на материале.

Этот вид  разметки имеет достоинства и недостатки. Бесспорным достоинством является то, что через лист копирки (так сокращенно называют эту бумагу) можно разметить несколько раз практически любой рисунок на любом материале – это обеспечивается специальным составом красящего слоя.

Недостатков несколько. Копирка непрозрачная, поэтому, если рисунок обводят не в первый раз, трудно ориентироваться, не пропущена ли какая-нибудь деталь. У копирки вся поверхность красится, поэтому, если рука дрогнула и лепесток цветка сначала обвели криво, а потом правильно, на оттиске будут оба варианта. У копирки очень хорошая, жирная мастика, поэтому неверная разметка превратится в грязь. Если копирку приколоть к заготовке точки от булавки тоже будут очень хорошо видны. Отсюда следует один вывод: разметка через копировальную бумагу требует большой аккуратности и сосредоточенности.

6. Разметка по линейке и угольнику

Этот вид разметки один из самых трудных, потому что в его основе лежит чтение эскиза той детали, которую  нужно разметить, то есть получить на материале контуры будущей заготовки.

Сам прямоугольник нарисован толстой контурной линией, стороны продлены тонкими выносными линиями, между ними проведены тоже тонкие линии со стрелочками на концах, над которыми пишут цифры, обозначающие размер, поэтому они называются размерными. Цифры всегда пишут над линией. Если эскиз повернуть по часовой стрелке на 90 градусов, то окажется, что цифра сбоку написана правильно, потому что и она тоже расположена над размерной линией.

Угольник.

Первый шаг – построение базового прямого угла: прикладываем угольник в левый верхний угол и обводим с двух сторон, откладывая по верхней грани угольника со шкалой длину обложки, ставим риску у нужной цифры. Второй шаг: от полученной риски строим второй прямой угол – прикладываем угольник вершиной к риске, верхнюю грань совмещаем с первой линией построения, от вершины угольника проводим прямую вниз. Третий шаг: по линейке (или шкале угольника) откладываем слева и справа ширину обложки. Четвертый шаг: соединяем последние две риски прямой линией.

Линейка.

Совмещаем линейку с верхним краем листа так, чтобы «0» совпал с левым краем листа, находи нужную величину – напротив цифры ставим засечку; опускаем линейку вниз листа так, чтобы «0» совпал с нижним левым краем листа, ставим засечку. Поворачиваем лист. Соединяем 2 точки….

7. Разметка циркулем

Этот вид разметки тоже включает чтение эскиза, в данном случае круглой детали и собственно разметку. Из новых условных обозначений вводится понятие радиуса. Поскольку само определение радиуса как расстояния от цента до любой точки, лежащей на окружности, воспринимается детьми как заданное расстояние между ножками циркуля, то стареемся обойтись без определения вообще, показывая радиус на эскизе как отрезок, его обозначающий. Чтение эскиза в данном случае будет состоять только в переводе размера из миллиметров в сантиметры. Собственно разметка состоит из двух частей: снятия размера, равного величине радиуса, с линейки и проведения окружности.

Выделение деталей

Разрежем ножницами

Суть операции – резание по прямой. Чаще всего режут по линии карандашной разметки, иногда по расправленному фальцу. Режут средней частью ножниц, полотна до конца не смыкают. Возможная ошибка – резание очень короткими шагами.

Разрежем ножом

Операция используется в том случае, когда необходимо получить довольно длинную и безупречную линию разреза. Ножом режут лист по сгибу и по линии разметки. Самая распространенная ошибка – попытка не вести нож, а «пилить» им бумагу. В этом случае линия разреза будет лохматой.

Вырежем ножом. Делаем трафареты и силуэтно-контурные аппликации.

Вырежем ножницами. Если у рисунка есть глубокие внутренние углы, то их стараются вырезать в два приема: сначала бумагу прорежут с одной стороны до вершины угла, а затем – с другой, лишняя часть бумаги выпадет сама.

Формообразование

Надрежем ножницами. Разрушим волокна до определенной точки, по контуру не у всей заготовки, а только у ее части.

Проколем шилом.

Прорежем ножом. Насквозь, по всей толщине материала.

Надрежем ножом. До половины толщины материала.. У переплетчиков эта операция рицовка. Выполняется только на подрезной доске по фальцлинейке.

Согнем. Сложим. Сгофрируем. Скрутим. Искривление поверхности заготовки.

