Особенности формирования информационной грамотности в рамках ОП
статья

Титовец Ирина Владимировна

Информационная грамотность - это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно ее находить, анализировать и использовать в своих целях. В данной статье речь идет об информационной грамотности, как об основе для развития и деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_informatsionnoy_gramotnosti.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования информационной грамотности в рамках ОП «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Титовец Ирина Владимировна

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Кузнецкий индустриальный техникум»

То, что мы знаем – ограничено,

А то, что не знаем – бесконечно.

П. Лаплас.

Информационная грамотность - это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни среднестатистического обывателя без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно, даже если ты никогда в жизни не хотел написать исследовательскую статью и не бываешь в библиотеке.

Информационная грамотность - одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.

Получив тему очередного доклада, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

Можно воспользоваться алгоритмом, разработанный Кэти Шрок, который будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:

  • Написать на листе ключевые слова интересующей темы.
  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Перечислить все ресурсы для поиска информации: специализированные сайты, подписки, экспертов в этой области.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если это необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.

По мере развития информационной грамотности часть пунктов начинает выполняться автоматически, но если перед вами стоит задача сложного поиска, полезно всё разложить по полочкам именно таким образом.

Информационные технологии в профессиональной деятельности занимают лидирующее положение системного подхода анализа не только окружающего мира, но и своей дальнейшей трудовой деятельности. Современный студент должен четко понимать и представлять все технологические процессы в рамках осваиваемой специализации, а для этого ему необходимо не просто знать, но и владеть определёнными навыками работы в различных офисных и инженерных программах.

Информационная грамотность – это основа для развития и деятельности современной личности.

Интерес к изучению информационных технологий во многом зависит от того, как проходят данные уроки, какие формы и методы использует преподаватель, в какой мере заинтересовывает своих студентов, вовлекая их в различные виды деятельности.

На своих уроках я использую различные формы и методы, элементы нескольких технологий, применяя оригинальные методические приемы. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие студентов за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки на обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

Применяя элементы технологии разноуровнего обучения подбираю материал и задания таким образом, чтобы охватить всю аудиторию, от средних и иногда слабых студентов, до сильных и одаренных. Использую интегрированные задания с акцентом на свою будущую профессию или специальность, начиная от совсем простых, таких как создание презентации в программе Power Point о своей будущей трудовой деятельности, до создания проектов по различным направлениям.

Систематически использую метод проектной деятельности, при чем не только в рамках изучаемых, тем в данной дисциплине, но и социального, образовательного направления, например составление плана мероприятий волонтерского движения или создание образовательного сайта о нашем учебном заведении, создание дизайнерских рекламных буклетов и т.д. Включение элементов проектной деятельности в обычный урок, позволяет педагогу уйти от авторитарности в обучении, студенты приобретаю знания самостоятельно, используют их для решения практических задач, учатся умению работать в сотрудничестве. Даже самые простые проекты помогают студентам научиться работать с различными источниками информации, включая интернет – источники, с использованием образовательных сайтов и порталов, а также анализировать информацию, четко формулировать свои мысли, логически выстраивая цепочку, понимать других и успешно с ними взаимодействовать.

На уроках, где применяются элементы проектной деятельности, работая над тем или иным проектом, студенты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, и здесь важным фактором становиться достижение цели проекта или перспектива его развития.

На своих уроках для оптимизации учебного процесса я использую разработанный мною учебно-методический комплекс, в котором четко структурированный материал, состоящий из теоретических основ, ссылок на дополнительные источники и задания, с алгоритмом выполнения, а также дополнительные творческие задания, которые требуют от студентов проявить креативность мышления, неординарность и самостоятельность в выборе форм и методов своей деятельности. К некоторым заданиям имеется стандартный алгоритм выполнения, который помогает освоению данной дисциплины, другие требуют от студента самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

Комплекс рассчитан на студентов 2 курса, объединяет теоретические и практические задания, призванные не просто закрепить полученные знания, но и применить их в практических целях. Дозированность изучаемого материала позволяет студентам запомнить основные приемы работы и дает пищу для размышления дальнейшей деятельности. При этом каждое последующее задание содержит элементы предыдущих, тем самым достигается повторение изученного материала.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что формирование информационной грамотности способствует развитию студентов, как гармонически высокообразованной личности. А также позволяет студентам использовать полученные навыки в повседневной и общественной деятельности в техникуме, в рамках сотрудничества, что способствует повышению их образовательного уровня, так как они уже не просто потребители информации, но и создатели, и аналитики и распространители.

Сегодня в век компьютерных технологий, телекоммуникаций и сетей, важно знать не только основы общения и работы, но и ориентироваться в «кибер пространстве», уметь адаптироваться в той или иной ситуации, а также искать различные пути решения для поставленной цели или проблеме.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года

2. Информационные технологии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А.- 10-е изд.- М, Издательский центр «Академия», 2017.- 240с.

3. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

КОМПЛЕКТ КОС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 02 Участие в разработке информационных систем в рамках ОПОП по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)  и среднего профессионального образо...

Учет особенностей индивидуального развития детей в рамках освоения основной образовательной программы в ДОУ

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы.              Цель: ознакомление педагогов с процедурой...

Образовательный проект по физике: "От информационной грамотности к информационной компетентности"

Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции студентов на уроках физики....

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине Основы финансовой грамотности в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (профессии) СПО «Банковское дело»

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине Основы финансовой грамотности в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОП...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.

Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взгля...