Методическая разработка игры "Мир профессий"
материал
Предварительный просмотр:
ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ»
Методическая разработка игры по профориентации
"Мир профессий"
Воспитатель Иночкина Т.Н.
Аннотация
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассниками о выборе профессии. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною был разработан классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «В поисках будущей профессии» с использованием мультимедийной презентации. В увлекательной игровой форме ребята узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме. Небольшой тест поможет ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.
Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.
Игра по профориентации "Мир профессий"
Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)
Задачи мероприятия:
- Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
- Определить мотив выбора профессии.
- Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
- Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
- Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;
План мероприятия:
- Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
- Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»
- Изучить житейский способ выбора профессии.
- Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.
- Провести игру: “Угадай профессию”.
- Провести игру «Пантомима»
- Провести игру «Закончи пословицу»
- Подвести итоги мероприятия.
Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)
Ход мероприятия:
1. Слово учителя.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите. Кто-то в других учебных заведениях нашего города, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Кто-то дальше продолжит учиться до 11 класса, и только потом поступит в другие учебные заведения нашей страны, для получения профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители, психолог, педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Один из тестов вы уже проходили и ознакомились с результатами.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)
2. В течение трех минут вам необходимо придумать название команды, которое должно отражать название профессии, которая, по-вашему, ещё не существует, и представить ее нам.
3. Игровая разминка.
Игра первая: К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)
Задание: надо назвать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.
О | К | Р | П |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
Кровельщик | Печник | ||
Каменщик | Пиротехник | ||
Кутюрье | Повар | ||
Кондитер | Пекарь | ||
Кондуктор | Портной | ||
Парашютист |
4. Слово учителя.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей, возможно, необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
5. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз:
Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается учителем исходя из ответов детей.
6. Слово учителю
Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?
- Востребованность на рынке труда.
- Доходность.
- Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
- Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
- Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
- Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
- Положительное влияние на семейную жизнь.
- Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
- Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.
7. Игра вторая «Угадай профессию»
Учитель перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.
Слайд 7.
8. Игра третья «Пантомима»
А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, пилот, учитель, швея, врач, повар.
Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.
9. Игра четвертая «Закончи пословицу».
Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:
- Уменье и труд все (перетрут).
- Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
- Дело мастера (боится).
- За всякое дело берись (умело).
- Умение везде найдет (примененье)
- Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
- Маленькое дело лучше большого (безделья).
- Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
- На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
- Больше дела – меньше (слов).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
- Кончил дело — гуляй (смело).
10. Подведение итогов
- Подведение итогов игры
А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)
- Отзывы детей о мероприятии
- Заключительное слово учителя
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. Скажите, пожалуйста, кем вы хотите стать?
Я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!
8. «Профессиональные качества».
Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники нашего детского дома. ( Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Самообладание Дисциплина Ответственность Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции; Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений… | Любовь к детям Гуманность Образованность Терпение Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность Милосердие… | Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Твердость руки, устойчивость кистей рук Хорошая координация движений; Оперативность; … | Терпение Собранность Информированность Коммуникабельность Точность Образованность Находчивость Тактичность Интуиция Ответственность Порядочность Умение оперировать цифрами, информацией… |
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
Литература.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
- CHUDOPREDKI.RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы
- Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988
Приложение 1
Основной мотив твоего выбора профессии.
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Приложение 2
К | Р | О | П |
К | Р | О | П |
К | Р | О | П |
Приложение3
Плотник
Пилот
Учитель
Швея
Врач
Повар
Приложение 4
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Приложение 5
1 К | 2 К | 3 К |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 |
Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. | Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. | Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. | ||
Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. | Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. | Основной мотив твоего выбора профессии. 1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции. 3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. 5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. 9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми. 11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. 13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая, спокойная работа. |
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по профориентации «Все профессии нужны, все профессии важны»
Это мероприятие проводится с участием обучающихся нашего техникума в «День открытых дверей». Сотрудники и студенты принимают равноправное добровольное участие в организации внешней рекламы (предоставл...
ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема: Контрольно-измерительные инструменты
формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работыППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения ...
ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема: Правка, гибка
правила подготовки изделий под сварку;назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;средства и приёмы измерений линейных размеров, у...
Данная методическая разработка содержит материалы проведения конкурса о выбранной профессии студентов 1 курса, обучающихся по профессии 19.01.17. «Повар, кондитер»
Данный материал позволит студентам показать их любовь к выбранной профессии "Повар,кондитер"...
Методическая разработка занятия "Профессия медицинского работника"
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального государственного образо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»
В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «У истоков профессии оператор по обработке перевозочных документов на железнодоро...
Методическая разработка по профессии Автомеханик
Распространение педагогического опыта...