Сгибание – временное искривление поверхности бумаги. Если концы согнутой полоски бумаги отпустить, она примет первоначальный вид.

Складывание отличается наличием фальца.

Гофрирование –частый вид складывания, делении прямоугольной заготовки на параллельные, одинакового размера полосы, образующие складки. Получившаяся складчатая заготовка-гармошка называется гофр. Основным затруднением для ученика при гофрировании является необходимость выдержать одинаковую ширину у каждой складки. Способы: 1) отгибаем первую ступеньку гофра на глаз, затем переворачиваем каждый раз заготовку, отгибаем по очереди все остальные, пользуясь первой как шаблоном; 2) сделать несколько направляющих фальцев: разделить заготовку симметричным складыванием (хотя бы на 8 частей); 3) по линейке наметить рисками по верхней и нижней стороне полосы ширину каждой складки и затем продавить ребром фальцовки направляющие полоски по любой стороне.

Операция скручивания искривляет всю поверхность бумажной заготовки; фактически бумага сминается. Это делается на оправке, вспомогательном приспособлении (стержень шариковой ручки)

Загрунтуем. Значит предварительно, перед нанесением основного цвета, окрасить деталь, скрыв все ее пороки; как правило на загрунтованную поверхность отделочный слой ложится значительно ровнее. Чаще всего это относится к работе с полуфабрикатами: катушками, шпульками, баночками, коробками, крышками и деталями из фанеры.

Раскрасим. Цветные карандаши, фломастеры. Раскрашивают загрунтованные полуфабрикаты, очень небольшие фрагменты в аппликациях из бумаги (там, где деталь нужной формы слишком трудно вырезать и приклеить), а также целую яичную скорлупу, превращая ее в пасхальный сувенир. И везде операция раскрашивания требует  очень точного глазомера, особенно это относится к выпуклой поверхности яичной скорлупы, где карандашная разметка вообще недопустима, так как брак стереть невозможно. Поэтому включая в план операцию раскрашивания, сделаем при обсуждении особенные акцент на необходимость сосредоточенности в работе.

Окрасим по трафарету. Быстрое и качественное нанесение цветного узора на деталь с помощью трафарета. Узор по трафарету можно нанести одним качанием губки с краской, как это нарисовано в карточке, либо окрасить вырез в трафарете кисточкой. Только в этом случае кисточку обрезают очень коротко и при работе держат строго вертикально, буквально торчком. «Набивают узор».

Окрасим набрызгом. Набрызг придает бумаге мозаичный вид. Его можно получить, пользуясь распылителем, либо с помощью зубной щетки, слегка смоченной в краске. Ее держат над листом щетинкой вниз и слегка постукивают сверху ручкой кисточки – с зубной щетки начинает капать цветной дождь. Если мы хотим получить капельки поменьше и относительно одинаковые по размеру, по мокрой щетинке кисточки проводят расческой.

Виды сборки:

Склеить, сшить, переплести 

Приколем булавками

Сошьем нитками в три прокола (игла, шило)

Сошьем скобами – степлер, брошюрователь

Оклеим. Обтягивание покровным материалом заготовки с заворачиванием припусков на противоположную сторону

Наклеим. Склеить можно практически любые материалы. Получается неразъемное соединение (то есть невозможно разобрать, не повредив детали), поэтому очень важно сделать это качественно.

Деталь намазываем клеем на макулатуре так, чтобы клей выходил за внешние контуры, при этом условии все края будет хорошо промазаны, затем деталь укладывают на место наклеивания и притирают через чистый лист ненужной бумаги ребрами ладоней от середины к краям, выгоняя излишки клея и пузырьки воздуха.

Виды отделки готового изделия:

Обрежем ножом. Обрезают ножом по фальцлинейке блок листов с обложкой, выравнивая края, потому что, как бы точна ни была разметка, при изготовлении каждой детали отдельно их размеры будут немного отличаться и красивая тетрадь не получится.

Высушим под прессом. Сушка под прессом – обязательная операция после склейки, поскольку увлажненные детали при высыхании коробятся.

Плоские изделия. Стопка книг.

Объемное изделие. Понадобится оправка  - подходящий по форме предмет, который ставят внутрь влажного изделия; или на склеенные бортики коробки можно надеть канцелярские скрепки и оставить их там до полного высыхания.

ДЕКОР – элемент композиции, украшение, обогащающие содержание художественного произведения, в отличие от орнамента, имеющего более узкое, формальное назначение.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio – соединение, составление, сочетание) – искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идеи. Композиция – один из типов структуры. В художественной деятельности композиции выступает как метод художественно-образного формообразования. Композицией называется также собственно процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина, изучающая закономерности этого процесса.

ОРНАМЕНТ – украшение, узор, состоящий из ритмически организованных повторяющихся элементов, которые композиционно могут образовывать орнаментальный ряд или раппорт.



Предварительный просмотр:

Практическая работа «Аппликация»

  1. Определите вид аппликации по предложенной классификации

  1. По содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая
  2. По количеству используемых цветов: силуэтная, цветная
  3. По наличию симметрии: симметричная, асимметричная
  4. По форме: геометрическая, негеометрическая
  5. По способу изготовления деталей: резаная, рваная, обрывная
  6. По степени прилегания к основе: плоская, объёмная
  7. По количеству деталей: целыми силуэтами, раздробленная на части, мозаика
  8. По способу крепления деталей: однослойная, многослойная

  1. Оцените своё изделие по предложенным критериям

(0 –  отсутствует  1 – допущены ошибки   2 – нет ошибок)

Критерии

0-1-2

Комментарии

1

Аккуратность

- чистота обработки

- детали вырезаны без зазубрин, плавной линией

- детали не топорщатся, без пузырьков

2

Композиция

- тематика

- расположение

- размер

3

Самостоятельность

- вместе с учителем

- с помощью учителя, детей

- полностью самостоятельно

4

Цветовое решение

- цветовая гармония

- использование контраста

- детали хорошо видны, не сливаются на фоне друг друга

5

Оригинальность

- проявление творческого потенциала

- оригинальный замысел

- интересная идея

ИТОГО (баллов)

  1. Составьте план работы над аппликацией

Название этапа

Вид (технологической операции

Инструменты, материалы и приспособления, необходимые для выполнения работы (на каждом этапе)

На этапе отделки предложите варианты по улучшению/совершенствованию композиции

Комментарии

  1. Определите вид аппликации по предложенной классификации

Из каждого пункта необходимо выбрать один вид, который характеризует ваше изделие – аппликацию.

  1. Оцените своё изделие работу по предложенным критериям

Таблицу писать не обязательно, можно сделать перечисление критерий и напротив каждого поставить баллы от 0 до 2х, которые соответствуют вашему выполненному изделию. Комментарии переписывать не нужно

  1. Составьте план работы над аппликацией

Заполняете таблицу.

Название этапа: выбираете те этапы, которые подойдут для работы над вашей аппликацией

Вид/Инструменты: необходимые данные найти в информационном блоке

Название этапа

Вид (технологической операции

Инструменты, материалы и приспособления, необходимые для выполнения работы (на каждом этапе)

1

Выполнение эскиза

2

Разметка

3

Выделение деталей

4

Формообразование

5

Сборка

6

Отделка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ проведения практического занятия с компьютерной презентацией доклада на тему: «Стратегическое планирование маркетинга. Понятие и основные этапы процесса стратегического планирования в организации. Дерево целей».

Тема: СЕМИНАР:«Стратегическое  планирование  маркетинга. Понятие и основные этапы процесса стратегического планирования  в организации. Дерево целей»Цели семинара: Освоение теорети...

«Выполнение основных малярных операций по окраске и ремонту поверхностей различной сложности»

laquo;Окраска поверхностей масляными составами кистью и валиком»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.

Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3...

План урока учебной практики Тема урока: "Выполнение технологических операций по сортированию рыбы, морепродуктов по видам, размерам, и качеству в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ, ТУ. Изучение изменения рыбы-сырца"

План урока учебной практикив группе № ОР 1720 по профессии «Обработчик рыбы и морепродуктов»ПК 01 « Производство охлажденной и мороженой  продукции»МДК 01.01   Т...

Основные логические операции, таблицы истинности

презентация основные логические операции, таблицы истинности...

Технологическая карта. Основные логические операции, построение таблиц истинности простых высказываний.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАФ. И. О. преподавателя: Денисенко Яна СергеевнаДата проведения занятия: __.__.2018 г.Тема занятия: Основные логические операции, построение таблиц истинности простых высказываний...

Презентация "Основные слесарные операции в профессиональной деятельности"

Данный материал может быть полезен на занятиях по учебной практике для профессии 15.01.17 "Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию"...